Как наладить отношения с чужим ребенком? |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
Как наладить отношения с чужим ребенком? |
19.3.2013, 22:12
|
|
Елена, здравствуйте!
Я работаю няней в семье. В этой семье четверо детей, из которых двух младших воспитывала я, а двух старших другая няня. Возраст детей Л-17 и С-12, К-8 и Д-2г. Два года назад няня старших детей была уволена за воровство. Старшие дети сильно переживала, а К (моя девочка) откровенно радовалась. Дело в том, что няня была с этим ребенком грубой, часто позволяла себе ругать, по делу и нет! Со временем страсти утихли. Но вот пол года назад С в своем девичьем дневнике делает запись: добиться, чтобы Олю (меня) уволили! И с этих пор началось! С не дает мне прохода, чтобы не задеть! Откровенные издевки, критика, хамство. Всячески старается поссорить меня с другими детьми, и взрослыми. Доходит до клеветы и обвинений в воровстве! (За всю жизнь я нитки не украла!!! А вещи, которые якобы пропадают, потом находятся в самых неожиданных местах! Создается впечатление, что девочка пытается меня подставить!) Я много раз пыталась наладить с С отношения, разговаривала с ней. Всегда внимательна к ее пожеланиям, стараюсь угодить ее вкусам в приготовлении пищи, подаркам и так далее. Но нет, все напрасно! Я спрашивала С- "Почему ты хочешь, чтобы меня уволили? Я ведь не сделала тебе ничего плохого!" Ответ:-рассмеялась и сказала-"Ну просто, прикольно!" Такое поведение С ужасно расстраивает! Я стала часто плакать, нахожусь в подавленном настроении (последние пол года) почти все время! Мне очень не хочется уходить из этой семьи, ведь последние 8 лет я прожила с ними, и очень люблю "своих" девочек! К тому же являюсь единственным кормильцем брата инвалида и его дочери... Я так понимаю, что девочка самоутверждается на мне (ведь я не могу дать ей отпор, или каким-либо образом наказать её) и мстит К (вынуждая меня уволиться)! Просто уже сломала голову, как еще можно наладить отношения при такой озлобленности С на меня! Помогите, пожалуйста, советом! |
|
|
20.3.2013, 13:55
|
|
Здравствуйте, Ольга. Сначала, чтобы полнее разобраться в ситуации, мне нужно понять, какие функции вы обязаны выполнять для каждого из детей в семье, особенно С. Какой ваш круг обязанностей. Что происходило в семье полгода назад, что могло повлиять на С? Переезд, новая работа у кого-то из родителей, связанная с частыми и/или продолжительными отлучками из дома, новая школа, конфликты с кем-либо из семьи, разлука с кем-то из домашних, потеря домашнего любимца или еще какие-либо причины, что запустило такое отношение к вам С. Может быть вы изменились в этот период по отношению к кому-то из детей? Были ли ранее у вас с этой девочкой конфликты? Расскажите еще о поле каждого ребенка, это может оказаться важным. Пытались ли вы обсуждать эту проблему с родителями девочки, с другими детьми? Какие у вас вообще складываются отношения с родителями и другими взрослыми людьми в семье, насколько вы заслужили их уважение и доверие и можете ли рассчитывать на их поддержку? С кем из семьи у С. Самые доверительные отношения, к кому она чаще прислушивается, чье мнение для нее важно?
-------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
21.3.2013, 0:05
|
|
Добрый вечер, Елена!
Самый старший мальчик, с ним у нас были конфликты на предмет его агрессивного поведения по отношению к животным (стреляет по птицам и собакам из газового ружья. Такая пулька не убьет собаку или кошку, если не попадет в глаз, но для маленькой птички смертельна!) и младшим детям, в том числе и С! Все остальные -девочки! В мои обязанности входит уход-развитие младшей (Д-2 года). И Утром я готовлю завтрак и провожаю детей в школу. Родители не вмешиваются, в основном потому, что не видят, или не хотят замечать разлада! В сентябре С и К действительно пошли в новую школу, но как мне показалось обе легко адаптировались в ней, нашли новых подруг. Влиять, делать замечания, высказывать резкое негативное отношение к происходящему пытались все взрослые, кто так, или иначе посвящен в происходящее. Но не заметно, чтобы это как-то отразилось на С! Наоборот, С посмеивается всякий раз, когда ее кто-то отчитывает, или демонстрирует спектакль под названием-"раз вы ее защищаете, то значит меня не любите!", с истерикой и заламыванием рук! (Абсолютно уверенна, что это игра, потому что стоит выйти тому человеку из комнаты, слезы мгновенно высыхают, С снова бодра и весела!) С вообще очень театральна, любит быть в центре внимания, и ревнует к вниманию к другим детям. Возможно одна из причин преследования - моя любовь к младшим девочкам. Не то, чтобы я не любила С, но я отношусь к ней немного иначе, чем к малышкам! Она старше, значит и спрос с нее больше! В стычках между К и С я стараюсь не принимать чью-либо сторону, но С меня постоянно обвиняет в том, что я защищаю К! Это не объективно! Как правило я беру К за руку и отвожу в ее комнату. -"Посиди, остынь!" Действия С я вообще не комментирую. Ее в этот момент отчитывают домработницы. Родителям говорила о том, что С провоцирует конфликты с К. У К взрывной характер, она не терпит критику в свой адрес. С же постоянно поддразнивает К., комментирует действия сестры в ехидной манере. К младше С на четыре года, легче почти в два раза и на голову ниже ростом. Тем ни менее, после подзуживания и провокаций налетает на старшую сестру как коршун! С частенько ходит в синяках и царапинах, демонстрирует их всем и каждому со словами-"Посмотрите, как К меня избила!" (Иногда, как вариант, на вопрос что за синяк, говорит что я ее ударила, хотя такого не было никогда!) Раньше я делала С замечания по поводу разбросанных вещей, не чищенных зубов. Так же указывала на то, что причина плохих отметок в школе -лень. Но после того, как мне было заявлено -"Вы не моя няня, Вы мне не имеете права делать замечания!" перестала. Хотя выражение лица удержать очень сложно! Наверное в момент, когда С заслуживает замечания мое лицо выражает неодобрение! Одна из претензий -"Оля на меня тАк смотрит!" Собственно конфликтов как таковых с С не было. Было глухое противостояние ее няне. (Дама старше меня на 20 лет, посчитала, что возраст ей позволяет командовать, и перекладывать свои обязанности на меня и других работников в этом доме). Ну и конечно ее няня вдувала С в уши - "Оля плохая, она тебя не любит!" После увольнения мама детей блокировала попытки няни общаться с детьми. Что касается занятости родителей: мама не работает, но и дома не сидит (бутики, салоны, тусовки). Папа работает с утра до вечера, на общение с детьми отводит от силы полчаса-час в будни, в выходные побольше. Я на хорошем счету, иначе я бы не проработала 8 лет. Скажу больше, сейчас они снова ждут ребенка( 2, 5 мес. Беременности), и опять желают отдать в мои руки! Я занималась с К, как следствие удалось научить девочку читать бегло в 4 года (С научилась читать только в школе), привить любовь к обучению, развить логическое мышление. Я по настоящему горжусь К -она светлая головка! Уроки занимают от силы полчаса, и часто даже помогает старшей сестре решать математику!!! С очень трудно учится. Много упущено в начальной школе, недопонимание материала нарастает как снежный ком! Я предлагала ей помощь, пыталась объяснять. Но учиться С скучно, помощь