В мире науки об отношениях растет число исследований, показывающих, как определенный опыт между двумя людьми имеет решающее значение для удовлетворительных отношений и отдельных моментов человеческой связи. Исследователи называют этот опыт отзывчивостью.
Рассмотрим следующий сценарий, рассказанный участницей исследования:
«В последние несколько недель мне было трудно и тяжело эмоционально из-за тревоги... Как-то вечером мой муж позвонил мне по дороге домой с работы, и я просто разрыдалась и объяснила, что сейчас он нужен мне как никогда... Он выслушал все, что я говорила. Он подтвердил мои чувства и сказал, что понимает меня. Он дал мне почувствовать, что все понял. Это принесло мне утешение, просто зная, что он услышал мои чувства...»
Она описывает почти хрестоматийный пример отзывчивости. Когда вы чувствуете понимание, одобрение и заботу со стороны другого человека - особенно когда вы раскрыли что-то личное и эмоциональное - психологи сказали бы, что вы восприняли этого человека как отзывчивого.
Отзывчивость дает результаты
Исследование за исследованием показывают, что чуткое отношение друг к другу поддерживает нашу социальную жизнь. Исследователи изучали отзывчивость между романтическими партнерами, соседями по комнате, незнакомыми людьми, родителями и подростками, и пришли к выводу, что понимание, одобрение и забота в большинстве видов отношений приносят ощутимую пользу как самим отношениям, так и людям, которые их составляют.
Отзывчивость особенно помогает нам культивировать близость и доверие, отвечая пониманием, одобрением и заботой, когда другие открываются и делятся уязвимыми мыслями, чувствами и опытом. Чуткое реагирование на уязвимость друг друга создает общую культуру эмоциональной безопасности и открытости между двумя людьми. Это крайне важно для качественных долгосрочных отношений и личного психического здоровья.
Еще более поразительно, что люди, которые считают, что их романтические партнеры очень отзывчивы на протяжении всего периода отношений, даже имеют более крепкое физическое здоровье в долгосрочной перспективе. Вероятно, это объясняется тем, что в целом отзывчивый партнер помогает нам справиться со стрессом, в то время как восприятие партнера как безответного заставляет нас испытывать стресс. На протяжении длительных отношений хронический стресс может оказывать негативное влияние на организм человека - например, отсутствие отзывчивости может быть связано с ухудшением сна, который накапливается ночь за ночью.
Должен быть подвох, верно?
Давайте назовем это уровнем сложности: несмотря на наши лучшие намерения, не всегда легко и просто быть воспринятым как отзывчивым человеком, когда мы пытаемся проявить себя для другого человека.
Любая коммуникация между двумя людьми должна пересекать множество порогов: Пытаясь ответить вам, я сначала должен оформить свои мысли и чувства в словесное или физическое выражение; затем вы должны услышать, увидеть или почувствовать это выражение, и, наконец, дать свою интерпретацию значения моего выражения. Это происходит быстро и часто автоматически, но на каждом этапе часть моего первоначального смысла может быть потеряна или неверно истолкована.
Поэтому мне недостаточно искренне понимать вас и заботиться о вас; я должен успешно передать это понимание и заботу, чтобы вы восприняли меня как отзывчивого. Только тогда вы почувствуете последующую открытость, близость, доверие и комфорт. Именно поэтому исследования обычно фокусируются на воспринимаемой отзывчивости - измерении субъективного опыта людей о том, насколько отзывчивы другие.
То, как мы воспринимаем взаимодействие другого человека с нами, зависит от многих вещей, таких как наши чувства в этот момент или наши надежды на взаимодействие. Если мы переживаем период одиночества, мы также с большей вероятностью будем воспринимать людей со скептицизмом в отношении искренности их заботы, что затрудняет принятие близко к сердцу их попыток откликнуться.
Поскольку у каждого из нас своя личность и свое прошлое, наши индивидуальные предпочтения в отношении того, что кажется отзывчивым, будут разными: некоторые люди чувствуют заботу, когда их крепко обнимают, другие предпочитают заботу, поданную с дозой юмора, а некоторые ценят время для вербальной обработки. Мы также отличаемся тем, как мы проявляем заботу о других, поэтому в зависимости от того, с кем мы находимся, нам может быть проще или сложнее быть отзывчивыми.
Как передать отзывчивость
Мы можем сделать все возможное для того, чтобы наше понимание, одобрение и забота дошли до другого человека. Например, в недавно проведенном исследовании изучается то, что исследователи называют высококачественным слушанием, и показано, как хорошее слушание других способствует восприятию отзывчивости.
Качественное слушание в первую очередь предполагает внимание, которое является ключом к пониманию собеседника. Внимательное слушание также демонстрирует одобрение - то, что вы уважаете мысли и чувства человека, которыми он делится (независимо от того, можете ли вы к ним относиться), особенно когда вы демонстрируете свое внимание, избегая перебивания, направляя зрительный контакт и позу в его сторону, и практикуя то, что психологи называют «обратным каналом»: кивая и «м-м-м», чтобы показать, что вы все еще рядом с ним.
Усилия, которые мы прилагаем, чтобы понять друг друга, также имеют значение для качественного слушания. Видя, что другой человек стремится понять вас, вы видите, что он ценит вас. Задавая неосуждающие, открытые вопросы и мягко прося людей уточнить, чтобы помочь вам понять, вы также показываете, что вам важно, чтобы человек чувствовал, что его видят и слышат.
Практика, а не совершенство
Мы не должны ожидать, что мы сможем дать или получить ответную реакцию в совершенстве. Даже если два человека с легкостью передают друг другу понимание, одобрение и заботу, они все равно часто не попадают в точку.
Человеческая связь - это постоянно развивающаяся практика в каждом из наших отношений, а не головоломка с идеальным решением. Главное - это наши честные попытки проявлять друг друга день за днем, развивая уникальную и несовершенную общую культуру заботы.
Dave Smallen, доктор философии, психолог-исследователь и преподаватель сообщества в Государственном университете Метрополитен., Пер.: PSYCHOL-OK.RU