Насколько действенны психологические услуги, предоставляемые по телефону, по радио и в Интернете?
Хорошо это или плохо, но психотерапия и консультирование быстро вступают в век электроники. Сегодня психологические
услуги доступны на радио, по телефону, посредством видеоконференций
и электронной почты. Каковы преимущества и недостатки получения психологической
помощи в режиме on-line? Каковы опасности и возможная польза?
СМИ - психологи
Вероятно, вам уже приходилось слышать
радиопсихолога, работающего в прямом эфире. Обычно передача строится
следующим образом: звонящие описывают проблемы, связанные с жестоким
обращением в детстве, одиночеством, любовными связями, фобиями, сексуальной
адаптацией или депрессией. Затем радиопсихолог старается ободрить людей,
дает указания или советы в отношении того, куда обратиться за помощью.
Психология в форме радиобеседы может
показаться безвредной, но она поднимает ряд важных вопросов. К примеру,
разумно ли давать советы, ничего не зная о прошлом человека? Может
ли совет причинить вред? Какую пользу может принести психолог за 3 минуты?
В оправдание себе радиопсихологи указывают,
что слушатели могут найти решения собственных проблем, прислушиваясь
к тому, что говорят другие. Многие также подчеркивают, что их работа
носит просветительский, а не терапевтический характер. Однако возникает
вопрос: когда советы превращаются в терапию? Американская психологическая
ассоциация призывает СМИ - психологов обсуждать только проблемы общего
характера, избегая фактического консультирования кого бы то ни было.
Например, если звонящий жалуется на бессонницу, радиопсихолог должен
рассказать о бессоннице в общих чертах, не зондируя личную жизнь звонящего.
Предоставляя информацию, советы и социальную
поддержку, радиопсихологи, вероятно, все - таки помогают некоторым
слушателям (Levy, 1989). Но даже в этом случае хорошим правилом для
любого человека, склонного позвонить радиопсихологу, может быть следующее:
«Ответственность за все несет потребитель».
Телефонные психотерапевты
Аналогичную осторожность следует
проявлять и в отношении телефонных психотерапевтов. В настоящий момент
нет данных, свидетельствующих об эффективности телефонного консультирования.
Успешная психо терапия с глазу на глаз основана на продолжительных отношениях
между двумя людьми. Телефонную терапию серьезно ослабляет отсутствие
визуальных подсказок (таких, как выражение лица и язык жестов) и ограниченный
личный контакт (Haas, Benedict & Kobos, 1996).
Важно отметить, что профессиональные
психо терапевты иногда используют телефонные звонки, чтобы успокоить
и утешить клиентов или дать им совет в период между терапевтическими
сеансами. Другие экспериментируют с проведением терапевтических сеансов
по телефону (Sanders & Rosenfield, 1998). Кроме того, вполне оправданно
использование «телефона доверия» с целью предотвращения самоубийств
и консультирования в критических ситуациях. Что же касается коммерческих
телефонных психотерапевтов, то потребители их услуг могут задать себе
обоснованный вопрос: насколько можно доверять врачу, который ставит
диагноз по телефону?
Многие из таких «психотерапевтов» могут
оказаться не более чем телефонными диспетчерами, не имеющими психологической
подготовки (Newman, 1994).
Кибертерапия
В Интернете вы можете найти практически
все. С недавних пор спектр его возможностей расширился за счет «кибертерапии»,
психологических советов, групп поддержки и журналов самопомощи. Некоторые
услуги, такие как группы поддержки, бесплатны. Что касается консультаций
или советов в режиме on - line, то они, как правило, предоставляются
за плату. Некоторые on - line психо терапевты «обсудят» с вами проблемы
посредством сообщений, посылаемых по электронной почте. Другие только
ответят на вопросы или дадут советы, касающиеся конкретных проблем.
Психологи, работающие в режиме on-line,
подчеркивают, что они не занимаются психо терапией. Скорее они дают
руководящие указания и советы, которые помогают людям решать повседневные
жизненные проблемы. Однако реклама многих on-line служб намекает на
то, что они являются заменой психо терапии. В результате некоторые
люди могут вступать в контакт с on-line консультантами, тогда как
в действительности им требуется психо терапия с глазу на глаз (очная
работа с психотерапевтом).
On-line консультирование и службы,
дающие советы, имеют определенные достоинства. Прежде всего, клиенты
могут сохранять анонимность. Тем самым человек, который не решается
прийти на прием к психологу, может получать помощь конфиденциально,
online. Кроме того, Интернет может связывать людей, которые проживают
в сельских районах, с профессиональными психологами, живущими в больших
городах. И, в сравнении с традиционными визитами к специалистам, кибертерапия
стоит относительно недорого.
Подобно ток - шоу по радио и телефонным
консультантам, психологические службы on-line вызывают много вопросов.
Очевидно, что короткие послания по электронной почте — это не способ
постановки диагноза. Кибертерапевт не воспринимает даже тембр голоса
клиента, не говоря уж о выражении лица или языке жестов. Изображение
на экране компьютера маленьких улыбающихся или недовольных физиономий
(смайлов) едва ли способно заменить реальное человеческое взаимодействие.
Другая проблема заключается в том, что психологическое консультирование
по электронной почте может и не быть полностью конфиденциальным. В некоторых
случаях сугубо личные послания могут перехватываться и использоваться
в неблаговидных целях. Особую тревогу вызывает тот факт, что «киберпсихологи»
могут не обладать профессиональной подготовкой (Bloom, 1998). И даже
если они ее имеют возникают вопросы в отношении того, правомочен ли
психолог, получивший лицензию в одном штате, осуществлять терапию в
другом через Интернет.
Телеслужба здоровья
Многих ограничений и недостатков, которые
мы только что обсудили, можно избежать посредством видеоконференций.
В этом продолжающем развиваться подходе психо терапевты предоставляют
услуги людям, живущим слишком далеко, чтобы регулярно посещать специалиста.
Двусторонняя аудиовидеосзязь позволяет клиенту и терапевту видеть друг
друга на телевизионном экране и разговаривать с помощью телефонного микрофона
и наушников. Терапии, осуществляемой таким способом, по - прежнему
недостает непосредственности, имеющей место при взаимодействии «лицом
к лицу». Однако она устраняет многие из недостатков, присущих терапии,
проводимой на расстоянии. Некоторые эксперты предрекают, что в ближайшие
годы «телеслужбы здоровья» станут основным источником оказания психологической
помощи (Nickelson, 1998; Stamm, 1998).
Резюме
Как вы можете видеть, психологические услуги, опирающиеся на электронные средства связи, могут выполнять
ряд полезных задач. Однако эффективность психо терапии, осуществляемой
по телефону или через Интернет, пока не доказана. В результате наилучшим
советом, даваемым СМИ - психологами, телефонными консультантами или
кибертерапевтами, может оказаться следующий: «Вам нужно обсудить эту
проблему с психологом или консультантом по своему месту жительства».
Вывод
Новые способы предоставления психологической
информации и услуг могут носить просветительский, а иногда и терапевтический
характер. Однако эффективность многих «методов терапии», осуществляемых
на расстоянии, сомнительна. Потребители должны относиться к таким службам
с большой осторожностью.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги Кун Д. «Основы психологии: Все тайны поведения человека».