Эту простую фразу мы слышим каждый день, но как узнать, к чему относится “это”? Новое исследование Университета Кюсю, опубликованное в журнале PLOS One, показывает, что дети и взрослые используют разные стратегии для интерпретации таких словесных неопределенностей, предлагая новое понимание развития человеческого языкового восприятия.
Представьте, что вы наблюдаете за тихим ночным небом. Когда по небу проносится падающая звезда и кто-то спрашивает: “Ты это видел?”, мы, естественно, понимаем, что речь идет о падающей звезде, а не о мерцающих звездах на заднем плане. “В общей разговорной среде падающая звезда - это яркое событие, которое привлекает внимание, заставляя слушателей легко ассоциировать “это” с этим моментом”, - объясняют научный сотрудник Рейки Кисимото и профессор Казухиде Хашия с факультета исследований человека и окружающей среды Университета Кюсю.
Наши повседневные разговоры полны двусмысленности. Однако общение обычно проходит гладко, потому что слушатели могут выделить ключевые сигналы из бесчисленных возможностей и интерпретировать намерения говорящего. Эти сигналы часто включают в себя привлекающие внимание события или то, что только что произошло. Чтобы изучить, как развиваются эти навыки интерпретации, исследователи из Университета Кюсю провели психологические эксперименты с японскими детьми в возрасте 7-10 лет и взрослыми.
Участникам показывали серию анимационных роликов с девятью монстрами, которые появлялись один за другим слева направо. В то время как восемь монстров выполняли одно и то же действие - например, играли на гитаре, - один монстр делал что-то другое, например ел. После появления последнего монстра участники услышали японскую фразу “Ima-no mita?” (что означает “Вы это видели?”), и их попросили свободно выбрать, к какому событию, по их мнению, относится “это”.
Результаты показали, что большинство детей и взрослых выбирают либо последнего монстра, либо того, который показал себя иначе. Это говорит о том, что повторяемость и редкость служат общими сигналами для разрешения двусмысленности в разных возрастных группах. Однако дети значительно чаще, чем взрослые, выбирают последнего монстра, считая, что “это” означает просто то, что только что произошло.
Дети и взрослые также по-разному воспринимают редкость и повторяемость. Когда монстр с уникальным поведением появляется позже в последовательности, взрослые постепенно увеличивают вероятность его выбора. В отличие от них, дети отдают явное предпочтение редкому событию только тогда, когда оно было самым последним. Для детей редкость рассматривается отдельно от повторяемости, в то время как для взрослых эти два фактора взаимодействуют и интегрируются.
“Взрослые воспринимают временную дистанцию как гибкую, непрерывную переменную, а не как фиксированную точку во времени. Они также используют множество подсказок, чтобы понять намерения говорящего. Мы считаем, что такие стратегии интерпретации требуют больше когнитивных ресурсов”, - объясняет Кисимото.
Команда надеется, что их выводы будут иметь значение для разработки диалоговых роботов и способствовать улучшению систем поддержки людей с коммуникативными трудностями, включая некоторых детей с аутизмом.
“Понимание неоднозначных обращений часто требует выхода за рамки буквального значения, чтобы понять контекст, что может быть сложным для некоторых детей с аутизмом. Раскрывая эти механизмы интерпретации, мы можем улучшить клинические вмешательства, помочь детям развить навыки общения и сформировать более прочные социальные связи”.
В будущем команда планирует изучить, как модели интерпретации различаются в разных культурах и языках, и как другие сенсорные сигналы, например звук, могут влиять на интерпретацию неоднозначной информации.
“Коммуникация стремительно развивается, с ростом SNS и других форм общения “один ко многим”. Знание того, как люди обрабатывают и фокусируют внимание на информации, становится как никогда важным. Мы надеемся, что наши результаты будут способствовать более глубокому пониманию социального взаимодействия людей в этом меняющемся ландшафте”.
Университет Кюсю. Пер.: PSYCHOL-OK.RU