Представьте себе внезапный шорох в высокой траве. По группе первых людей, живущих вместе на древней пересеченной местности, прошла волна тревоги. В центре лагеря трехлетняя девочка - назовем ее Райна - спотыкается и падает, глаза ее расширены от страха.
Мать, не раздумывая, подхватывает ее на руки, а бабушка быстро собирает травы и листья для создания резкой дымовой завесы, отпугивающей затаившихся хищников. Одновременно отец и дяди Райны быстро перемещаются на окраину лагеря, бдительно высматривая признаки опасности.
В этот волнительный момент Райна была окутана паутиной заботы. Многочисленные опекуны слаженно работали вместе, их коллективные усилия служили защитой от неизвестной угрозы, которая таилась за пределами безопасного света костра. Для обеспечения безопасности Райны потребовалась целая деревня.
На протяжении как минимум 200 тыс. лет дети росли в условиях, сходных с теми, в которых жила Райна: в социальной среде с несколькими воспитателями. Однако детские психологи XX века придавали почти исключительное значение связи матери и ребенка. Исследования отношений привязанности детей - эмоциональных связей, которые они устанавливают со своими воспитателями, - и того, как они влияют на развитие ребенка, были сосредоточены на матери. Акцент академической психологии на детско-материнских отношениях можно, по крайней мере, частично объяснить социальными нормами, определяющими соответствующие роли матерей и отцов. В то время как отцы считались кормильцами, матери принимали более активное участие в повседневной заботе о детях.
Мы - специалисты в области клинической психологии развития, детской и семейной психологии, заинтересованные в изучении того, как качество отношений между детьми и родителями влияет на развитие детей. Вместе с 29 другими исследователями мы создали исследовательский консорциум для изучения отношений привязанности у детей. Вместе мы задаемся вопросом: как наличие отношений привязанности как с матерью, так и с отцом влияет на социоэмоциональные и когнитивные результаты детей?
Исследование привязанности, ориентированной на мать
У детей формируются отношения привязанности с людьми, присутствие которых рядом с ними стабильно в течение долгого времени. Для большинства детей такими людьми являются их родители.
Ученые-социологи в целом классифицируют отношения привязанности как безопасные или небезопасные. Безопасные отношения с конкретным воспитателем отражают ожидания ребенка, что в случае тревоги - например, при эмоциональной или физической травме - этот воспитатель будет доступен и окажет эмоциональную поддержку. В отличие от этого, дети, которые не уверены в доступности своих воспитателей в трудную минуту, скорее всего, сформируют небезопасные отношения привязанности.
В США и Европе, где до сих пор проводилось большинство исследований привязанности, основным опекуном часто считалась мать. Соответственно, исследователи почти исключительно фокусировались на матерях как на фигурах привязанности. Кроме того, матери были более доступны для исследователей, и они охотнее соглашались на участие в исследованиях, чем отцы и лица, не являющиеся родителями, такие как бабушки и дедушки или профессиональные воспитатели.
Кроме того, многие исследователи предполагают, что существует иерархия внутри родительского ухода, в соответствии с которой привязанность к матери более важна для понимания развития ребенка, чем привязанность к тем, кто считается "второстепенными", например, к отцам.
Уже к концу 1980-х годов некоторые ученые признали необходимость оценки совместного влияния отношений привязанности детей с несколькими опекунами на траекторию их развития. Однако в дальнейшем исследования практически не проводились. Недавно мы вновь обратились к этой теме и предложили модели, которые исследователи могут использовать для систематической оценки совместного влияния привязанности детей как к матери, так и к отцу на целый ряд результатов развития.
Затем мы привлекли к сотрудничеству более двух десятков социологов из восьми стран, интересующихся этими вопросами, связанными с отношениями привязанности. Вместе мы сформировали консорциум “Сотрудничество по вопросам привязанности к нескольким родителям”.
Чем надежнее привязанность, тем лучше
Первым шагом нашей группы стало обобщение данных, собранных исследователями привязанности по всему миру за последние 40 лет. Мы выявили результаты предыдущих исследований, посвященных изучению отношений привязанности более 1000 детей с обоими родителями.
Вместо того чтобы классифицировать детей по степени надежности и ненадежности привязанности к одному из родителей, мы разделили их на четыре группы:
- Дети с безопасными отношениями привязанности как к матери, так и к отцу.
- Дети с безопасной привязанностью к матери и небезопасной привязанностью к отцу.
- Дети с небезопасной привязанностью к матери и безопасной привязанностью к отцу.
- Дети с небезопасной привязанностью к обоим родителям.
В двух отдельных исследованиях мы выясняли, влияет ли привязанность детей к матери и отцу на психическое здоровье и языковую компетентность. В этих исследованиях отношения привязанности детей оценивались путем наблюдения за тем, как они вели себя во время кратковременных разлук с каждым из родителей, например, в процедуре, которую психологи называют "странная ситуация".
Каким образом сеть отношений привязанности ребенка может оказывать такое влияние? Хотя мы не смогли оценить это в нашем исследовании, существуют различные вероятные механизмы. Например, подумайте о ребенке с двумя надежными отношениями привязанности - к матери и к отцу, который верит в обоих родителей, что они будут рядом в трудных ситуациях.
Все дети сталкиваются с печалью, гневом и отчаянием. Но поскольку ребенок с двойной безопасной привязанностью может легко обратиться к родителям за помощью и поддержкой, негативные эмоции могут быть быстро разрешены и не перерасти в неповиновение или депрессию. Поскольку у ребенка меньше необходимости следить за местонахождением родителей, он также может быть более предприимчивым и любознательным, что дает ему возможность делиться впечатлениями и рассказывать о них. Они могут получить доступ к более широкому спектру и объему вербального выражения, что поможет расширить их языковые навыки.
Матери - это еще не вся история
Важно отметить и то, что мы не обнаружили: не существует никакой иерархии важности в плане того, с кем из родителей у ребенка формируется надежная привязанность. Дети, привязанные только к матерям (но не к отцам), и дети, привязанные только к отцам (но не к матерям), статистически не отличались по показателям психического здоровья и языковой компетенции.
Эти результаты подтверждают важный вывод:
Другими словами, важно количество надежных отношений привязанности, которые ребенок устанавливает в рамках семейной сети, а не пол взрослого, с которым устанавливаются надежные отношения.
В будущем следует изучить и другие семейные сети, включающие неродительских опекунов, таких как бабушки и дедушки, которые часто принимают активное участие в воспитании детей. В культурах, ориентированных на коллективизм, семейные домохозяйства часто включают в себя более широкую сеть фигур привязанности, чем традиционные семьи с двумя родителями, часто встречающиеся в США, Канаде и Европе. Исследования в этих культурах, скорее всего, покажут, что сети привязанностей могут быть более релевантными, чем исследования одиночных отношений, когда речь идет о понимании психического здоровья и академических навыков детей.
Как гласит африканская пословица, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня. Мы все являемся потомками таких детей, как Райна.
Ор Даган, доцент кафедры клинической психологии Университета Лонг-Айленда,
Карло Шюнгель, профессор клинических исследований детей и семьи, Свободный университет Амстердама.
The Conversation. Пер.: PSYCHOL-OK.RU