отвергнута- "Вы разговариваете как учительница! Я терпеть не могу когда мне читают лекции!" (Обидно! Девочка не глупа, и могла бы учиться лучше!) Что касается старшего брата. Его мы видим редко, в основном он сидит у себя в комнате, играет в компьютер. Но когда выходит поесть, на дороге у него стоять опасно! Может толкнуть или ударить девочек. Если девчонки слишком шумят, выходит и наказывает их (бьет, выкручивает руки). Ко мне относится без уважения, но особо не задирает. Попытки защищать девочек приводят к противоположному эффекту, в этом случае он обходиться с ними еще круче. Поэтому перестала вмешиваться. Он бы мог повлиять на С, но не хочет. Домашние животные в этой семье не приживаются, Л всех мелких (черепаха, крыска и хомяки) расстрелял, а крупных не заводят. Удивило меня отношение к этому родителей:-"Он не понимал, что делает! Ему было любопытно, что будет если выстрелить в животное". И ведь это происходило не одномоментно! Животные заводились в разное время, и последовательно уничтожались! Социопат наверное! |
|
21.3.2013, 13:14
|
|
У старших детей в этой семье есть некоторые эмоциональные проблемы, которые связаны скорее всего с недостатком внимания со стороны родителей. Няня, которая у них была в детстве, не смогла компенсировать эту потребность. Жаль, что родители так самоустранились от воспитания детей и прячут голову в песок от очевидных проблем с детьми, особенно со старшим мальчиком. Но этого уже вероятно не изменить. Придется довольствоваться тем, что есть.
В какой-то мере вы сейчас замещаете младшим трем детям функции родителя, мамы. И не только в плане ухода и воспитания, но и в эмоциональном плане тоже. И с этим придется мириться. Положение ваше шатко, так как вы обязаны взаимодействовать с детьми, но при этом соблюдать тонкую грань, за которую перейти не можете в силу вашего положения не родного родителя, а няни. И если с самыми младшими детьми проблем не возникает, то С сейчас находится в кризисном периоде своего взросления, что осложняет общение с вами. Чтобы было более понятно, что происходит с С, расскажу вам о специфике данного возраста. У девочек пубертатный период начинается в среднем на пару лет раньше, чем у мальчиков. Таким образом, девочки входят в подростковый возраст примерно в 12 лет. Причем эти внутренние изменения случаются обычно как снег на голову и к ним не подготовлены ни взрослые, ни сам ребенок. Этот возраст называют "декларацией независимости". Ребенок оказывается на границе между детством и взрослостью. Теперь его черты характера выглядят так: вы можете на него положиться как на самого себя и одновременно наблюдаете ужасающую безответственность; ребенок на каждом шагу проверяет ваш авторитет неподчинением и вызовами и в то же время очень зависим от вашей оценки и поддержки. Это возраст развития вторичных половых признаков. Девочек в этот период часто заботят проблемы внешности, веса, соответствия своего физического развития сверстникам. Подросток отчаянно стремится к самостоятельности, хотя и не готов полностью к ней, поэтому для него сейчас важны рамки, представления о правах и обязанностях, границы дозволенного-недозволенного, которые он будет всячески проверять на прочность. Одной из причин такого к вам отношения со стороны С может быть привлечение внимания. Раз от родителей добиться его невозможно, то можно попробовать добиться его от вас, так как вы всегда рядом. Или опосредованно через конфликты с вами добиться внимания со стороны родителей. В этом случае можно попробовать самой подсказать конструктивные способы привлечения положительного внимания родителей (хорошие оценки, поделки своими руками для родителей, букеты для мамы в ее спальню и прочее), хвалить девочку перед ее родителями за малейшие положительные моменты, если есть такая возможность, то лучше чтобы девочка это слышала и узнала, что вы "на ее стороне". Проявите к ней внимание сами, узнайте как ее дела в школе, не нужна ли ей ваша помощь в домашнем задании, предложите девочкам устроить