Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Какие виды активности на самом деле улучшают когнитивные функции?

Определенное снижение когнитивных способностей с возрастом является нормальным явлением. У многих из нас бывали моменты, когда мы думали, что нам не помешает дополнительная когнитивная подпитка, и неважно, связано ли это со страхом снижения когнитивных способностей или с тем, что мы замечаем провалы в познании во время стресса. Исследования показали, что в зрелом возрасте люди могут внести изменения, которые помогут предотвратить или отсрочить снижение когнитивных способностей и даже снизить риск развития деменции. К ним относятся отказ от курения и правильный контроль артериального давления.

В дополнение к этим изменениям образа жизни многие люди обращаются к играм для тренировки мозга, которые утверждают, что оптимизируют эффективность и возможности вашего мозга в любом возрасте. Создатели приложений и игр для тренировки мозга заявляют, что их продукты способны сделать все - от предотвращения снижения когнитивных способностей до повышения IQ. Однако пока эти заявления встречают неоднозначную реакцию.

Современные же исследования показывают, что на самом деле происходит с мозгом, когда он вовлечен в новое обучение, и дают возможность понять, как люди могут поддерживать здоровье мозга и какую роль могут сыграть игры для тренировки мозга.

Тренировка мозга: факты и вымысел

Тренировка мозга - это набор заданий, часто компьютеризированных, основанных на известных тестах для измерения того или иного вида познания, но в игровой форме. Большинство игр для тренировки мозга были разработаны для того, чтобы помочь участникам овладеть одним или несколькими конкретными навыками. Например, в игре вам предлагается комбинация букв и цифр, где иногда нужно быстро определить, четная это буква или нечетная, а иногда - переключиться на определение согласной или гласной буквы. Сложность игры может возрастать, если вам необходимо выполнить задание за определенное время. Такие игры требуют высокого уровня внимания, быстрой скорости обработки информации и гибкости ума для чередования правил, что называется исполнительным функционированием.

Но оказалось, что конкретные навыки, полученные в этих играх, часто не находят применения в более общих, реальных условиях. Вопрос о том, достигают ли игры для мозга своей конечной цели - длительного улучшения когнитивных способностей в различных областях, - до сих пор вызывает бурные споры среди психологов. Для того чтобы делать такие заявления, необходимы строгие доказательства того, что играя в конкретную игру, у пользователя улучшаются когнитивные способности или работа мозга.

Так, в 2016 году Федеральная торговая комиссия США наложила штраф в размере 50 миллионов долларов США на одну из самых популярных на тот момент игр для тренировки мозга Lumosity за введение потребителей в заблуждение относительно того, что с помощью ее продукта они смогут достичь более высокого уровня умственной работоспособности на работе или в школе, а также предотвратить или замедлить когнитивный спад.

Добавьте немного сложности

В исследовании под названием Synapse Project, одной группе участников было поручено заняться новым видом деятельности, в котором у них было мало опыта. Им было предложено заняться либо цифровой фотографией, либо квилтингом (освоить технику лоскутного шитья). Хотя эти занятия не были играми, они должны были быть увлекательными, сложными и выполняться в социальной обстановке. Другой группе были предложены занятия, которые не предполагали активного обучения, например, тематические занятия, связанные с путешествиями или кулинарией, или более уединенные занятия, такие как разгадывание кроссвордов, прослушивание музыки или просмотр классических фильмов. Эти группы занимались по 15 часов в неделю в течение 14 недель. В начале и в конце исследования все участники прошли тестирование на различные когнитивные способности.

Те, кто занимался новыми, сложными видами деятельности, показали значительное улучшение памяти, скорости обработки информации и способности к рассуждению по сравнению с теми, кто занимался менее сложными видами деятельности.

Ни один из участников не был непосредственно обучен этим когнитивным тестам, что означает, что сложные занятия способствовали развитию навыков, которые переносились на новые ситуации, такие как запоминание списка слов или решение абстрактных задач.

Сканирование мозга участников показало, что в ходе исследования у тех, кто занимался более сложными видами деятельности, повысилась нейронная эффективность. Другими словами, их мозгу не приходилось так напрягаться, чтобы решать задачи или вспоминать информацию.

Исследование также показало, что чем больше времени участники тратили на свои проекты, тем больше увеличивался их мозг и тем лучше была их память по окончании 14 недель.

Одно из различий между типами занятий в рамках проекта Synapse и традиционными тренировками мозга заключается в том, проводятся ли занятия в группе или в одиночку. Хотя в других исследованиях было отмечено преимущество социального взаимодействия, в Synapse Project не было обнаружено разницы между социальными и одиночными занятиями в группе с низким уровнем сложности. Таким образом, именно сложность, а не социальные компоненты, похоже, является движущей силой в поддержании когнитивных функций и здоровья мозга.

Что вы можете сделать, чтобы сохранить здоровый мозг

Возможно, вы думаете, что пришло время заняться цифровой фотографией или квилтингом. Но, в конце концов, дело не в этих конкретных задачах. Главное, чтобы вы бросали себе вызов, что часто происходит само собой, когда вы делаете что-то новое. Новое обучение, которое часто сопровождается чувством усилия - а иногда и разочарования, - требует доступа к ресурсам лобной доли, которая управляет мышлением и суждениями, и теменной доли, которая обрабатывает внимание и комбинирует различные сенсорные сигналы. Эти области постоянно общаются друг с другом, чтобы поддерживать ум в состоянии адаптации к любым ситуациям и не дать мозгу перейти в “режим привычки”.

К чему это нас приводит? Игры, рекламируемые как “тренировка мозга”, могут оказаться не самым лучшим решением по сравнению с другими способами улучшения когнитивных способностей. И хотя мало доказательств того, что какая-либо игра или программа для тренировки мозга глобально улучшает познавательную деятельность, некоторые из них могут улучшить отдельные ее аспекты. Как и в других видах деятельности, ключевым моментом является сложность.

Если вы любите слова, попробуйте игру, основанную на цифрах. Если вы любите математику, попробуйте игру со словами или головоломку. Выбирая задачу, которая заставляет вас чувствовать себя неловко, вы получаете максимальный шанс сохранить и даже улучшить свои познавательные способности. Как только вы начнете чувствовать себя легко и привычно, это будет признаком того, что пора сменить задачу, сменить игру или, по крайней мере, добавить немного вызова, перейдя на новый уровень сложности, который кажется вам просто недосягаемым.

, доцент кафедры психологии, Бингемтонский университет, Государственный университет Нью-Йорка.
, доцент кафедры психологии, Бингемтонский университет, Государственный университет Нью-Йорка.
The Conversation. Пер.: PSYCHOL-OK.RU

Двуязычие замедляет старение мозга

Исследования показывают, что двуязычие оказывает влияние на поддержание когнитивных функций, особенно в отношении обучения, общей памяти, рабочей памяти, исполнительных функций и языковой компетенции.


Сострадание к себе и орторексия

Орторексия характеризуется жесткими и негибкими диетическими убеждениями и практиками, которые строго контролируются сами собой. Расстройства пищевого поведения, в том числе орторексия, связаны с низким уровнем самосострадания.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация