Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Музыка может изменить отношение к прошлому

Вы когда-нибудь замечали, как определенная песня может вызвать целый поток воспоминаний? Может быть, это мелодия, которая играла во время вашего первого танца, или гимн о незабываемом путешествии. Люди часто думают, что эти музыкальные воспоминания - это застывшие снимки прошлого. Но недавнее исследование, опубликованное мной и моей командой, говорит о том, что музыка может не просто вызывать воспоминания, но и менять их.

Я занимаюсь психологией в Технологическом институте Джорджии. Вместе с моим наставником Такери Брауном и экспертами по музыке из Университета Колорадо-Боулдер Софией Мехдизаде и Грейс Лесли мы недавно опубликовали исследование, которое выявило интригующую связь между музыкой, эмоциями и памятью. В частности, прослушивание музыки может изменить ваше отношение к тому, что вы помните, что потенциально может помочь людям справиться с трудными воспоминаниями.

Музыка, истории и память

Когда вы слушаете музыку, задействованы не только ваши уши. Участки мозга, отвечающие за эмоции и память, также активизируются. Гиппокамп, который необходим для хранения и извлечения воспоминаний, тесно взаимодействует с миндалевидным телом - эмоциональным центром мозга. Отчасти поэтому некоторые песни не только запоминаются, но и вызывают глубокие эмоции. Хотя способность музыки вызывать эмоции и провоцировать воспоминания хорошо известна, мы задались вопросом, может ли она также изменять эмоциональное содержание существующих воспоминаний. Наша гипотеза основывалась на концепции реактивации памяти - идее о том, что когда вы вспоминаете что-то, это становятся временно податливыми, позволяя включить новую информацию.

Мы провели трехдневный эксперимент, чтобы проверить, может ли музыка, звучащая во время воспоминаний, привнести новые эмоциональные элементы в исходное воспоминание.

В первый день участники запомнили серию коротких, эмоционально нейтральных историй. На следующий день они вспоминали эти истории, слушая либо позитивную, либо негативную музыку, либо тишину. В последний день мы попросили участников снова вспомнить истории, на этот раз без музыки. На второй день мы регистрировали активность мозга с помощью фМРТ-сканирования, которое измеряет активность мозга путем обнаружения изменений в кровотоке.

Наш подход аналогичен тому, как саундтреки к фильмам могут изменить восприятие сцены зрителем, но в данном случае мы изучали, как музыка может изменить реальные воспоминания участников о событии.

Результаты оказались поразительными. Когда участники слушали эмоционально заряженную музыку, вспоминая нейтральные истории, они с большей вероятностью включали в рассказ новые эмоциональные элементы, которые соответствовали настроению музыки. Например, нейтральные истории, которые запоминались под позитивную музыку, впоследствии вспоминались как более позитивные, даже когда музыка уже не играла.

Еще более интригующими оказались снимки мозга, сделанные во время эксперимента. Когда участники вспоминали истории, слушая музыку, наблюдалась повышенная активность в миндалевидном теле и гиппокампе - областях, имеющих решающее значение для обработки эмоциональной памяти. Вот почему песня, связанная с важным жизненным событием, может быть такой сильной - она активирует одновременно области, связанные с обработкой эмоций и памяти.

Мы также увидели свидетельства тесной связи между этими участками мозга, обрабатывающими эмоциональную память, и участками мозга, участвующими в обработке визуальных ощущений. Это позволяет предположить, что музыка может привносить эмоциональные детали в воспоминания, пока участники визуально представляют себе истории.

Музыкальные воспоминания

Наши результаты свидетельствуют о том, что музыка действует как эмоциональный стимул, переплетаясь с воспоминаниями и тонко изменяя их эмоциональный тон. Кроме того, воспоминания могут быть более гибкими, чем считалось ранее, и на них могут влиять внешние слуховые сигналы при воспоминании.

Несмотря на необходимость дальнейших исследований, наши выводы имеют интересные последствия как для повседневной жизни, так и для медицины. Людям, страдающим депрессией или посттравматическим стрессовым расстройством, где негативные воспоминания могут быть непреодолимыми, тщательно подобранная музыка может помочь представить эти воспоминания в более позитивном свете и, возможно, со временем снизить их негативное эмоциональное воздействие. Это также открывает новые возможности для изучения музыкальных вмешательств в лечение депрессии и других психических расстройств. На повседневном уровне наше исследование подчеркивает потенциальную силу саундтрека, который люди выбирают для своей жизни. Воспоминания, как и ваши любимые песни, могут быть ремикшированы. Музыка, которую вы слушаете, вспоминая или даже занимаясь повседневными делами, может тонко влиять на то, как вы будете вспоминать эти события в будущем.

В следующий раз, когда вы включите любимый плейлист, подумайте, как он может влиять не только на ваше текущее настроение, но и на ваши будущие воспоминания.

, адъюнкт-исследователь в области когнитивной науки о мозге, Технологический институт Джорджии.
The Conversation. Пер.: PSYCHOL-OK.RU

Психология подросткового возраста: проблема буллинга

Буллинг - непростая для обсуждения и исследования тема: с одной стороны, практически все люди так или иначе встречались с ситуациями травли, с другой — с ними связаны переживания страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и эти переживания очень мало обсуждаются.


Поддержка Вашего ребенка во время кризиса

За последние несколько лет наши дети стали свидетелями нескольких трагических и ужасных событий. Именно мы должны дать им инструменты для того, чтобы они могли пережить, преодолеть и сохранить надежду во времена тьмы. Мы можем начать с того, чтобы постоянно быть источником силы, безопасности и жизнестойкости.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация