"Как нужно себя вести, если ваша цель - понравиться?". Это вопрос, который мы все задавали себе в то или иное время. Даже если вы не относитесь к людям, которые большую часть времени отчаянно жаждут одобрения и симпатии со стороны других людей, вы не раз оказывались в ситуациях с потенциальным романтическим партнером, потенциальным работодателем или кем-то еще, кто был важен для вас, когда произвести хорошее первое впечатление было очень важно.
И оказывается, что мы не всегда хорошо умеем оценивать впечатление, которое производим на других.
Пробел в симпатиях
Исследователи выявили так называемый "разрыв симпатий", который заключается в нашей склонности недооценивать, насколько мы нравимся другим людям при первой встрече. Исследования разрыва симпатий показывают, что проблема возникает из-за нашей неспособности правильно прочитать вербальные и невербальные сигналы симпатии, которые другие люди посылают нам во время наших первых разговоров с ними. Такие исследования обычно показывают, что люди, просматривающие видеозаписи лабораторных бесед между незнакомыми людьми, более точно оценивают степень симпатии людей друг к другу, чем сами собеседники.
Если оставить в стороне вопрос о том, действительно ли мы можем определить, насколько мы нравимся другим людям после первого разговора с ними, то как мы должны себя вести, чтобы это произошло?
Ответ на этот вопрос в некоторой степени зависит от того, какого типа симпатия нам нужна.
Существуют различные виды симпатий
Некоторые исследователи проводят различие между популярностью и уникальной симпатией. Популярность относится к тому, насколько мы нравимся большинству людей в целом, и это тот тип симпатии, который обычно ассоциируется со статусом, уважением или восхищением. В отличие от нее, уникальная симпатия отражает интенсивность положительных чувств, которые мы вызываем у конкретных людей, с которыми у нас близкие отношения: друзей, коллег и романтических партнеров.
Психологи Майкл Дюфнер (Кафедра психологии Лейпцигского университета Факультет психологии, Университет Виттена/Хердеке) и Саша Краузе (факультет психологии Лейпцигского университета) изучили предикторы популярности и уникальной симпатии в исследовании, в котором ранее незнакомые люди участвовали в серии пятиминутных бесед один на один с тремя-пятью другими людьми. Участники исследования оценивали свою предварительную симпатию к каждому из своих собеседников после краткого знакомства, но до разговора, а затем снова после разговора.
Все разговоры записывались на видео, независимые наблюдатели следили за взаимодействием и оценивали степень проявления агентивного (субъектного) и коммунального поведения собеседников.
Агентивное поведение - это то, что мы ожидаем увидеть от человека, который чувствует себя хозяином ситуации. Оно отражают чувство уверенности и доминирования и может включать в себя некоторую хвастливость и самоуверенность.
Коммунальное поведение в меньшей степени ориентировано на человека, который ведет себя, и в большей степени на его партнера по взаимодействию. Коммунальное поведение демонстрирует дружелюбие, теплоту и готовность к сотрудничеству.
Целью анализа данных в этом исследовании было определить, предсказывают ли различные категории поведения рейтинги различных типов симпатии. Результаты оказались простыми: в коммунальном поведении не было никаких недостатков. Такое поведение было связано с более высокими оценками как популярности, так и уникальной симпатии.
С другой стороны, агентивное поведение предсказывало более высокие оценки популярности, но не оказывало никакого влияния или оказывало несколько негативное влияние на уникальную симпатию.
Авторы исследования дали совет: при знакомстве с новыми людьми нужно стремиться быть как можно более общительным, но "возможно, не стоит демонстрировать более высокий, чем обычно, уровень агентивного поведения, пытаясь завоевать нового друга".
Фрэнк МакЭндрю, доктор философии, профессор психологии Корнелии Х. Дадли в Нокс-колледже. PsychologyToday, Пер.: PSYCHOL-OK.RU