Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Вход | Поиск | Правила форума

 
Задать вопрос психологу

Разговорить молчуна

сообщение 15.4.2013, 15:55
#1



Здравствуйте. Я работаю хореографом в ШРР. В группе есть ребенок (2.5 года), которого я никак не могу разговорить. Занимается 4 месяца, 2 раза в неделю по часу и за все это время мальчик не издал ни звука. На прямые вопросы адресованные лично ему не отвечает, на вопросы группе "а кто самый большой молодец? А кому дать игрушку? И так далее" тоже молчит. Пыталась создавать ситуации, в которых ребенок вынужден что то попросить - всем дала игрушки, а ему "забыла" например, но он скорее отойдет в сторону и будет просто молча стоять - не дали и ладно. Изначально думала, может ребенку просто не нравится заниматься, но на каждом занятии проявляет эмоции, улыбается, расстраивается, вижу есть танцы и упражнения которые ему нравятся и которые нет. Родители говорят, что он так всегда, разговаривает только с мамой (к слову - после занятия ребенок выходит в коридор и действительно бурно начинает выкладывать маме поток информации, речь ннечеткая, но для его возраста вполне разбираемая, так что вариант "ребенок пока еще не умеет говорить" отпадает). По словам мамы мальчик не говорит и с детьми на улице (на моих занятиях само собой, но при этом если прошу дать или взять что то у других деток нормально идет на контакт и с детьми и со мной). Уже выбилась из сил, перебирая варианты как бы вытянуть из него слова - за 4 месяца нашла только два варианта "разговора" - придумали веселую игру - волшебное море (кусок тряпки декржат родители и после того как дети громко посчитают до трех, море оживает, родители поднимают тряпку наверх и дети пробегают под "морскими волнами"). У детей море восторга и это единственные секунды со всего занятия, когда ребенок говорит "один, два, три". На этой неделе начал говорить мне "до свидания". Я не психолог, понимаю что самостоятельно его проблему не решу, но все таки что я еще могу сделать чтоб разговорить ребенка?
сообщение 15.4.2013, 16:54
#2



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Цитата
если прошу дать или взять что то у других деток нормально идет на контакт и с детьми и со мной

контакт в этом случае вербальный или мимический, жестовый? Как ребенок взаимодействует с вами, с другими детьми? Он проявляет вам признаки симпатии, дотрагивается до вас, улыбается вам?


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 15.4.2013, 17:41
#3



Скорее мимический. Жестовой речью тоже практически не пользуется - если попрошу показать на картинке мишку, машинку... И так далее будет сидеть не шевелясь и никакой реакции. Когда ходим по палочке (переходим реку по мостику) я всегда нахожусь с детьми рядом и в зависимости от пожелания детей либо даю им возможность выполнить упражнение самостоятельно либо даю руку и поддерживаю. Даже при наличии мамы в зале мальчик тянет руку не к маме, а ко мне. Просьба взяться за руки с детьми и стать в хоровод тоже не вызывает отрицания. Протягивает руки и ждет пока его кто то возьмет за руку. В принципе любое физическое действие - дай, положи, возьми, отнеси... Все выполняет. Когда танцуем смотрит на меня неотрывно (я бы сказала почти не моргая smile.gif ) и в любимых им местах начинает особо стараться, улыбается, возбужденно даже чересчур активно выполняет движение. В принципе он довольно эмоциональный - когда говорю что пришел мишка и мишка сердится - хмурит бровки, когда приходят зайцы - начинает прыгать и улыбается. Но при этом если предлагаю порычать как мишка - молчит, смотрит как все дети рычат и улыбается. По словам мамы в детском саду он может просидеть весь день на стульчике, не вставая с места, никогда не возьмет игрушки если ему никто не скажет что эту игрушку можно взять и с ней поиграть. Очень часто у него течет слюна и иногда он проявляет признаки аутичности (ну насколько я понимаю что это такое). Глаза при этом совершенно осмысленные. Опять таки по словам мамы, психолог детского сада из рекомендаций сказала только что "поговорит с воспитателями".
сообщение 15.4.2013, 21:46
#4



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

А как вы оцениваете его общее моторное развитие? Насколько двигательные навыки соответсвуют возрасту, есть ли видимые мышечные зажимы, нарушения тонуса мышц?


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 15.4.2013, 21:48
#5



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Цитата
Очень часто у него течет слюна и иногда он проявляет признаки аутичности

Как давно вы занимаетесь с этим ребенком? Слюна течет часто все это время? Какие признаки вы имели ввиду (наблюдаемые вами)?


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 16.4.2013, 7:17
#6



Я не педагог по раннему развитию, поэтому оценивать могу только в сравнении с детьми его же возраста в его же группе. Занимается 4 месяца. Мелкая моторика развита не скажу чтоб совсем плохо, скорее не очень хорошо. Рисует каракулями (но детки его возраста все так рисуют), пластилин лепил с трудом - такое впечатление что силы в пальчиках не хватает. Но опять таки может просто не хотел. Есть у нас танец с платочками и детям надо скомкать платочек и спрятать в ладошках - начинает комкать, 2 раза сожмет разожмет ладошки и все. Еще ни разу самостоятельно до конца не смог\не захотел скомкать. С пола поднимается грузно, сначала переваливается на четвереньки, потом поднимается (другие детки спокойно поднимаются с одной коленки), Руки вверх (помахать над головой) тоже дается с трудом - вместо помахать ручками наклоняет головку с телом влево вправо, хотя если настоять и медленно показать поднимает нормально руки. Несмотря на это он не создает впечатление отстающего на фоне группы. Скорее иногда "тормозящего", немного медленнее реагирующего что ли, но опять таки не настолько чтоб это явно бросалось в глаза и выделяло его на фое остальных. В интеллектуальном плане оценить состояние трудно, потому что опять таки на меня он реагирует исключительно физически, а мои попытки "покажи это" "скажи это" натыкаются на стойкое молчание. По словам мамы ребенок знает счет до 10 и все буквы алфавита. При мне (маме на ушко) считал только до 5 и у меня не сложилось впечатление что счет осознанный и хорошо запомненный. Цвета знает хорошо, сортировка мячей по цвету затруднений не вызвала. Остальное мне оценить трудно - в рамках хореографии это все что я смогла заметить sad.gif
Слюна течет довольно часто. При чем он абсолютно на это не реагирует. Но тут возможно часть вины мамы - немного чересчур его опекает, сразу подбегает и начинает вытирать. Особенно если задумается или начинает нервничать и расстраиваться.
По поводу аутичности: один раз пришел на занятие раньше (группы до него у меня в тот день не было) и мальчик явно был не в настроении. Переодеваются и оставляют вещи родители в другой комнате и маме оставила ребенка со мной, а сама ушла. Ребенок сидел на ковре, я подошла к нему с коробкой мелких игрушек и стала "развлекать", показываю игрушки, рассказываю кто как прыгает, бегает. Не сразу заметила что он в тот момент не хотел физического контакта (я погладила его по спинке и "прыгнула" игрушкой на коленку, рассказывая как игрушка рада его видеть), мальчик стал медленно ссутуливаться, практически сложился в клубочек, активнее потекла слюна и стал немного шататься вперед назад. Глаза были влажные, но не плакал. В этот момент пришла мама, ребенок продолжал сидеть. Мама взяла его на руки, он молча расплакался. Так прошло минут 10 и совместными с мамой усилиями мы заинтересовали его какой то новой игрушкой, он дал мне руку и занятие началось и в дальнейшем прошло нормально.
сообщение 16.4.2013, 11:55
#7



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

У ребенка есть некоторые симптомы, характерные для аутизма, но это может быть и что-то другое. Очень надеюсь, что психолог детского сада уделит время этой проблеме, направит ребенка на обследование к соответствующим специалистам и будет работать с ребенком и мамой (гиперопека тоже вредна для детей).
Для вас же значение имеет то, что ребенок не воспринимает речь как средство общения с другими людьми, кроме мамы. Речь в развитии ребенка наиболее позднее формирование, обеспечивающее коммуникацию. Вначале развивается тактильный контакт и мимический, а также зрительный контакт, позже жестовый и речевой. В общении с мамой ребенок использует все виды коммуникативных контактов, в общении с другими только самые ранние. Трудно заочно выяснить почему это произошло. Примем как данность этот факт. Развитие должно проходить этапно, поэтому прежде речи стоит заняться развитием жестовой коммуникации.
Для начала закрепите тот эмоциональный контакт, который есть у ребенка к вам, к другим детям группы. Упор в этом на доброжелательном отношении к ребенку, избегании неприятных ему ситуаций, внимание к его самочувствию, а также на присутствующие уже виды коммуникационных контактов (зрительный, мимический, тактильный). Делайте больше упражнений с тактильными контактами, сами чаще ободрительно дотрагивайтесь до ребенка, гладьте его. Стимулируйте общую и мелкую моторику - она немного отстает от нормы, а также ощущение своего тела у ребенка (чтобы он имел возможность изучить части своего тела, их двигательный потенциал). Другим детям это также будет полезно. Потом вводите групповые упражения, которые смогут обучить ребенка жестовым движениям (раз они не развиты). Пока формируется база жестовой коммуникации - значение жестов, возможность их применения, мышечная память на жестовые движения (для этого подходят группы упражнений на переживание различных эмоциональных состояний, а также маленькие этюды по рассказу (например, ребенок разбил мамину вазу, хватается за голову, мама грозит пальчиком, качает головой - ай-яй-яй, ребенок опускает плечи и голову (вина), потом поднимает голову и разводит руками (жест - я не понимаю как это произошло), мама указующим жестом показывает вбок на веник, ребенок подметает пол, мама улыбается, ребенок протягивает руки маме (жест - обними меня), мама обнимает ребенка. - такие этюды можно проводить с родителями, можно только в группе детей, можно предварительно с самым развитым ребенок показать пример, можно разделить детей на "мам" и "нашкодивших ребятишек". Темы этюдов могут быть разными, взятыми из книг или придуманными самостоятельно, дополнительно можно включить и другие воспитательные задачи, которые вы должны реализовывать на занятиях). Позже включать упражнения, где ребенку уже без подсказки надо воспользоваться подходящим жестом. Когда навык жестовой коммуникации закрепится у ребенка, надо развивать речевую коммуникацию. Должно пойти легче, так как к этому времени должна уже будет сформироваться потребность в коммуникации с другими людьми.
Будут вопросы, задавайте.
Успехов вам!


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 16.4.2013, 12:43
#8



Спасибо, будем пробовать. Единственно - берут сомнения с этюдами в том плане, что в вашем варианте как мне кажется будет развиваться жестовая речь в виде монолога что ли. Опять таки будет ли он пользоваться ею для коммуникации или просто повторять за мной предложенные движения?
сообщение 16.4.2013, 12:56
#9



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Как я говорила, ребенок скорее всего понимает жестовую речь между людьми, но сам ею в общении не пользуется. Именно потому, что навыка использования скорее всего нет, и требуются упражнения на развитие мышечной памяти жестов. Да, сначала как-будто в монологе - вы показываете движения, дети повторяют. Ребенок привык к такой подаче материала и в группе с детьми выполняет движения. Потом можно разбивать на пары и формировать жестовый диалог, об этом я тоже писала. Затем уже самостоятельное использование в игре, позже в непосредственном общении. Это напоминает постановку удара в боксе - сначала безконтактная за тренером, потом контактная (с грушей, а в вашем случае в парах), а позже закрепившийся на мышечном и действенном плане навык легко переносится в повседневное использование.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 16.4.2013, 13:05
#10



Вот теперь ясно smile.gif Со второго раза всегда лучше доходит smile.gif
сообщение 16.4.2013, 13:08
#11



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Вы напишите, пожалуйста, как продвигаются ваши занятия, какие есть изменения. Может позже подкорректируем.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 16.4.2013, 13:11
#12



Ок. Недельки 2-3 поработаю, понаблюдаю и отпишу.
сообщение 16.4.2013, 13:17
#13



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Отлично. Мне будет интересно узнать результаты


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 7.5.2013, 9:20
#14



Здравствуйте. У нас наметились первые шаги к "выздоровлению" smile.gif Правда не совсем уверена, что это именно моя заслуга, так как оказалось что в тот же день когда я написала первое сообщение ребенка отдали помимо моих занятий еще и на занятия по раннему развитию в нашу же школу. То ли новый педагог "пошел" ребенку, то ли несколько занятий общего развития и развитие мелкой моторики так подействовали, то ли мои усилия увенчались успехом, а скорее всего все вместе взятое (а по большому счету какая разница что, главное сработало!!! ), но итог таков - парень начал (не всегда конечно, но уже хоть что то) отвечать на вопросы, называет все музыкальные интструменты, здоровается, прощается с каждым ребенком по имени (а в конце обязательно прощается сам с собой, говорит "пока мальчик"). Вобщем, тенденция положительная, надеюсь дальше будет больше. Спасибо за советы.
сообщение 7.5.2013, 11:09
#15



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Спасибо за обещанное письмо. Знаете, ваши результаты укрепляют меня во мнении, что у ребенка все-таки элективный мутизм - это выборочное общение (обычно только с мамой) на фоне сильных не по возрасту симбиотических отношений с мамой и аутизма у ребенка нет. Таким образом мама будет неосознанно, а порой и сознательно, тормозить социализацию ребенка. У ребенка еще не сформировалось самовосприятие себя как отдельной личности ("пока, мальчик"). Попробуйте чаще предоставлять ему возможность выбора, проявлять интерес к его чувствам и желаниям (конкретно спрашивать). Это будет способствовать саморефлексии ребенка и становлению образа Я, а как следствие - нивелированию симптомов мутизма.
Если вас не затруднит, то я бы хотела еще последить за вашей ситуацией. Отпишитесь спустя некоторое время, это довольно интересный и новый случай в моей практике.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 7.5.2013, 12:01
#16



Да, насчет мамы вы правы. Когда мы только начинали заниматься, мама находилась в зале (примерно месяц) и абсолютно все действия он делал только вместе с мамой. Стоял и ждал пока мама не выдержит и подойдет к нему (вложит в руку ленточку, скомкает тряпочку и так далее). Я предлагала маме несколько раз набраться терпения и все таки "пересидеть, переждать" пока он все таки самостоятельно не сделает действие. Но терпения у мамы к сожалению хватало ненадолго sad.gif . Спустя где то месяц, мама вышла из комнаты и вернувшись зашла не сразу, а подглядывала через щелку. Я повторила с ребенком все те же действия, которые он выполнял при помощи мамы - сначала он явно ждал, что я сделаю за него, но я монотонно бубнила ему какой он молодец и как у него здорово получается у самого (хотя он просто сидел не шевелясь на полу) пока наконец он не начал перебирать пальчиками и... О, чудо!!! ... Сам скомкал тряпочку. С тех пор мама, наблюдавшая за этим процессом, решила в комнате не сидеть и теперь сидит в коридоре, конечно периодически "подглядывая" как там наши успехи (и я конечно не против smile.gif ). С того самого дня ребенок, видимо поняв что у меня терпения и выдержки больше чем у него, в принципе все физические действия делает сам (о чем я и писала раньше). Последние 2 занятия мама почему то решила опять посидеть в комнате и я обратила внимание, что то, что раньше мальчик делал самостоятельно, он стал подходить к маме и просить - "с тобой". Так что скорее всего буду просить маму уходить.
Еще в целях общего развития хотела у вас узнать по поводу слюны. Понятно, что ставить диагнозы и тем более "лечить" подобные вещи мы с вами не вправе, но что это хоть может быть? Детки в группе уже говорящие и естественно тыкают пальчиками и говорят, что у него слюни. Он (привыкший, что за него все вытрет мама) абсолютно не обращает внимание на это, течет и ладно. Особенно активное слюноотделение в моменты эмоционального возбуждения, причем неважно положительного или негативного или когда крепко задумается. Чисто внешне (если не считать слюны) ребенок абсолютно здоров, не пропускает занятия почти никогда, не кашляет, не чихает, никогда не говорит что что то болит.
З. Ы. Обязательно отпишусь через время. Еще раз спасибо.
сообщение 7.5.2013, 14:28
#17



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Слюнотечение. Это может быть что угодно, начиная от явно медицинских проблем (заболевания полости рта или ЖКТ, кончая реакциями на стресс (вы сами писали, что на фоне сильных эмоций слютоотделение больше). Но все-таки я больше склоняюсь к мнению, что это просто несформированность навыка глотания слюны (мама сама подотрет - то есть слюны у ребенка не больше, чем у любого другого, просто остальные уже научились ее сглатывать, а у него она свободно течет, как у годовалых малышей, стоит помнить, что этот мальчик крайне инфантилен для своего возраста, поэтому часто то, что кажется патологией в его возрасте в свете этой инфантильности и незрелости становится абсолютно нормальной реакцией ребенка более младшего возраста) и по мере отделения от мамы и возрастающей самостоятельности это должно пройти. Попробуйте предложить ему проглотить ее, как водичку, объяснить, что все большие дети и взрослые так делают - глотают слюнку, а не выплевывают, что она полезная для животика. Может быть это поможет ребенку начать хотя бы обращать внимание на свое слюнотечение, ощущения от этого, побудит вытирать лицо самому рукой или платочком или сглатывать слюну.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 22.5.2013, 11:05
#18



Снова здравствуйте smile.gif Ребенка как говорится "прорвало" - с каждым занятием говорит больше, чем на предыдущем. Иногда бывает не отвечает на вопрос, но если пристать и настойчиво переспросить пару раз отвечает на любой прямой вопрос (имеются ввиду вопросы, требующие однозначных ответов - да, нет, красный, белый, круг, квадрат, на рисунке то то) и особо радует, что начинает потихоньку отвечать на непрямые вопросы, требующие от него фантазии и проявления собственного я ("куда сегодня едет твоя машинка? - ответ "в магазин", "а что ты будешь там покупать?" - ответ "игрушки, банан"). Начинает проявлять свои желания - если раньше ему было все равно какого цвета ленты ему дадут, то сейчас выбирает цвет самостоятельно, сам решает где стоять во время танца. Вообщем двигаемся в нужном направлении smile.gif
Вчера проводили утренник (группа смешанная - от 2.5 до 5 лет), немного переживала как наш молчун проявит себя в коллективе со старшими детьми. Но все прошло нормально - еще до утренника я подошла к нему поздороваться, сразу сказал "привет, ел банан" и что то еще по поводу этого банана (не поняла что именно), на самом утреннике танцевал, детей вроде не стеснялся, во всех конкурсах поучавствовал. Теперь ставлю перед собой цель - попытаться к осени разговорить его до такой степени, чтобы на следующем утреннике он рассказал стишок перед публикой. Надеюсь все у нас получится smile.gif
сообщение 23.5.2013, 23:20
#19



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Здравствуйте! Я приятно обрадована вашими успехами! Так держать! Мальчик - молодец. А как реагирует его мама на изменения в сыне?


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 24.5.2013, 22:55
#20



Сложно сказать. Не вижу никаких явных позитивных флюидов с ее стороны. Вроде как все так и было. Но для меня это не важно. Я ребенком занимаюсь не для того, чтоб мне спасибо сказали, а потому что это моя работа, которая мне интересна и которую я люблю. Я вижу результат и мне этого достаточно. Сейчас в группе появился более (на сегодняшний день) проблемный ребенок и вот в сравнении с ней (девочка того же возраста) мама отмечает что ее сын "просто молодец". Я обратила внимание, что со старшими детьми мальчик становится более активным и самостоятельным. Думаю попробовать перевести его на лето в старшую группу.
сообщение 25.5.2013, 23:26
#21



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Я спрашивала про отношение мамы к изменениям в сыне потому, что велика вероятность ее отрицательного восприятия этих изменений. Если раньше она была избранной, единственным окошком в мир для своего ребенка, то сейчас ее позиция изменилась. Вероятно, у мальчика развилась эта патология именно из-за стараний мамы сохранить необходимый ей эмоциональный симбиоз с сыном как можно дольше и любой ценой. Скорее всего эти процессы в ней были неосознаваемыми и сейчас она может даже радоваться за сына и гордиться им. Но вероятны и "палки в колеса" процесса со стороны мамы.
Поддерживаю ваше решение перевести мальчика в группу с более старшими детьми, если они так позитивно влияют на него.
Терпения вам в вашей непростой, но интересной работе и удачи с детьми!
Кстати, а как там ситуация со слюнотечением?


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 26.5.2013, 10:45
#22



Со слюной пока так же. Я честно говоря про это дело ничего ему не говорила. Боюсь переборщить с вмешательством в их личное пространство.

Мама "палки в колеса" не вставляет. Наоборот теперь она регулярно требует от него здороваться и прощаться отдельно с каждым ребенком и со взрослыми и если раньше на мои вопросы не отвечал и мы закрывали на это глаза, то теперь пока ребенок не ответит мы от него не отстаем. Я имела в виду, что мама не проявляет лично ко мне никаких признаков благодарности что ли. Мы не обсуждаем с ней изменения ребенка. Она как то сама по себе, а я сама по себе.
сообщение 27.5.2013, 14:02
#23



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Важно, что вы обе, пусть и каждая по-отдельности, делаете все, что считаете нужным для этого мальчика smile.gif


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова





© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация