Что такое жизнестойкость?
Жизнестойкость - это способность умело и целенаправленно преодолевать невзгоды, что позволяет адаптироваться и расти. Некоторые утверждают, что это врожденная характеристика, но на самом деле жизнестойкость - это набор навыков, которые можно развить с помощью обучения, размышлений и практики.
Зачем укреплять жизнестойкость у детей и подростков
Дети и подростки, обладающие устойчивостью к внешним воздействиям, как правило: (а) более успешны в учебе, обществе и нравственном отношении, (б) имеют более сильное чувство собственного достоинства, (в) избегают нездорового рискованного поведения и (г) имеют более здоровое эмоциональное и психическое мировоззрение.
Тедески и др. (1998) ввели термин «посттравматический рост» (ПТР) для описания позитивных психологических изменений, происходящих после травмы. ПТГ происходит, когда жизнестойкость берет верх и позволяет человеку подняться над невзгодами.
Результаты ПТГ включают в себя развитие нового понимания жизни, более высокую оценку жизни и способность продуктивно использовать боль. ПТГ также ведет к общему оздоровлению мировоззрения, развитию мышления, повышению духовности и оценке повседневных удовольствий, улучшению отношений и эмоциональному росту.
Недавние события, такие как пандемия и ее последствия, международная война, политические и социальные потрясения и прочее, оставили у наших детей и подростков множество вопросов, тревог и забот. В этот момент у родителей и воспитателей появляется возможность приобрести навыки, меняющие жизнь, обучая и укрепляя жизнестойкость своих близких. При наличии надлежащих инструментов, мышления и поддержки дети и подростки могут противостоять таким травмирующим событиям и стать сильнее с другой стороны.
Компоненты жизнестойкости, которые необходимо учитывать
Американская психологическая ассоциация (2020) определила четыре области, на которых следует сосредоточить внимание при работе над укреплением жизнестойкости и стимулированием посттравматического роста. Эти области включают связь, хорошее самочувствие, здоровое мышление и создание смысла.
Связь
Связь предполагает взаимодействие с другими людьми и работу на общее благо. Это может включать возможности целенаправленного взаимодействия с другими людьми через различные каналы (лично, через открытки и письма, виртуально и т.д.), закрепление себя через позитивное взаимодействие, вступление в команды и организации, волонтерство в сообществе и использование своих увлечений для помощи или сотрудничества с другими.
Хорошее самочувствие
Некоторые аспекты хорошего самочувствия включают физическое, психическое/эмоциональное состояние и гигиену. Вы можете поддержать хорошее самочувствие вашего ребенка, установив здоровый и комфортный режим сна, питания, физических упражнений, чистоты и распорядка дня. Кроме того, вы и ваш ребенок можете вместе изучить стратегии релаксации, преодоления трудностей и саморегуляции. Также важно моделировать позитивное обращение к себе и способы проговаривания собственных эмоций в здоровой (и соответствующей развитию) манере.
Как родитель/воспитатель, вы также можете выделить время для отдыха, целенаправленно отстраниться от забот и позволить себе присутствовать и принимать моменты радости, благодарности и позитива (при этом объясняя ребенку, что вы делаете и почему). Это продемонстрирует вашему ребенку, что даже в трудные времена забота о себе приемлема и необходима.
Здоровое мышление и создание смысла
Здоровое мышление можно поощрять, давая позитивные подсказки для разговора, поощряя ребенка активизировать мышление роста в отношении себя и окружающего мира, а также культивируя оптимистичное и устремленное в будущее мышление. Вы также можете найти время для совместного переживания эмоций.
Это может включать в себя обмен тревогами и страхами, поощрение обсуждения и подтверждение своих мыслей, успокоение ребенка, определение того, основаны ли его тревоги и страхи на реальности, совместный поиск дополнительной информации и переформулирование мыслей, когда они начинают доминировать или подавлять. Когда вы разговариваете с ребенком, предоставьте ему возможности для осмысления происходящего.
Предоставляйте возможности для проявления внутренних сильных сторон, таких как смелость, постановка целей, использование новых возможностей для роста, принятие перемен и сохранение перспективы.
«У меня есть, я есть, я могу»
Три источника, из которых дети могут быстро черпать устойчивость, включают «у меня есть», «я есть» и «я могу». В разговоре со своим ребенком вы можете подсказать ему эту формулу мышления во время стресса и беспокойства. Эти источники, разработанные в рамках Международного проекта жизнестойкости, исследования, охватившего 11 стран, обеспечивают комфорт и жизнестойкость простым и запоминающимся образом.
Источники «у меня есть» включают внешнюю поддержку и ресурсы, которые в настоящее время доступны для поощрения и укрепления жизнестойкости. Источники «Я есть» - это те внутренние качества (чувства, установки, убеждения), которые способствуют развитию жизнестойкости. Наконец, источники «Я могу» - это социальные и межличностные навыки, которые позволяют вашему ребенку подняться над трудностями (Yates and Masten, 2012).
Использование этой простой формулы для определения источников и способов их активации может оказаться полезным в те моменты, когда ваш ребенок чувствует беспокойство в те моменты, когда вас может не быть рядом.
За последние несколько лет наши дети стали свидетелями нескольких трагических и ужасных событий. Именно мы должны дать им инструменты для того, чтобы они могли пережить, преодолеть и сохранить надежду во времена тьмы. Мы можем начать с того, чтобы постоянно быть источником силы, безопасности и жизнестойкости.
Kat McGrady, Ed.D, LCPC, NCC. Psychology Today. Пер.: PSYCHOL-OK.RU