Причины нарушения психического развития ребенка
Отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают полифакторный характер причин нарушения психического развития, считая, что в возникновении и развитии психических отклонений взаимодействуют биологические, психологические и социальные механизмы.
Так одним из пионеров исследования взаимодействия родителя и ребенка по праву можно считать А. Адлера. Создатель школы индивидуальной психологии А. Адлер искал причины психологических проблем взрослых людей в особенностях их детского развития, полагая, что невроз - это не болезнь, а патологический стиль жизни. Он ввел понятие «невротической диспозиции», то есть такой структуры личности, которая делает ее предрасположенной к внутренней конфликтности и закономерно приводит к неврозу как последнему пункту развития невротической личности (Адлер А. 1997). «Невротическая диспозиция» формируется в детстве в результате единственной или целого ряда неудач вдоль основной линии развития индивида. Адлер раскрывает особенности структуры личности и стиля жизни невротика с помощью понятий «чувство неполноценности», «стремление к компенсации», «конечная цель». «Чувство неполноценности» возникает из-за действительного или субъективно воспринимаемого несовершенства или незаконченности в какой-либо сфере жизни.
Таким образом, в качестве основного из условий, предрасполагающих к формированию патологического стиля жизни, Адлер отмечал неправильное воспитание: вседозволенность или отверганиe ребенка, лишение его необходимой поддержки.
Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста.
Несомненный интерес представляет подход К. Хорни к проблеме психического развития личности. К. Хорни считает (Хорни К. 2008), что отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации. К условиям, способствующим формированию невротической структуры личности, Хорни относит, прежде всего, особенности отношения значимых других к ребенку, начиная с раннего детства: прямое или косвенное доминирование, недостаточное уважение к индивидуальным потребностям ребенка, излишнее восхищение или отсутствие его, излишняя или недостаточная отзывчивость, враждебная атмосфера. Эти факторы нарушают уверенность ребенка в отношениях с родителями, создают базальную тревогу и приводят к формированию невротических потребностей. К. Хорни, еще более чем Адлер, подчеркивает связь невротического конфликта с двумя главными образованиями личности: структурой потребностей и самооценкой. Фрустрация ведущих потребностей наряду с идеализированным образом «Я» создают неразрешимый иначе, как посредством самого невроза, конфликт.
Проблема влияния родительского отношения; на психическое благополучие личности рассматривается также в рамках гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепции Маслоу А., Оллпорта Г., Роджерса К. и других.
Центральным моментом теория личности К. Роджерса является понятие Я-концепции, или самооценки, выяснение ее роли в реализации поведения личности, влияние ее свойств (ригидности, гибкости, адекватности) на поведение, взаимоотношение с окружающими, на психическое здоровье. Роджерс определяет «Я» как гештальт представлений, характеристик «Я» и его отношения к различным аспектам жизни вместе с оценкой, которая приписывается этим представлениям (Роджерс К. 2001). Этот гештальт доступен осознанию, но не всегда осознается. Рассогласование фиксированной самооценки и представлений о себе с действительными потребностями и стремлениями человека приводит, по К. Роджерсу, к внутреннему напряжению и возрастанию тревожности. Вследствие этого человек теряет единственный правильный источник оценки окружающего - самооценку и заменяет ее противоречивыми чуждыми оценками, навязанными извне. Это состояние Роджерс считает основой патологических проявлений.
Таким образом, основной причиной нарушения психического развития личности, К. Роджерс выделяет неадекватную (ригидную, нереалистическую) самооценку. Ее формированию способствует враждебное, негативное отношение окружающих, фрустрация естественной потребности в теплых эмоциональных отношениях. И как следствие этого отношения у невротика формируется неуправляемая гипертрофированная потребность в одобрении, а сам он становится особенно уязвимым к собственным неудачам и к отрицательным оценкам, которые воспринимаются болезненно и вызывают чувство малоценности и неудовлетворенности. Согласно К. Роджерсу (2001), очень важно уметь устанавливать «помогающее отношение» родителю с ребенком, отличающееся принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Увеличение принятия себя, в свою очередь, способствует увеличению принятия другого, и все это, в конечном счете, приводит к улучшению человеческих отношений.
Отечественные психологи подчеркивают, что без анализа межличностных отношений невозможно представить целостное понимание развития личности и причины психологических проблем человека. Теория личности В. Н. Мясищева рассматривает личностный уровень развития индивида как результат реализации системы отношений человека с окружающими людьми. В. Н. Мясищев определяет отношение как «психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех составляющих эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него» (Мясищев В. Н. 2003). Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. В структуре межличностных отношений субъектов выделяют три основных аспекта: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный - совокупность субъективных эмоционально окрашенных мнений и оценок, объектами которых являются условия протекания, характеристики деятельности и ее субъектов. Когнитивный аспект зависит от осознания и рациональной оценки субъектом различных сторон деятельности.
Поведенческий аспект представлен в сознании субъекта в виде осознаваемых мотивов и целей его деятельности, намерений и готовность к осуществлению тех или иных видов деятельности.
В системе отношений личности разделяются личностно значимые связи с другими людьми и личностно значимые оценки. Последние представляют собой основу для формирования системы отношений человека к самому себе. Отношение к себе признается наиболее существенным механизмом в формировании здоровой или аномальной личности. В основе нарушения развития личности по B. Н. Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между отношением к себе и системой личностно значимых оценок межличностно значимых связей (Мясищев В. Н. 2003). Главным источником формирования таких противоречий является опыт отношений ребенка со взрослыми. Прослеживается связь неадекватных типов воспитания с тем или иным видом формирующихся отношений ребенка к себе. Показаны типичные виды внутренних конфликтов, характерных для различных форм неврозов, возникающих под влиянием неблагоприятной системы отношений ребенка с близкими взрослыми.
При нарушении психического развития личности, по мнению А. И. Захарова исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности (Захаров А. И. 2006). Неудачно иррационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к образованию внутреннего конфликта - столкновения в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому лицу или к создавшейся ситуации. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.
А. И. Захаров определяет ведущее содержание патогенного конфликта при неврозах как несоответствие воспитания возможностям ребенка и опыту становления его «Я». Утверждается, что в основе этого патогенного конфликта лежит конфликт между «Я» и «Мы», когда ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную группу «Мы» (вначале это семья, затем группа сверстников). А. И. Захаров объясняет (Захаров А. И. 2006) психогенные изменения, формирующие личность детей, неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отношений, отсутствием возможности создания «Я-концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально неустойчивым и тревожно-неуверенным «Я». Искаженный образ «Я» отличается от сложившегося образа «Я», идеального стандарта и стандарта культуры и свидетельствует о невротической дезинтеграции процесса формирования личности ребенка, его противоречивой внутренней позиции. Невротическая дезинтеграция «Я» переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. В этих условиях, утверждает автор, нарастает аффективная непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная психотравмирующим жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения «Я» и проявляющаяся тревожно-мнительным, аффективно-нетерпеливым и защитно-эгоцентрическим стереотипом личностного реагирования. Психогенно обусловленная дезинтеграция «Я», отсутствие психогенного единства порождают чувство внутренней неопределенности и неуверенности в себе, что ведет к нарастанию тревоги с ведущим переживанием страха изменения и потери «Я», то есть своего лица, облика, индивидуальности и чувства своей ценности.
Многочисленные отечественные исследования доказывают, что психологические проблемы детей старшего дошкольного возраста непосредственно вытекают из внутрисемейных и детско-родительских отношений.
Проблему детско-родительских отношений активно разрабатывали в рамках отечественной психологии Варга А. Я. (2000), Гозман Л. Я. (1987), Захаров А. И. (2006), Зейгарник Б. В. (2007), Марковская И. М. (2002), Смирнова Е. О. (2003), Спиваковская А. С. (2000), Эйдемиллер Э. Г. (2008), Хоментаускас Г. Т. (2006) и др. Детско-родительские отношения, согласно определению отечественных психологов, - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).
Итак, среди широкого спектра причин отклонений в психическом развитии ребенка, отечественные и зарубежные психологи подчеркивают негативное влияние психических травм как следствия нарушенных отношении, прежде всего, отношений в семье. В дошкольном детстве психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из внутрисемейных отношений и тесно связаны со взаимодействием между детьми и родителями, в частности с характером родительского отношения.