Нас заставляют покупать ненужные вещи
Исследования показывают, что американцы
тратят до трети своего месячного дохода на ненужные вещи, а россияне
— до 5 тысяч рублей. Есть ли способы сократить траты?
Вам когда-нибудь удавалось зайти в супермаркет за булкой хлеба и купить
только ее? Скорее всего, нет. Современный магазин — это не просто помещение
с товаром и привлекательной витриной. Это некое замкнутое пространство,
в котором покупатель перемещается не по собственному усмотрению, а по
законам поведенческой психологии.
Да, да, существуют объективные законы поведения человека в замкнутом
пространстве, его реакции на цвета и звуки, зная которые, можно манипулировать
покупателем, направляя его именно к тому конкретному товару, который
надо продать. И таким образом корректировать продажи тех или иных вещей.
Создавая дополнительные приманки и визуальные стимулы, сбывать непроданные
остатки или, напротив, быстрее реализовать хиты…
Одна из хорошо известных «хитростей» — выкладка товара на полки, находящиеся
на уровне глаз. Ведь товар должен сам ложиться в руки покупателя. Взять
в руки — древнейшая и одна из первых форм заявления права на собственность.
Если трогать неудобно — гарантировано снижение продаж. Поэтому-то с верхних
и нижних полок товар распродается хуже, чем с полок, находящихся на оптимальной
высоте.
Другой известный принцип манипулирования покупателями — рядом с популярным
и необходимым продуктом размещают ненужные, но, в основном, более дорогие.
Например, возле молока — взбитые сливки, детские йогурты. Работает и
прием «Здесь уже купили». В стройном ряду продукции убирается несколько
единиц, чтобы у покупателя сложилось впечатление, что товар пользуется
спросом.
Есть много других, гораздо более сложных «хитростей», благодаря которым
российские покупатели, например, совершают ненужных им покупок на 3–5
тысяч рублей в месяц! А результаты исследования, опубликованного Американской
Ассоциацией Психологов так и вовсе поразительны: мало того, что американцы
тратят на ненужные им вещи до трети своего дохода, они еще и уверены,
что поголовно страдают редкими болезнями, поэтому тратят деньги на приобретение
дорогостоящих медикаментов.
По данным Леонора Тайфера (Leonore Tiefer), профессора клинической психологии
из Нью-Йоркского Университета, 15% американцев убеждены, что страдают
«болезнью усталых ног», а 43% американок убеждены, что у них «сексуальная
дисфункция». Убедить американцев в том, что они страдают такими экзотическими
заболеваниями, помогает массированная реклама фармацевтических компаний,
считает Тайфер, опубликовавший результаты своих исследований в журнале
«Психологическая Медицина».
Совместно с д-ром Грахамом Арчардом (Graham Archard) они дают ряд рекомендаций
для людей, которые хотят сократить свои расходы на ненужные им еду, лекарства
и прочие товары:
Если Вы пришли с работы и у Вас болят ноги, Ваши дети перебивают Вас
и сильно возбуждены, и вдобавок ко всему Вас посещают мысли о не слишком
удачной сексуальной жизни, не стоит сразу заключать, что у Вас непременно
«болезнь усталых ног» и «женская сексуальная дисфункция», а у Ваших детей
— СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Пусть все эти
диагнозы поставит Вам врач.
Это популярный совет — идти в магазин со списком, искать товар на верхних
и нижних полках, не отвлекаться на рассматривание постороннего товара
и не задерживаться у кассы — там всегда выкладывают самые дорогие и бесполезные
мелочи. Экономия должна быть налицо!
Выбрасывайте рекламные издания, едва взяв их в руки. Увидев начало любой
рекламы, сразу переключайте телевизор на другие каналы. Избегайте распродаж
— так вы не купите ненужных, пусть и дешевых, вещей.
Источник: "Новости психологии".