игры в салон красоты (прически, наряды, макияж - если мама не против, можно устроить дефиле для мамы-ценительницы моды), попросите ее о помощи в уходе за малышкой или в игре, в занятии, где она могла бы проявить свою самостоятельность, взрослость, знания и умения. Разговаривать с ней придется уже как с почти взрослым человеком, если хотите найти к девочке подход. Уважая ее мнение и чувства, но при этом добиваясь ответного уважения, соответствия принятым в семье правилам и нормам. Можно обсудить с девочкой целесообразность этих правил, если она поймет их необходимость, то ей станет легче их исполнять. Может быть, причиной ее плохой учебы действительно является лень, а может быть и нет. Дело может быть в программе новой школы, отличающейся от предыдущей, или в сложных отношениях с учителем. Или в озабоченности личными проблемами, когда голова и думать об учебе не хочет. Причин множество. И неплохо бы их узнать. Девочке не с кем из взрослых поделиться своими переживаниями и вы можете стать для нее таким человеком. Не мамой, не подругой, но кем-то близким и внимательным к ней. Другой причиной такого поведения С к вам может быть борьба за власть. Это проходят все родители детей такого возраста. Но со своими родителями в силу их занятости С такого фокуса проделать не может. Остаетесь только вы. Это другая сторона той же медали. Эмансипация подростка вынуждает С "проверять" всех окружающих, как бы отвечая на вопрос "Кто контролирует ситуацию?" и бросая взрослым вызов: "Ты мне ничего не сделаешь... ". Не идите на конфронтацию - она лишь "заводит" ребенка и служит показателем слабости взрослого. В общении с такими детьми важно проявлять уверенность и спокойствие, давая понять, что всю власть вы им отдавать не собираетесь. Но разумную и приемлемую долю, организационные функции делегировать можно и нужно - совместно обсуждая этот вопрос. Третьей причиной может послужить идея С что если вас уволят, то родители будут вынуждены сами заботиться о детях, о ней в том числе. Здесь нелишне будет поговорить с девочкой о том, что случится, если она добьется своими кознями вашего увольнения. Родители просто найдут еще одну няню, может быть лучше, может быть хуже. Но вы давно работаете в этой семье, привязались к этому дому и домочадцам. Вам будет грустно расстаться с ними, а им будет грустно расстаться с вами. Вероятно, С придет к правильным выводам. Четвертая возможная причина - месть. Может быть вы, сами того не замечая, как-то когда-то очень обидели С. Рекомендации те же - постараться выяснить в разговоре причину обиды на вас и наладить с ней теплые взаимоотношения. А как вы сами относитесь к этой девочке? -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
23.3.2013, 13:13
|
|
Здравствуйте, Елена!
Теперь уже и не знаю, как отношусь к С! Когда смотрим фильмы, где детки еще маленькие понимаю, что люблю до слез! А когда она выводит меня из себя - обижаюсь и злюсь! Еще пол года назад могли вместе обсуждать фильмы, игры, часто смеялись, шутили, а теперь сплошные ссоры с взаимными упреками! Не могу припомнить, чтобы чем-то обидела ее настолько, чтоб так изменить отношения! Первое время удивлялась, пыталась выяснить причину. Спрашивала и ее и окружающих, что это с С? Но работники отшучивались:-"ПМС наверное!", -"Шлея под хвост попала, не обращай внимания!". А сама С внятно объяснить не может. Обо мне домработнице, но так, чтобы я слышала:-"Она меня бесит!", -"Одевается на помойке!"(по недорогим каталогам), "Жирная свинья!"(лишний вес присутствует), или мне в глаза:-"Вы няню ненавидели, значит и меня тоже!", -"Вы всегда только К защищаете!", "Я с удовольствием приду на Ваши похороны!" (тема о моей смерти и похоронах звучат довольно часто!), "Л попрошу, он Вас убьет!", "Что Вы смотрите на меня? Вообще!" (ваащеее) Но в тоже время когда ссориться с родителями (это тоже стало происходить довольно часто), ищет у меня сочувствия, судейства: -"Вот Вы бы так сказали своей дочке?", "Почему мама на меня всегда орет?" (Это очень сильное преувеличение! Мама с ними со всеми непомерно ласкова. В основном общение и сводится к подаркам и сюсюканью, а замечания делаются крайне редко и в основном по порядку в комнате или внешнему виду, подбору комплекта одежды.) Когда домработниц нету наши отношения чуточку лучше, видимо отсутствие зрителей делает провокацию бессмысленной! Но когда кто-нибудь из домработниц уходит, приходится каждый раз переживать спектакль -"Не уходи, не оставляй меня с этой!" Затем полчаса дуется, поддерживая имидж обиженки, потом забывает, может общаться как ни в чем не бывало! Показывает мне свои рисунки, работы в компьютере, или спрашивает нравится мне эта музыка, или нет. Мне бывает трудно так быстро переключиться с обиды на С к нормальному разговору. Бывает тоже дуюсь. Её это удивляет, но прощения не просит. Сообщение отредактировал Ольга1970 - 23.3.2013, 13:16 |
|
23.3.2013, 13:56
|
|
Из того, что говорит девочка, можно сделать несколько выводов:
1) Она пытается вас задеть, спровоцировать сильнцю эмоциональную реакцию по отношению к ней (другой вопрос - зачем это ей?) 2) Она была очень привязана к предыдущей няне и частично винит вас за ее увольнение (может быть для нее представляется, что сам факт присутствия другой няни спровоцировал увольнение ее любимицы, а может быть сердится на то, что ваши с ней отношения не такие близкие как с предыдущей няней) 3) С. Ревнует вас к К., стремится направить часть вашего внимания на себя ("Вы всегда только К защищаете" - иносказательно Я хочу, чтобы вы и меня тоже замечали, защищали и так далее... ) 4) Она то стремится обидеть вас, то стремится приобщить вас к своей жизни - вывод тот же - ей нужно внимание, именно ваше или хотя бы ваше. 5) Тема смерти и похорон - выражение крайних эмоций с ее стороны и попытка максимально вас задеть, ведь что может быть хуже смерти. 6) Спектакли перед другими обитателями дома - ей неловко общаться с вами хорошо перед другими в данный момент. Можно сделать общий вывод: девочка нуждается в вашем внимании, испытывает трудности в общении с вами, так как ей трудно в этом признаться и себе, и вам, и другим обитателям дома. Постарайтесь всегда помнить о том, что все ее провокации вызваны потребностью во внимании. Не ведитесь! Не давайте ей эмоциональной реакции, сдержитесь. Поняв, что этот метод больше не действует на вас, она прекратит издевки (возможно сначала усилит натиск, но скоро прекратит, если вы будете внешне спокойны в таких ситуациях). Самый лучший способ - игнорирование или уход. Основная задача на этом этапе - убрать негативный контекст из вашего с ней общения. Поэтому нужно не только игнорировать ее провокации, но оказывать ей внимание и интерес к ее жизни в положительном аспекте (когда она настроена к вам благожелательно), подходить самой, с улыбкой, с хорошим настроением, с юмором, с помощью. Можно поговорить о ее няне, о их общении, о том, как тяжело находить и терять друзей, о том, что она хороший человек, хоть и поступила плохо, украв те вещи. Здесь важно проявить понимание к чувствам С и человеческое сочувствие к прошлой няне, чтобы девочка не считала вас ее врагом и "сняла с вас ответственность за ее увольнение". Примите во внимание, что она просто маленькая девочка, которая переживает не лучшие времена, обделена вниманием и интересом взрослых, поэтому может часто неадекватно или агрессивно вести себя с людьми. И не только с вами, ведь и с родителями ссоры случаются все чаще. Возможно это понимание в вас поможет лучше отнестись к девочке и наладить ваши с ней отношения. -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
26.3.2013, 12:27
|
|
Елена, здравствуйте!
Хочу Вас поблагодарить! Я попробовала некоторые Ваши советы, и появилась положительная реакция! Выходные прожили без сор! И главное, я теперь поняла в каком направлении двигаться! Спасибо Вам огромное! |
|
26.3.2013, 12:41
|
|
Пожалуйста, Ольга! Я очень рада за вас и за детей. Так держать и удачи вам!
-------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация