Сегодня уже нет необходимости убеждать кого-либо в преимуществах, которые дает человеку знание английского языка. И родители, и дети достаточно мотивированы его изучать. Уверенное владение английским – существенно повышает шансы найти высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Кроме того, владение самым распространенным языком в мире — это возможность путешествовать, не испытывая сложностей языкового барьера; завести множество новых знакомств; читать и смотреть фильмы на английском языке. Остается только решить, как изучать английский: с репетитором или на курсах? Плюсы и минусы есть в каждом из способов. Но мы бы рекомендовали групповой подход. И вот почему.
1. Социализация
До 12-15 лет каждый ребенок проходит своеобразный экзамен адаптации к социуму: на умение ладить со сверстниками, выдерживать свои и чужие границы, конструктивно взаимодействовать и участвовать в совместной деятельности. Это формирует личность и расширяет мировоззрение, создает представление о себе, своих сильных и слабых сторонах. Лингвистическая среда - тоже форма социального взаимодействия. По сравнению с индивидуальными занятиями, курсы английского языка для детей дают гораздо больший простор межличностному взаимодействию. Учащийся учится слушать и слышать чужую речь, адаптируется под разный темп и ритм, не привыкая к одной только грамотной речи преподавателя. Наконец, в группе всегда можно найти "своего" - того, кто тоже "плавает" в системе времен или не дружит с фонетикой. Часто дети и подростки находят новых друзей в группах по английскому и расширяют свой круг общения.
2. Групповая работа
Психологи и педагоги доказали, что лучший способ обучения - участие в коллективных проектах, решение учебных задач творчески и коллегиально. Поэтому в современной системе образования работа над проектом становится, скорее, правилом, чем исключением. Это оправдано тем, что при изучении языка в группе обогащается словарный запас, активно поощряется диалог, и в итоге учащиеся справляются с гораздо большим объемом информации по теме, чем в парном взаимодействии. Каждый ребенок может попробовать себя в разных социальных ролях: взять на себя лидерство либо ограничиться задачами рядового исполнителя. Кроме того, в проектной работе нет жесткого авторитета учителя, ученики свободнее проявляют свои лингвистические способности.
3. Игровой формат
Игра - базовая потребность детей до 7 лет и младшего школьного возраста. А также единственный эффективный способ обучения английскому дошкольников. Играть всегда веселее в группе, чем один на один с учителем, пусть даже самым творческим.
Карточки с картинками, яркие стикеры в виде поощрения, англоязычные песенки, загадки, ролевые игры – всё это улучшает усвоение нового материала, вызывает неподдельный интерес и желание заниматься дальше. Через цвета и краски малыш запоминает фигуры, предметы, названия животных. А параллельно готовится и к школе: адаптируется в группе ровесников, развивает память, мышление, учится общаться, включаясь эмоционально.
4. Цена вопроса
Групповые занятия обходятся дешевле индивидуальных за счет их длительности и количества учеников. Это как раз тот случай, когда родители со спокойной совестью могут экономить, и это не в ущерб интересам ребенка.
5. Современные программы и методики
Даже самый опытный педагог привыкает к определенной системе, вырабатывает личный стиль. В языковых школах идет активный обмен между учителями, учитываются международные стандарты и требования к знанию языков, формируется педагогический коллектив, нацеленный на достижение корпоративных целей. Одна из них - создание бренда, репутации школы. Направленность на результат - отличительная особенность частного образовательного процесса.
Но вообще, трудно конкретными аргументами объяснить магию групповой работы. Межличностные связи, совместные учебные задачи, доброжелательная атмосфера, современный подход к обучению - все это создает определенный настрой, когда посещение занятий из рутины превращается в интерес не только к языку, но и к людям, к англоязычной культуре, к странам и континентам. Ребенок получает эффективный инструмент общения и становится увереннее в себе. Позволяет себе мечтать. И знает, что воплотить эти мечты - реально.
Павловская Гражина Чеславовна, психолог.