Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Ваш ребенок напряжен, неспокоен, гиперактивен?
Возможно, он страдает от проблем с сенсорной обработкой

Многие дети остро реагируют на определенные звуки или текстуру пищи. Они не могут выносить определенную одежду даже минуту или раздражаются, когда кто-то прикасается к ним, превращая в испытание такие простые события, как купание, одевание, ужин или день рождения. Однако такое поведение не обязательно означает, что ребенок просто избалован, груб или гиперактивен - на самом деле у него могут быть проблемы с обработкой сенсорной информации, то есть его мозг с трудом усваивает и понимает получаемую информацию.

Иногда поведение детей на самом деле является реакцией на то, как они обрабатывают информацию об окружающем мире и собственном теле. Если эта обработка происходит не так, как нужно, это может привести к их неадекватным действиям.

8 чувств, а не 5

Под сенсорной обработкой понимается то, как нервная система обрабатывает информацию от восьми чувств. Да, вы правильно прочитали: восьми.

Хотя существует пять основных чувств (осязание, вкус, обоняние, зрение, слух), есть еще три, которые играют важную роль в движении и осознании нашего окружения и тела - вестибулярное (ощущение движения головы в пространстве), проприоцепция (ощущение движения, действия и положения тела) и интероцепция (сигналы изнутри тела, такие как голод, жажда или усталость).

Наши органы чувств дают нам постоянный поток сенсорной стимуляции как извне, так и изнутри нашего тела. Только правильно обрабатывая эту массу информации, мы можем выполнять повседневные дела и заниматься тем, что считаем важным.

Чтобы понять, что происходит, когда эти процессы не работают должным образом, мы можем использовать аналогию с дорожной пробкой, поскольку мозг ребенка иногда может испытывать хаос, похожий на узкое место из неподвижных, сигналящих автомобилей.

Чтобы функционировать в этом мире, мозг ребенка должен обрабатывать и фильтровать информацию, чтобы решить, что требует внимания. Сенсорная модуляция - это название процессов, которые регулируют и организуют степень, интенсивность и реакцию на этот постоянный поток информации. Поэтому дети с заболеванием, называемым расстройством сенсорной модуляции (РСМ), могут демонстрировать поведение, которое не соответствует интенсивности и характеру получаемых сенсорных стимулов. Такое поведение можно классифицировать на:

  • Гиперреактивность. Реакции, которые являются более интенсивными или продолжительными, чем обычно. Например, дети, которым трудно чистить зубы, потому что зубная щетка кажется им неприятным раздражителем, возможно, они говорят, что “чувствуют ее слишком сильно”.
  • Гипореактивность. Реакции менее интенсивные или замедленные, чем ожидалось, или даже отсутствуют. Это может касаться детей, у которых во время еды много пищи попадает на лицо и руки, даже не осознавая этого.
  • Поиск ощущений. Интенсивное желание получить определенный вид сенсорной стимуляции и активное поведение, направленное на удовлетворение этого желания. У детей это обычно телесные ощущения, которые могут включать постоянное покусывание кожи на губах или пальцах, одежды или других предметов.

Значит ли это, что у ребенка РСМ, потому что его беспокоят ярлыки на одежде? Или потому, что они не снимают шлепанцы, пока не зайдут в бассейн, чтобы их ноги не касались травы? Ответ - нет. Диагноз расстройство сенсорной модуляции ставится только тогда, когда вызванные им трудности влияют на повседневное функционирование в нескольких областях.

Концепция сенсорной модуляции берет свое начало в исследованиях, проведенных эрготерапевтом и доктором педагогической психологии Анной Джин Эйрс в 1970-х годах, и продолжает развиваться благодаря постоянным исследованиям.

Как расстройство сенсорной модуляции влияет на повседневную жизнь ребенка?

Результаты систематического обзора исследований свидетельствуют о том, что дети и подростки с сенсорными трудностями испытывают проблемы в таких ключевых сферах жизни, как повседневные дела (одевание, уход за собой, прием пищи и питья), игры, академическое обучение и участие в жизни общества. Результаты другого, более позднего обзора подтверждают это, указывая на то, что сенсорная обработка связана с социальной активностью, когнитивными способностям, темпераментом и участием в жизни.

Важно, чтобы как семьи, так и терапевтический и педагогический персонал, сопровождающий детей, страдающих РСМ, узнали, как они могут поддержать их, принимая во внимание сенсорные проблемы, с которыми они сталкиваются. Таким образом, пострадавшие смогут полнее наслаждаться повседневной жизнью. Для этого необходимо оценить, как каждый отдельный ребенок обрабатывает различные ощущения, а затем использовать это понимание для адаптации окружающей среды и деятельности.

Неудивительно, что семьи, в которых есть ребенок, страдающий расстройством сенсорной модуляции, обычно имеют уровень стресса выше среднего, поскольку это может сделать их повседневную жизнь сложной. Исследователям еще предстоит детально изучить, как люди, ухаживающие за детьми, воспринимают качество своей жизни в таких обстоятельствах.

Не все дети, испытывающие острую потребность в движении, гиперактивны, и вспыльчивость ребенка не означает, что он избалован – контрольный список может стать хорошей отправной точкой, помогающей лучше понять, могут ли у ребенка быть сенсорные проблемы.

, трудотерапевт и физиотерапевт. Преподаватель и исследователь кафедры физиотерапии Университета Святого Георгия.
The Conversation. Пер.: PSYCHOL-OK.RU

Двуязычие замедляет старение мозга

Исследования показывают, что двуязычие оказывает влияние на поддержание когнитивных функций, особенно в отношении обучения, общей памяти, рабочей памяти, исполнительных функций и языковой компетенции.


Изучение сновидений: ученые открывают новые каналы коммуникации со сновидцами

Исследования показывают, что возможно взаимодействовать с осознанными сновидцами, пока они спят, и даже разговаривать с ними в определенные ключевые моменты.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация