Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет
Человек стремится к оптимальному согласованию
внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой
активности – начиная психической и кончая социально-психологической.
Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном
согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной
активности. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего,
с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью
творчества. Реально же не любая личность самовыражается в деятельности,
т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И тогда личность
ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например посредством
Интернета, который с одной стороны занимает всё более значимое место
в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи
с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции.
Постановка проблемы, связанной с массовой коммуникацией опосредованной
Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века, а в 90-х
началась исследовательская деятельность и в отечественной психологической
среде.
Доктор Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость" (1996
г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую пагубное
воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую
или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал использовать
термин "патологическое использование компьютера" (PCU – pathological
computer use). В настоящее время этот термин употребляется для более
широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер
вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется
для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения
в социальные взаимодействия.
Изучая теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости в работах
многих исследователей данной проблемы, мы смогли выделить некоторые основные
поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические
симптомы.
К основным поведенческим характеристикам относятся:
- Нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время;
- пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями
и собственным здоровьем;
- разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом;
- недостаток физической активности.
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы,
характерные для PCU:
К психологическим симптомам относятся:
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
К физиологическим симптомам относятся:
- Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки,
связанное с длительным перенапряжением мышц);
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- Пренебрежение личной гигиеной.
К этому можно добавить часто встречающееся проявление крайнего раздражения
на отвлекающие факторы "реальной жизни" в момент нахождения
в киберпространстве.
Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета
- явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную
реальность" людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии,
ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся
своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск
новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность
(возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться
тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить
поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом" в
применении компьютера для работы в Интернете.
Изучая данный феномен, мы предположили, что у большинства пользователей
сети Интернет наблюдается повышенный уровень социальной фрустрированности;
ряд конституционных факторов, выделенных Р. Кеттеллом, имеют максимальную
выраженность; а так же, личностные особенности аддиктов могут отличаться
от личностных особенностей людей, не склонных к аддикции.
В исследовании, проведенном нами, выборку составили 20 человек в возрасте
от 18 до 36 лет, средний возраст 26 лет, 65% женщин и 35% мужчин, все
с образованием высшим и неоконченным высшим, городские жители, в большинстве
холостые и незамужние (60%), у 25% есть дети. 40% опрошенных имеют стаж
работы в Интернете от полугода до трех лет, 60% - от трех и более. 60%
респондентов посещают Интернет от 5 до 10 часов в неделю, 35% бывают
в Интернете от 20 до 30 часов в неделю, 5% бывает в Интернете более 40
часов в неделю.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л.
И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 10% испытуемых пониженный
уровень социальной фрустрированности, у 25% - неопределенный, 40% имеют
умеренный уровень, 20% - повышенный и у 5% очень высокий уровень фрустрированности,
т.е. большая часть испытуемых относится к группе риска людей, имеющих
психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при
столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми)
на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей.
По методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла нами были
выявлены преобладающие максимальные показатели по группе факторов: при
высокой интеллектуальности, смелости, аналитичности и хорошей информированности,
общительности, артистичности, находчивости и групповой независимости
у респондентов наблюдаются неуступчивость и самоуверенность, конфликтность
и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, сензитивность,
агрессивность.
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что респонденты - пользователи
Интернета – это люди обладающие высоким интеллектом и умеющие его использовать
в достижении своих целей. Собранность и сообразительность, абстрактность
мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность вливаться
в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию.
Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко в грубости
и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая тревожность.
На следующем этапе нашего исследования, применив методику выявления Интернет-аддикции
- шкала "Интернет-зависимость" из опросника "Поведение
в Интернете", разработанного А. Е. Жичкиной мы выявили, что: 40%
принявших участие в исследовании не имеют склонности к аддикции, 55%
склонны к зависимости и 5% явно зависимы от Интернета.
Из полученных данных, можно увидеть, что большой процент (65%) пользователей
подвержены состоянию фрустрации (отметим, что чаще всего реакцией на
состояние фрустрации является возникновением внутренней тенденции к агрессивности,
которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто
прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект) и при высоких
показателях интеллектуальности и общительности имеются максимальные значения
по факторам самоуверенность, конфликтность, агрессивность. Для таких
людей, анонимность и условно безграничные возможности Интернета являются
той средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и независимее,
где состояние фрустрированности пропадает, но при выходе из Интернета
вновь возникает, что и подтверждают данные полученные с помощью методики
выявления Интернет-аддикции (60%), со всеми вытекающими психологическими
и физическими симптомами, отмеченными нами выше.
В дальнейшем мы, основываясь на результатах полученных с помощью методики
выявления Интернет-аддикции А. Е Жичкиной, разделили испытуемых на две
группы, а именно на группу склонных к зависимости, куда попали также
и склонные, и группу не склонных к аддикции пользователей. Сравнив показания
в группах, учитывая данные выявленные по методике Кеттела, можно заметить,
что склонность к зависимости основывается на ряде конституционных личностных
факторах, которые у первой группы более выражены: непринужденность, работоспособность,
стремление к доминированию, упрямство, неуступчивость, независимость,
общительность, импульсивность, эгоцентричность, неуверенность в себе,
себялюбие, высокая тревожность, хрупкая эмоциональность и другие. Имея
в своем багаже такие факторы, люди ищут общения, потребность в общении
у них очень сильно выражена. Но в реальном мире, из-за тревожности и
неуверенности в себе, им труднее устанавливать и поддерживать социальные
контакты, а, учитывая возможности Интернета для коммуникаций, они могут,
как свободно перейти к общению, так и свободно его прекратить. Многие
исследователи психологии Интернета отмечают также, что анонимность общения
в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя
ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору,
но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете
позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей склонных к
Интернет-зависимости позволяет на предварительных этапах исследования
сделать предположение, что большая часть из них испытывает определенный
психологический дискомфорт в реальной жизни. Например, наличие высокой
тревожности обуславливает склонность к Интернет-зависимости более 50%
пользователей сети.
Сам феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе со стремительным
развитием Интернета и заслуживает досконального изучения, в том числе
методами психологического исследования, поскольку за проявлениями зависимости
от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Источник: "Психология Интернета"