Большинство разговоров о прощении сосредоточено на значении и ценности прощения других людей. Дуглас Стюарт, философ образования, много исследовавший проблему прощения, пишет, что прощение подразумевает готовность отпустить наши негативные эмоции или обиды и принять вместо них более великодушное и сострадательное отношение к нашим обидчикам. Другие философы отмечают, что преимущества прощения заключаются в преодолении обиды, восстановлении отношений и оставлении обиды в прошлом - без мести. Таким образом, прощение должно считаться морально ценным и достойным восхищения.
А как насчет прощения себя? Является ли оно морально ценным или это просто то, что мы делаем, чтобы почувствовать себя лучше? И что такое самопрощение вообще?
Определение понятия “самопрощение”
Самопрощение означает умение преодолевать болезненные чувства, такие как вина, стыд и глубокое разочарование в себе. Оно предполагает преобразование негативных установок, таких как презрение, гнев и стыд, в более позитивные эмоции, такие как уважение и смирение.
Однако важно понимать, что провинившийся не может просто отвергнуть стыд: Он должен противостоять ему. Философы-моралисты, такие как Байрон Уиллистон, утверждают, что люди, глубоко обидевшие других, например предавшие любимого человека, должны испытать стыд и взять на себя ответственность за свои действия - например, попросить прощения. В противном случае попытка самопрощения вряд ли будет иметь смысл.
Наконец, следует помнить, что самопрощение не означает, что человек погасил все негативные чувства, направленные на себя, или покончил с самоуничижением. Это было бы невыполнимой задачей.
Скорее, как отмечает философ Робин Диллон, самопрощение предполагает, что человека больше не поглощают и не переполняют эти негативные чувства. Короче говоря, можно простить себя и при этом смотреть на себя требовательным и критическим взглядом.
Нравственное развитие
Добиться этого, однако, нелегко. Самопрощение требует тщательного процесса примирения с проступками.
По мнению этика Маргарет Холмгрен, этот процесс включает в себя как минимум четыре этапа: признание того, что мы поступили неправильно; осознание того, почему это было неправильно; разрешение себе испытывать горе и самоуничижение из-за того, что причинили вред другому человеку; и, наконец, искренние усилия по исправлению установок, которые привели к совершению вредного поступка, и возмещение ущерба жертве.
Другими словами, прежде чем пытаться восстановить отношения с другими людьми, необходимо преодолеть негативные эмоции, установки и модели поведения. Только когда мы сможем ослабить озабоченность чувством вины и стыда и искренне простить себя, мы сможем внести значимый вклад в отношения как освобожденные и равноправные партнеры - особенно в те, которые продолжаются, например с семьей и друзьями.
Конечно, бывают случаи, когда преступление настолько масштабно, например геноцид, что ни один человек не может полностью возместить ущерб или принести адекватные извинения за содеянное.
Бывают и другие случаи, когда извинения невозможны. Возможно, жертвы мертвы; возможно, прямое извинение ретравмирует их или принесет больше вреда, чем пользы.
В таких случаях, я бы сказал, преступник все же может попытаться работать над самопрощением - признать не только внутреннюю ценность жертвы, но и свою собственную, независимо от способности загладить свою вину. Это само по себе является моральным ростом: осознание того, что никто не является простым объектом, которым можно манипулировать или злоупотреблять.
Я бы сказал, что процесс самопрощения полезен с моральной точки зрения. Он может не только освободить людей, склонных постоянно упрекать себя, но и повысить их способность этично относиться к другим - признавать проступки, одновременно подтверждая собственную ценность.
Большинство людей хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда они причиняли боль другому человеку и осознавали, что их слова или действия причинили вред. В таких ситуациях мы также часто чувствуем стыд за себя и пытаемся извиниться или загладить свою вину. Однако важно помнить о том, что прощение себя также должно считаться необходимым. Если под нравственным развитием подразумевается процесс становления нашего самосознания и характера, то признание проступка и переживание стыда, за которыми следует прощение себя, являются необходимыми условиями для этого процесса.
Мордехай Гордон, профессор образования, Университет Квиннипиак. The Conversation. Пер.: PSYCHOL-OK.RU