Ключевой особенностью пограничного расстройства личности (ПРЛ) является эмоциональная дисрегуляция. Люди с этим расстройством испытывают огромные трудности с контролем своих эмоций, особенно когда они находятся в состоянии стресса. Отсутствие эмоционального контроля может еще больше усугублять стресс, создавая разлад в отношениях с другими людьми, а также общие трудности при выполнении жизненных обязательств.
Возможно, вы знаете кого-то с ПРЛ и можете подтвердить эту проблематичную реверберацию между симптомами и плохими результатами. Такой человек может наброситься на начальника, который, по его мнению, несправедливо с ним обращается, в результате чего он теряет ту самую должность, которую пытается сохранить. В рамках так называемого "эффекта генерации стресса" люди с ПРЛ со временем делают свою жизнь все более несчастной и в результате оказываются под постоянным давлением из-за финансовых проблем или потери ценных близких отношений.
Эмоциональные каскады при ПРЛ
По мнению Капила Чаухана из Университета Говарда и его коллег (2023), ПРЛ можно рассматривать в рамках более широкой Альтернативной модели расстройств личности (АМРЛ) в диагностической системе DSM-5 как отражение не только эмоциональной дисрегуляции, но и лабильности (колебания между максимумами и минимумами), тревоги по поводу потери отношений (сепарационной тревоги), склонности к риску, а также постоянно повышенного уровня депрессии, враждебности и импульсивности.
В рамках АМРЛ расстройства личности рассматриваются как длительные нарушения адаптации, которые отличаются друг от друга в соответствии с набором основополагающих измерений. ПРЛ, в этой системе, отражает определенный паттерн пиков этих параметров. Кроме того, однако, ПРЛ можно "перекрестно" диагностировать, связав его с традиционной системой DSM-5, используемой в настоящее время, которая основана на категориальном разграничении расстройств.
Все это может показаться вам очень техническим и представлять не более чем академический интерес, но последствия перехода от категориального к дименсиональному (измерительному) подходу в диагностике расстройств личности на самом деле очень значительны. Распределение личности людей по категориям на основании наличия у них "Х" количества симптомов может привести не только к неточным диагнозам, но и к неудачам в лечении.
Возвращаясь к исследованию, проведенному исследовательской группой Университета Говарда, следует отметить, что люди с ПРЛ не только испытывают эмоциональную дисрегуляцию, но и проявляют вредную тенденцию к размышлениям о своих вышедших из-под контроля чувствах. В так называемой гипотезе эмоционального каскада, как описывают ее авторы, "люди с ПРЛ отвечают на негативные аффекты руминацией, которая еще больше усиливает дистресс". По мере развития каскада эти люди могут стать самоповреждающими и суицидальными, "из-за более устойчивых ассоциаций с облегчением" (стр. 2).
Проверка эмоционального каскада во времени
Используя годичный лонгитюдный план, Чаухан и его коллеги проверили способность диагноза АМРЛ-ПРЛ предсказывать дистресс, руминацию и суицидальные мысли. Их модель основывалась на предположении, что одной из главных причин развития эмоциональных каскадов является неспособность людей с ПРЛ использовать эффективные навыки преодоления трудностей. Предполагаемая авторами траектория, отраженная в данных, вела от симптомов АМРЛ-ПРЛ к плохому совладанию с ситуацией и, в конечном счете, к более высоким показателям дистресса в течение года.
В онлайн выборку вошли 107 человек (из первоначальной группы в 700 человек) в возрасте от 18 до 57 лет (средний возраст - 31 год; 51% - женщины). Они заполнили опросники по расстройствам личности, симптомам депрессии, тревоги и стресса, опросник руминации и контрольный список способов преодоления трудностей. Из первоначальной выборки примерно одна треть выбыла в ходе исследования, что привело к окончательной выборке из 67 испытуемых через 9 месяцев и 72 испытуемых через год.
При более подробном рассмотрении контрольного перечня навыков преодоления трудностей, он был составлен на основе теоретической модели, используемой в лечении, известной как диалектическая поведенческая терапия (ДПТ). Навыки преодоления, которым учит ДПТ, включают в себя осознанность, регулирование эмоций, межличностную эффективность и устойчивость к стрессу. Люди, не способные использовать эти навыки, по мнению исследователей из Университета Говарда, должны испытывать усиление руминации и дистресса.
Кроме того, плохое совладание в этой модели будет выражаться в тенденции придерживаться одной стратегии совладания (т.е. неэффективной), а не проявлять гибкость в адаптации к стрессовым ситуациям.
В соответствии с прогнозами группы исследователей, дисфункциональный копинг в 9-месячный период оказал самое сильное влияние на руминацию в годичный период тестирования. Кроме того, если рассматривать сам диагноз АМРЛ-ПРЛ, то более поздние результаты в большей степени предсказывали тревожность, депрессивность, эмоциональную лабильность и неуверенность в разлуке. Однако импульсивность, склонность к риску и враждебность оказывали незначительное влияние на результаты, что позволяет предположить, что эти измерения менее важны с диагностической точки зрения.
Уменьшение эмоционального каскада
Знание того, что люди с определенными чертами ПРЛ значительно ухудшают свою жизнь из-за плохого использования навыков совладания, должно быть полезным для понимания того, как потенциально можно удержать каскад эмоций в управляемых пропорциях. Вмешательства, основанные на ДПТ, известны своей высокой эффективностью в лечении людей с этим расстройством, и результаты исследования, проведенного в Университете Говарда, по сути, являются временным промежутком, позволяющим увидеть, как плохое совладание у людей, не получающих лечения, может значительно ухудшить их жизнь.
Однако даже для людей без ПРЛ может быть полезно извлечь уроки из исследования Чаухан et al. Возможно, кто-то разозлил вас критикой, которая кажется вам несправедливой. Может быть, вы припарковались на месте, где не следовало, на переполненной стоянке у магазин. Владелец магазина выходит, чтобы отчитать вас, и хотя по большому счету это не должно вас беспокоить, это беспокоит, и вы размышляете об этом несколько дней. Зная, как руминация может создать каскад негативных эмоций, вы можете практиковать функциональный копинг и оставить все это в прошлом.
Подводя итог, можно сказать, что эмоциональный каскад не обязательно должен превратиться в потоп, если вы знаете о стратегиях, необходимых для восстановления равновесия. Для людей с ПРЛ эти навыки могут иметь большое значение, помогая им держать свои эмоции под контролем, преодолевая многочисленные жизненные трудности.
Сьюзен Краусс Уитборн, доктор философии, почетный профессор психологии и наук о мозге Массачусетского университета в Амхерсте. Psychology Today, Пер.: PSYCHOL-OK.RU