• Почему люди волнуются перед экзаменом или важным собеседованием? Это нормальная реакция для любого человека?
В некоторых ситуациях человек может понимать, что к экзамену он действительно не готов. Поэтому ему будет трудно вспомнить то, чего он и не знал. Но, в любом случае, переживать он будет не из-за ситуации экзамена, а из-за своего отношения к этой ситуации. В интерпретации человека, тревожащегося избыточно, несданный экзамен превращается в катастрофу, провал или конец света.
• Меня отчислят, а потом я буду работать дворником, потому что у меня не будет высшего образования...
Кто первый раз презрительно отозвался о профессии дворника и рассказал такому человеку о «грядущих» бедах? Родители, дедушки, бабушки или другие значимые лица, которым ребенок доверял и поэтому обычно «проглатывал» информацию без анализа и критики, принимал на веру. Как в шутке с просторов интернета: «За какое бы дело я ни взялся, у моей бабушки найдется похожая история, где в результате кто-то умер».
• Мы всегда идем сдавать экзамен или устраиваться на работу к тому, кто обладает властью, которой у нас нет. Как правильно себя настраивать?
Нужно менять свое отношение к ситуации. Есть катастрофический стиль мышления, когда человек всегда выбирает худший сценарий. Например, родители ему внушают, что кругом опасность: если цыгане тебя не украдут, то маньяки четвертуют. Конечно, опасности есть, но это не значит, что нужно постоянно находиться в их ожидании. Значимые для ребенка близкие люди показывают, как относиться к жизни. Он начинает усваивать их модели, что нужно перманентно волноваться и переживать. У самих детей нет такой идеи, они ориентируются на реакции окружающих. В результате перед сдачей экзаменов подросток несколько месяцев вместо подготовки накручивает себя и ждет судного дня. Начинается психосоматика, например — «медвежья болезнь» у абитуриента. Его могут отвезти в инфекционную больницу, но совершенно напрасно, потому что он ничем не отравился. У медведей ведь действительно такая реакция при страхе: они опорожняют кишечник, чтобы дальше бежать налегке. Не потому, что этот килограмм еды играет роль, а потому что кровоток от пищеварительной системы нужно направить к мышцам, которые отвечают за реакцию бегства или борьбы. И у человека то же самое, только у него древние инстинкты напрасно стимулируются лишними мрачными мыслями и пугающими прогнозами.
• Как определить, что является адекватной реакцией на стресс, а в какой ситуации стоит обратиться за помощью к специалисту?
Первое, что нужно узнать — соответствует ли эта реакция реальности. Разделяют ли ваши убеждения, что сейчас начнется третья мировая война или прибудет инопланетный десант, еще какие-то люди? — Наверняка кто-то разделяет… — Это сложный момент, потому что можно найти единомышленников, и в этом узком кругу ваши убеждения будут считаться вполне адекватными. Тогда стоит уже постфактум задать себе вопрос — была ли эта реакция полезна для вас. Что вам дало то, что вы тяжело дышали и напрягали мышцы? Иногда помогает разобраться в когнитивных искажениях логика, благодаря которой мы понимаем — если я так вижу ситуацию, это не значит, что она такова в действительности. Когда мы о чем-то задумываемся, мы начинаем искажать свое видение, фиксируясь на каких-то предметах и явлениях. Например, аэрофобия. Человек говорит: «Как вы летаете на этих консервных банках, которые постоянно бьются?». Самолеты действительно иногда падают и разбиваются, но с гораздо меньшей частотой, чем представляется такому человеку. В его выборке пять самолетов из пяти разбились, поэтому и шансов спастись, у него нет.
• Если человек приходит на экзамен и не может и слова сказать, что ему делать?
Как вы думаете, почему он не может? Боится, что скажет что-то не то, сделает что- то неправильно. В этот момент все ресурсы его организма брошены на выживание — мысли о бегстве из опасного места. Человек начинает бешено соображать, строить прогнозы на будущее: как работает дворником или асфальто- укладчиком (да простят нас люди данных профессий за использование их образа как пугала), как счастье проходит мимо, как все идет под откос. Все это вместо того, чтобы вспомнить материал, который человек в спокойном состоянии рассказал бы достаточно свободно. Привычка преувеличивать значения последствий сама не уходит. Требуется ее обнаружить, диагностировать, сформировать альтернативы и показать, как использовать эти альтернативы, в последующем регулярно закрепляя их тренировками. —
• Часто родители переживают даже больше, чем сами дети, ночами не спят. Как нужно правильно вести себя родителям?
Родители транслируют свои стереотипы и привычки мышления, хотя зачастую их травмы для следующего поколения уже не актуальны. Они родились уже в другое время, со своим набором опасностей и возможностей. Поэтому необходима сепарация — в какой-то мере дистанцироваться от семьи, ее правил, устоев, традиций. Когда родители берут на себя всю ответственность, у детей атрофируется самостоятельность, как мышцы, которыми не пользуются. Есть периоды, когда дети пытаются понять, какие у них есть возможности, определяют границы. Сначала в возрасте двух- трех лет они нарушают все, что можно — ломают, хватают, пачкают. В ответ родители, опасаясь за свой комфорт (если что-то случится, то они будут страдать), начинают такие порывы пресекать. Второй период — подростковый, когда дискредитируются ценности родителей — «мы с друзьями гораздо круче». Это совершенно нормальное поведение, потому что подростку нужно преодолеть притяжение семьи, вырваться на волю, чтобы стать самостоятельным и независимым. Родителей это пугает, они пытаются усмирить юношеский пыл. Получается, что ребенок перестает доверять себе и полностью подчиняется воле родных. Которые потом сильно удивляются, что он не самостоятельный и идет на поводу у других. Таким человеком будет легко управлять, другие могут начать занимать место родителей и пользоваться возможностью принуждать, понукать и эксплуатировать. Чтобы полететь куда-то дальше околоземной орбиты, нужно развить большую скорость. У некоторых не получается и им приходится возвращаться на «грешную» Землю с травмой нереализованных мечтаний.
• Значит, нужно давать возможность все проблемы решать самостоятельно?
Но часто у людей ответственность ассоциируется с болью и страданием, они пытаются избавиться от нее любыми способами, не понимая, что автоматически они теряют и свободу. И это плохо: если человек теряет свободу, то все остальное уже не приносит удовлетворения. Такая ситуация не только в нашей стране, но и во всем мире: огромное количество людей вырастает безответственными — за них уже подумали, им просто нужно действовать в заложенных рамках.
• Разве человек не чувствует себя более комфортно, когда мама за него все решила, ведь его усилия сведены к минимуму?
Это иллюзия, потому что нагрузка не исчезает, он начинает страдать из-за невозможности самостоятельно добиться того, чего он хочет. Человек в депрессии или тревоге теряет гораздо больше ресурсов, чем он сэкономил на каком-то своем несделанном действии. - Газета муниципального округа Пулковский Меридиан №6 (237),июнь 2017, беседовала Анна Григорьева.