Обучение. Полезные советы
Практически любая тема может оказаться для кого-то интересной. Если
вы ждете, пока учитель «сделает» курс увлекательным, то упускаете самое
главное. Интерес — это ваша установка. Ошибочно видеть причину плохих
результатов зачета или экзамена в том, что «события вышли из-под вашего
контроля». Студенты, которые считают, что успех основан на усилии, как
правило, успешнее учатся и показывают стабильно хорошие результаты (Noel
et al., 1987). Давайте рассмотрим еще кое-что, что вы можете сделать,
чтобы усовершенствовать процесс обучения.
Занимайтесь в приспособленном для этого месте.
В идеале вы должны заниматься в спокойном, хорошо освещенном месте,
где вас ничто не отвлекает. Если можно, следует выделить место, где
только учитесь. Ничего больше там не делайте: не храните там журналы,
CD-плейеры, не приглашайте туда друзей, не держите там домашних животных,
постеров, видеоигры, паззлов, еду, не устраивайте там свиданий, не
держите перед глазами спортивную машину, слонов, фортепиано, телевизор,
губную гармошку или дельтаплан. Таким образом, это одно конкретное
место будет ассоциироваться у вас только с учебой (Beneke & Harris,
1972). Тогда, вместо того чтобы заставить себя учиться, достаточно
будет просто отправиться в «кабинет». Как только вы там окажетесь,
вам уже будет относительно легко начать заниматься.
Занимайтесь регулярно. Перед экзаменом целесообразно
все тщательно повторить. Тем не менее у вас возникнут неприятности, если
вы решите усвоить всю информацию за один раз («вызубрить»). Исследования
показывают, что гораздо эффективнее заниматься понемногу (Naveh-Benjamin,
1990).
Разделенная практика состоит из большого числа относительно
коротких учебных периодов. Длительное непрерывное заучивание называется
массированной практикой. (Если вы решите «уплотнить» свои занятия, то
вполне возможно, что у вас возникнет «каша в голове».)
Зазубривание сильно напрягает нашу
память. Не стоит пытаться учить новый материал в последний день перед
экзаменом. Гораздо лучше учить маленькими отрывками каждый день и часто
повторять (Luckie & Smethurst, 1998).
Попробуйте применить мнемонические приемы . Все-таки
вам нужно с чего-то начать, и часто первый шаг — это заучивание наизусть.
Мнемоника помогает нам запоминать.
Большинство мнемотехник связывают новую информацию с идеями или образами,
которые легко запомнить. Например, как вам быть, если вы хотите запомнить,
что по-испански утка будет pato (произносится пото)? Англоязычный студент,
используя мнемонику, может связать это с английским pot (кастрюля)
и представить утку в кастрюле или утку с кастрюлей вместо шляпы (Pressley,
1987). (Русскоговорящий студент может представить, например, вспотевшую
утку.) Точно так же, чтобы запомнить, что координацией управляет мозжечок
(мозжечок по-английски — cerebellum (произносится «сере-бел-лум»),
можно представить себе некую Сару Беллум, у которой хорошая координация.
(А чтобы вы запомнили по-русски, перед вашим мысленным взором может
появляться какой-нибудь мужичок с хорошей координацией.) Чтобы результаты
были лучше, сделайте ваши образы необычными, странными, живыми, представьте,
как они движутся (Campos & Perez,
1997).
Протестируйте себя сами. Хороший способ повысить оценки
— это выполнить дома несколько предварительных тестов перед экзаменом,
тестированием или письменной работой в аудитории. Другими словами, учеба
должна включать самотестирование, когда вы задаете вопросы самому себе.
Можете использовать карточки, контрольные вопросы в учебнике и другие
средства. По мере того как вы учите материал, задавайте себе побольше
вопросов и проверяйте, что вы можете на них ответить. Учеба без тестирования
— это все равно что игра в баскетбол без бросков мяча в корзину.
Дополнительный материал. Многие студенты недостаточно
готовятся к экзаменам, и большинство переоценивает свои будущие хорошие
результаты (Murray, 1980). Решить обе проблемы может заучивание дополнительного
материала, когда вы продолжаете учить материал, уже овладев темой. Другими
словами, планируйте заниматься дополнительно и повторять после того,
как вам уже начнет казаться, что вы подготовились.
Есть еще одна причина для усвоения
дополнительного материала: студенты, тщательно готовившиеся к более
сложным формам отчетности, лучше справляются, если приходится сдавать
другие (Foos & Clark, 1984). Например, если
вы хорошо готовы к сочинению, краткий тест вообще не составит никакой
проблемы. Таким образом, вы лучше усвоите материал и действительно будете
«знать предмет».
Откладывание на потом
Тенденция оттягивать подготовку
к экзаменам и откладывать занятия на потом почти универсальна. Даже
когда откладывание на потом не ведет к неудачам, оно может стать причиной
многих страданий. Те, кто откладывают все на потом, работают только
в условиях прессинга, прогуливают занятия, придумывают лживые предлоги,
чтобы сдать работу позже, и им становится стыдно за свои попытки выучить
материал в последнюю минуту (Burka & Yuen,
1983). Они также испытывают более сильный стресс и чаще болеют (Tice & Baumeister,
1997).
Многие студенты приравнивают свои
оценки к своей личной значимости. Откладывая свои занятия на потом,
они оставляют себе возможность видеть причину неуспеха в том, что поздно
начали готовиться, а не в том, что у них не хватает способностей (Ferrari,
1991). Помимо всего остального, это была их не самая лучшая попытка,
ведь так? С этой проблемой связан и перфекционизм. Если вы ждете невозможного,
трудно начать выполнять задание. Студенты с высокими стандартами, как
правило, имеют привычку делать все или ничего (Burka & Yuen, 1983). Это особенно верно, если
вы чувствительны к тому, что подумают о вас другие (Clark & Hill,
1994; Ferrari, 1992).
Управление своим временем. Большинство людей, откладывающих
занятия на потом, в конце концов сталкиваются с проблемой самооценки.
Тем не менее большинство студентов могут приобрести более совершенные
навыки и хорошо распоряжаться своим временем. Так как мы уже обсуждали
навыки учебы, давайте обсудим управление вашим временем.
План на неделю — это письменный план, распределяющий
время для учебы, работы и отдыха. Чтобы подготовить ваше расписание,
составьте таблицу, указав в ней все часы каждого дня недели. Затем заполните
время, которое уже у вас распределено: сон, еда, занятия, работа, практика
в группе, уроки, встречи и так далее. Затем заполните время, когда вы
готовитесь к различным занятиям. Наконец отметьте оставшиеся часы как
открытое или свободное время.
Каждый день вы можете использовать
свое расписание для проверки. Так вам с первого взгляда станет понятно,
что уже сделано, а что еще предстоит сделать (Luckie & Smethurst,
1998). Вам также может пригодиться составление расписания сроков: укажите
даты всех контрольных, тестов, докладов, курсовых и других важных заданий.
Красота следования расписанию состоит в том, что вы знаете, что делаете
честную попытку. Это также поможет вам избежать чувства усталости, если
вы работаете, или вины, когда вы отдыхаете и играете с друзьями.
Относитесь к своему времени учебы
как к серьезной обязанности, но при этом уважайте и свой отдых. И помните:
студенты, прилежно занимающиеся учебой и хорошо распоряжающиеся своим
временем, действительно получают лучшие оценки (Britton & Tesser,
1991; Leeming, 1997).
Постановка целей. Многим студентам кажется полезным
установить конкретные цели, четкие и соизмеримые (Schunk, 1990). Если
вам трудно поддерживать мотивацию, то вам будет полезно поставить перед
собой цели на семестр, неделю, день и даже на одно занятие. Относитесь
к своим целям реалистически, но и не недооценивайте себя. Если вы будете
прилагать больше усилий в начале курса, то сильно ослабите стресс, который
будете испытывать позже (Brown, 1991). Если ваши преподаватели редко
дают вам задания, установите свои собственные цели на день. Например,
вы можете читать, учить и повторять по восемь страниц в день, чтобы за
пять дней выучить главу в 40 страниц. Много маленьких шагов могут составить
впечатляющий путь.
Качественно потраченное время.
Оценки зависят почти настолько же от усилий, насколько и от «интеллекта».
Тем не менее не забывайте, что хорошие студенты работают эффективнее,
а не просто больше. Многие практики обучения довольно неэффективны
— скажем, повторение по тетради, а не по учебнику, пересказ глав, ответы
на вопросы с открытой книгой и «групповое повторение» (часто переходящее
в вечеринку). Студенты, получающие самые хорошие оценки, придают особое
внимание качеству: они тщательно изучают свои книги и записи и регулярно
посещают занятия (Woehr & Cavell,
1993).
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги Кун Д. «Основы психологии. Все тайны поведения человека»