Мышление |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
Мышление |
19.12.2012, 21:41
|
|
Уважаемые психологи! У меня сессия, сам я историк, психология мне далека. Очень прошу помочь с заданием. Заранее спасибо.
Определить, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, указать на их особенности. 1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии) 2. — Где Италия? — спрашивал ее Лихонин. — Вот он. Сапог, — говорила Любка и торжествующе тыкала в Апен¬нинский полуостров. — Швеция и Норвегия? — Это собака, которая прыгает с крыши. — Балтийское море? — Вдова стоит на коленях. — Черное море? — Башмак. — Испания? — Толстяк в фуражке. (А. И. Куприн) 3. — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — ска¬зала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул: — Врете, ни одного... — Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? - Два. — Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, — так здорово подумал. — Два... — Почему? — Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! — У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом. (А. Толстой) 4. В ответ на шутку друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требо¬валось только одно — держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо вертикально. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротесто¬вали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придержи¬ваться его в течение всего плавания. (Э. Де Боно) Кроме того, нужно определить типы мышления в следующих данных и ответить на вопрос: Доступны ли данным испытуемым операции классификации в целом? (по А. Р. Лурия) 1. Испытуемый Рахмат, 39 лет, крестьянин, неграмотный, живет далеко от города, редко бывал в Фергане, в других городах не бывал. Для исключения одного лишнего предмета предлагается серия: молоток - пила - полено - лопата. Испытуемый: Все эти сходны. Я думаю, они нужны все. Вот видите, чтобы пилить, надо пилу, а чтобы ломать, надо лопату. Все нужные! Исследователь делает попытку пояснить задачу на другом про¬стом примере: Ну вот, например, три взрослых человека, а один ребе¬нок; ясно, что он сюда не подходит. Испытуемый: Но ведь мальчик им обязательно нужен! Вот они все трое работают, и если каждый раз будут выбегать, то сорвут работу, а мальчик может бегать — мальчик будет учить¬ся, и так будет лучше, и все они смогут вести работу хорошо». Исследова¬тель: Ну вот, три колеса и клещи. Ведь клещи на колеса не похожи?» Испытуемый: Нет, они подходят все. Я знаю, что клещи не сходны, но ведь они нужны для того, чтобы в колесах что-нибудь завинтить. Исследо¬ватель: Но ведь колеса можно назвать одним словом, а клещи — нет». Испытуемый: Да, я это знаю, но ведь клещи нужны, железо поднять ими можно, ведь оно тяжелое. Исследователь: Но ведь все-таки колеса мож¬но одним словом назвать, а клещи нельзя назвать одним словом с колеса¬ми? Испытуемый: Конечно, нет. Возвращаются к группе молоток - пила - полено - лопата. Исследователь: Какие же из них можно назвать одним сло¬вом? Испытуемый: Как же это? Если назвать все три одними словом «молоток, тоже неверно будет! Исследователь: А вот один человек выб¬рал три предмета, которые похожи: молоток - пила - лопата... Испытуе¬мый: Пила, молоток и лопата очень друг другу нужны! И полено тоже нужно сюда! Исследователь: Почему же он выбрал эти три, а полено не взял?» Испытуемый: Наверное, у него много дров! Если у нас не будет дров, то мы не сможем ничего делать. Исследователь: Да, но ведь моло¬ток, пила, лопата — инструменты. Испытуемый: Да, но если у нас есть инструменты, то нужно дерево, без него мы ничего не построим! 2. Испытуемый Мирзанб, 33 года, работает в кишлаке, не учился, в Ферга¬не бывал один раз, в других городах не бывал. Предлагаются слова стакан - кастрюля - очки - бутылка. Испытуемый: Который не подходит сюда — я не знаю. Вот разве бутылка не подходит?! Из стакана чай можно пить, это полезно, очки тоже полезны, а в бутылке водка, это вредно». Ему дается полное объяснение и указывается, что три предмета объединяются словом посуда, и значит, очки — лишние. Испытуемый: Четвертый (очки) тоже нужен: если что-нибудь готовить, надо смотреть, а если у человека болят глаза, то для него нужны очки. Если что-нибудь готовишь на огне, то без очков не обойдешься. |
|
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация