Боль - гнев. |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
Боль - гнев. |
13.6.2012, 9:27
|
|
Ув. Собеседники, предлагаю Вам тему, в которой меня интересует боль.
Гнев - защитная реакция. Две стратегии: избегание борьбы (бегство) и контратака (нападение). Боль, обозначена реально в ситуации "здесь и сейчас" при наличии физического увечья и "предполагаемая" (отсроченная боль), когда еще не случилось, а только предполагается (домысел). Домысел - это страх. Т.е. боль, которая "пришла" откуда-то и воспринимается как сигнал. Испуг, реакция и прочее... Зантересовало меня чувствительность к боли. Чем выше порог чувствительности тем позднее наступает, что-то типа аффекта, полная реакция всего организма на источник боли. Ниже порог чувствительности - быстрее наступает ответ. Наблюдая за реакциями людей заметил, что кто-то "пищит" в гневе и мечется, а кто-то "рычит" и движется в направлении к источнику опасности. Реакции "замирания" (спазм, накопление энергии) и "нападение" (атака, быстрый сброс чрезмерного напряжения) определяют в основе выбор стратегии. Если я правильно понимаю эти реакции генетическая данность особи, жесткая программа. Со временем человек убеждается в налии этой жетской доминирующей программы и формирует осознанно некий дополнительный комплекс программ, компенсирующий этот недостаток. Его (человека) жизненный опыт "говорит" ему о необходимости иметь сценарии и роли из иной стратегии, например, "адреналиновая" стратегия весьма не эффективна в тех или иных ситуациях. Оценивая последствия привычных реакций и имея результат, который по тем или иным причинам расходится с задуманным, возникает потребность в иных поведенческих комплексах. Благо они проявляются в деятельности других людей, такое заимствование и приобщение "чужого". Один из первых "шагов" в сторону "привить" привычки "общего" - воспитательный процесс в периоде детства. Методы "палки" и "пряника" известны. "Палка" инструмент насилия, которая "прогибает, деформирует, заставляет. В процессе унижения и при условии "терпи, иначе убью!" задача воспитателя столкнуть человека с болью и активировать волевые усилия. Унижаемый человек как бы должен сопротивляться, иначе говоря укреплять волю. Как бы речь идет о границах, я так думаю. Умение укреплять границы, есть как бы показатель того, что человек сталкиваясь с целями и задачами дойдет до конца и сформируется что-то типа взрослости с её комплексом отвественности. Иначе говоря воспитатель ведет войну с чувствительностью, которая порождает тревожность, страх наказания. Итак тревожность находится в прямой (как я думаю) зависимости с ответственностью. Воспитательный процесс нацелен на боль, даже в тех случаях, когда применяют метод "пряника", скрывая намерения привить что-то такое, что явно чуждо и воспринимается, например, ребенком в последствии как обман. Выше я написал, как бы свое понимание некоторых связей и явлений, не подробно, конечно. К вопросам подобрался. Мальчиков принято воспитывать методом "палки", типа крепче будет и выносливее. Вопрос: А если чувствительная нервная система у человека и он "сломался" сознательно отказывается от борьбы, то что "пряник"... или продолжать "дубасить"? Понятно, что нужно отпустить, но а как же контроль? Тот кто переусердствовал в своем методе испытывает ли чувство вины и как он относится к той же боли, но уже моральной (сердечной)? Надеюсь, что в процессе обсуждения мои делитанские неточности будут определены, как и основные важные пункты по заявленной теме. Уточняю направление темы: (такое сырое разграничение) боль - гнев. тревожность - ответственность. Спасибо. |
|
|
19.6.2012, 7:40
|
|
Если я правильно понимаю эти реакции генетическая данность особи, жесткая программа. Со временем человек убеждается в налии этой жетской доминирующей программы и формирует осознанно некий дополнительный комплекс программ, компенсирующий этот недостаток. А если вырабатать стратегию не на основе гнева (залипание, бегство, нападение)? понятно, что гнев, страх - это инстинктивная реакция: сигнал - реакция, т.е. мозг там не участвует (нет времени в экстремальных ситуациях). например кошка может испугаться надувного шарика. но у нас то есть мозг, в котором уже есть информация об этом объекте. почему мы его не боимся? понимаем, что он не представляет опасности. Значит страх подавляется мозгом? Можно ведь приглушить страх и сделать его менее доминурующим, снизить зависимость от инстинктов. У меня случались ситуации в этом убедиться. Например ребёнок сидел у меня на шее и , дикарь, начал выдирать у меня волосы. Но относиться к боли можно по разному. Инстинкт посылает реакцию: закричать (в надежде остановить, испугав покушителя), убежать, избавиться и пр. По идее, если это доминурующая программа, я бы так и сделал - закричал и скинул бы этого хулигана со своих плеч. Но почему же я этого не сделал? ПОчему я даже не корчился от боли стиснув зубы? Мой друг в этот момент сидел рядом и наблюдал, с какой силой мне теребели шевелюру и он понимал, что это по любому больно, но был удивлён, не обнаружив ожидаемую у меня инстинктивную реакцию. Что это было по вашему? Мой мозг блокировал проявление инстинкта? Как? Если в связке стимул - рефлекс не участвует мозг? Значит, всё таки участвует. Он как то вмешивается в эту "программу" и более того начинает доминировать. Т.е. я как Человек начинаю управлять своими животными инстинктами. Но есть другие страхи, которые мне ещё не удалось перепрограммировать. Цитата формирует осознанно некий дополнительный комплекс программ, компенсирующий этот недостаток. о каких программах идёт речь? и как они могут компенсировать страх - интересно. Компенсировать? т.е. замещение? я думаю, не стоит разделять страх от боли физической и психологической. и вот, например, довольно эффективная и часто используемая установка: "Всё что не делается всё к лучшему". Используется для замещения писимистического: "Стало хуже, всё, мне конец!" - установка сопровождается страхом перед смертью. Замещение ведь? я называл это выше: "перепрограммированием". Цитата возникает потребность в иных поведенческих комплексах. ... Один из первых "шагов" в сторону "привить" привычки "общего" - воспитательный процесс в периоде детства. на мой взгляд (и не только я этого придерживаюсь) на много эффективней наличия библиотеки возможных замещений - методы генерации необходимых (эффективных в конкретной ситуации) способов преодаления сложных психологических состояний (страх). Другими словами: Как эти страхи распознать и подобрать для них подходящий «заместитель»? Хотя, соглашусь, что знание уже известных эффективных поведенческих комплексов замещения страха довольно полезно, а еще лучше добавить к этому, уже упомянутые, методы получения этих комплеков. Это напоминает мне геометрию, где аксиомы нужно знать, но для решения конкретных задач довольно полезно знать используемые для выведения данных доказательств методов. Но и в этом случае существует опасность появляения шаблоного мышления, что в свою очередь, нейтрализуется развитием творческого мышления, способного к нестандартным формам выражения. Цитата "Палка" инструмент насилия, которая "прогибает, деформирует, заставляет. В процессе унижения и при условии "терпи, иначе убью!" задача воспитателя столкнуть человека с болью и активировать волевые усилия. Унижаемый человек как бы должен сопротивляться, иначе говоря укреплять волю. Почему один человек унижает другого? на мой взгляд - это результат защитного механизма. Тот кто унижает (первый) - чувствует опасность от другого (второго). Значит второй вошёл в зону интересов первого и заявил на него свои права, первому ничего не остаётся, как защащать свою территорию - я это часто наблюдаю в программах о животных. Значит унижение и оскорбления - это проявление животных инстинктов человека. Проявлять инстинкты или нет - выбор каждого. Я, например, придерживаюсь второй концепции, т.к. не хочу быть животным. Получается, что если не использовать во взаимодействии инстинкты, то и унижать никто не будет, т.к. я не нападаю, не представляю угрозы, я вообще вне системы. Цитата задача воспитателя столкнуть человека с болью и активировать волевые усилия. при этом нужно действительно унижать, т.е. создавать психологическую агрессию. Бесспорно подобные тренинги (особенно, если участники будут морально и психологически подготовлены) даст свои положительные плоды Цитата Унижаемый человек как бы должен сопротивляться, иначе говоря укреплять волю. но если все в группе будут "прокачиваться", то проблема всё равно не будет решена и тот кто сильнее, будет способен унизить менее продвинутых в данном навыке. Всё ниже описанное можно расценивать как каламбур мысли: На мой вгляд, на много эффективнее, изменить систему ценностей и не участвовать в делёжке: "моё-твоё". Здесь без примера явно не обойтись, т.к. при данном подходе существует ньюансы, когда те, кто в системе "конкуренция - борьба за выживание" (первые) пользуясь своей безнаказанностью откровенно начинают беспредельничать и обделять тех, кто вышел из данной системы (вторых). Для решения подобных несуразиц существует сторонний наблюдатель (мвд, и пр. силовые структуры) способные "приструнить" разбушевавшихся "первых". Реакция "вторых" при этом не несёт агрессии, страха и самозащиты, а при попытке вторжения в их инивидуальное пространство (например, первые присваивают собственность вторых). Попытки унизить вторых не эффективны, т.к. они не унижаются на оскарбления. Данная модель осложняется при наличия у вторых конформизма. Но решается, если вторых объединить в группу. Получиться две группы: "первая" и "вторая". У первых остаётся единственная возможность: "утверждать свою модель системы ценностей", что они и делают высмеивая первых, например, навешивая ярлыки: "Лохи", "ботаны" и пр. Как быть при физических попытках унижения "вторых"? Разве возможно не унижаться, когда тебя пнули и поржали? по идее нужно пнуть в ответ - это модель поведения "первых" Сообщение отредактировал Владимир Художник - 19.6.2012, 7:41 -------------------- Очень важно знать вашу психологическую ответную реакцию на мои посты!!!
возможно, вам будет интересна эта литература |
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация