Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Какое отношение гены имеют к психологии?

Как биологический вид, люди любят думать, что мы полностью контролируем свои решения и поведение. Но на самом деле на то, как мы думаем и ведем себя, влияют силы, не поддающиеся нашему сознательному контролю - наши гены.

Начиная с 1950-х годов ученые изучают влияние генов на здоровье человека. Благодаря этому медики, исследователи и политики выступают за использование точной медицины для персонализации диагностики и лечения заболеваний, что позволяет быстрее улучшить самочувствие пациентов. Однако влияние генов на психологию остается без внимания.

Теория генетического конфликта

Теория генетического конфликта предполагает, что, хотя наши гены сочетаются друг с другом и делают нас такими, какие мы есть, они сохраняют маркеры, указывающие на то, от кого они произошли - от мамы или от папы. Эти маркеры заставляют гены либо сотрудничать, либо бороться друг с другом по мере нашего роста и развития. Исследования генетических конфликтов в основном сосредоточены на беременности, поскольку это один из немногих периодов в развитии человека, когда влияние разных наборов генов можно четко проследить у одного индивидуума.

Как правило, материнские и отцовские гены имеют разные идеальные стратегии роста и развития. В то время как гены мамы и папы в конечном итоге находят способы сотрудничества друг с другом, что приводит к нормальному росту и развитию, эти гены выигрывают, подталкивая развитие плода к тому, чтобы оно немного больше соответствовало тому, что оптимально для родителя, от которого они происходят. Гены мамы стараются сохранить ее здоровье и достаточное количество ресурсов для следующей беременности, в то время как генам отца выгодно, чтобы плод не забирал все ресурсы мамы себе.

Однако когда гены не могут найти компромисс, это может привести к нежелательным последствиям, таким как физические и умственные отклонения у ребенка или даже выкидыш.

Хотя генетический конфликт - нормальное явление, его влияние в психологии практически не учитывается. Одна из причин заключается в том, что исследователи предполагают, что генетическое сотрудничество необходимо для здоровья и благополучия человека. Другая причина заключается в том, что большинство человеческих черт контролируется многими генами. Например, рост определяется комбинацией из 10000 генетических вариантов, а цвет кожи - более чем 150 генами.

Сложная природа психологии и поведения затрудняет выявление уникального влияния одного гена, не говоря уже о том, от какого родителя он произошел. Возьмем, к примеру, депрессию. На вероятность развития депрессии влияют не только 200 различных генов, но и окружающая среда, например плохое обращение в детстве и стрессовые события в жизни. Исследователи также изучали подобные сложные взаимодействия для расстройств, связанных со стрессом и тревогой.

Когда исследователи изучают генетический конфликт, они обычно фокусируются на его связи с болезнями, невольно документируя влияние генетического конфликта на психологию.

В частности, изучая людей с синдромами Прадера-Вилли и Ангельмана, исследователи выяснили, как экстремальные случаи генетического конфликта - например, когда влияние одного набора родительских генов полностью выражено, а другой набор полностью заглушен - связаны с изменениями в поведении.

Синдромы Прадера-Вилли и Ангельмана - редкие генетические заболевания, встречающиеся примерно у 1 из 10000 - 30000 и 1 из 12000 - 20000 человек в мире, соответственно. В настоящее время не существует долгосрочного лечения ни одного из этих заболеваний.

Эти синдромы развиваются у пациентов, лишенных одной копии гена на хромосоме 15, который необходим для сбалансированного роста и развития. У тех, кто унаследовал только версию гена от отца, развивается синдром Ангельмана, а у тех, кто унаследовал только версию гена от матери, развивается синдром Прадера-Вилли.

Физические признаки синдрома Ангельмана включают значительную задержку в развитии, умственную отсталость, трудности с передвижением, проблемы с приемом пищи и чрезмерную улыбчивость. Физические признаки синдрома Прадера-Вилли включают пониженный мышечный тонус, трудности с кормлением, дефицит гормонов, низкий рост и сильное переедание в детстве.

Эти синдромы представляют собой один из немногих случаев, когда можно четко проследить влияние единственного отсутствующего гена. Хотя синдромы Ангельмана и Прадера-Вилли связаны с языковыми, когнитивными проблемами, проблемами с питанием и сном, они также связаны с явными различиями в психологии и поведении.

Например, дети с синдромом Ангельмана улыбаются, смеются и в целом стремятся к социальному взаимодействию. Такое поведение связано с повышенной способностью получать ресурсы и инвестиции от окружающих.

Дети с синдромом Прадера-Вилли, напротив, закатывают истерики, испытывают тревогу и трудности в социальных ситуациях. Такое поведение связано с повышенными трудностями для матерей на ранних этапах жизни ребенка, что потенциально откладывает момент, когда у матери появится еще один ребенок. Это, следовательно, увеличивает доступ ребенка к таким ресурсам, как пища и родительское внимание.

Генетический конфликт в психологии и поведении

Синдром Ангельмана и синдром Прадера-Вилли подчеркивают важность изучения влияния генетического конфликта на психологию и поведение. Исследователи зафиксировали различия в темпераменте, общительности, психическом здоровье и привязанности при этих расстройствах.

Различия в психологических процессах между этими синдромами схожи с предполагаемыми эффектами генетического конфликта. Генетический конфликт влияет на привязанность, определяя отзывчивость и чувствительность отношений между родителем и ребенком через различия в поведении и потребностях в ресурсах. Эти отношения начинают формироваться еще в утробе матери и помогают откалибровать реакцию ребенка на различные социальные ситуации. Хотя эта калибровка реакций начинается на чисто биологическом уровне еще в утробе матери, она приводит к формированию уникальных моделей социального поведения, которые влияют на все - от того, как мы справляемся со стрессом, до наших личностных качеств.

Поскольку большинство ученых не рассматривают влияние генетического конфликта на поведение человека, большая часть этих исследований все еще остается теоретической. Исследователям приходится искать сходство между дисциплинами, чтобы понять, как биологический процесс генетического конфликта влияет на психологические процессы. Исследование синдромов Ангельмана и Прадера-Вилли - лишь один из примеров того, как интеграция концепции генетического конфликта в психологические исследования может дать ученым возможность изучить, как наша биология делает нас уникальными людьми.

Джессика Д. Айерс, доцент кафедры психологических наук, Государственный университет Бойсе. The Conversation. Пер.:

Почему мы едим вечером? Причины нездорового аппетита

Почему мы едим вечером? У каждого, я думаю, найдется свое оправдание вечернему(ночному?) приему пищи. Причиной «нездорового аппетита» может являться тревога, которая в большинстве случаев не осознается человеком.


Развивающие игры — пазлы для малышей

Важнейшим компонентом игрушек и игр является их развивающая и образовательная часть. Играя, ребенок обучается взаимодействовать с предметами, объектами живой и неживой природы, создавать. И важно, чтобы этот процесс был увлекательным, побуждающим ребенка к активности и развитию интереса, любознательности.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация