Неприятные особенности характера младшей дочери. Как исправить? |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
Неприятные особенности характера младшей дочери. Как исправить? |
25.4.2013, 22:09
|
|
Здравствуйте, Елена!
Мне 44 года, я разведена и воспитываю двух дочерей. Я немного писала о своих личных проблемах здесь: http://www.psychol-ok.ru/psyforum/index.php?showtopic=5038 У меня две дочери - 13 и 15 лет. Они живут вместе в одной большой комнате. У меня своя комната, а еще есть общая небольшая "гостиная". Сейчас меня допекла младшая дочь - Лиза. Меня сильно беспокоят и раздражают её лень и неряшливость. Судя по учебе в школе интеллект у неё не снижен, но... Часто получает двойки и записи в дневник "нет домашнего задания", "нет тетради", "нет формы" (на физкультуру) и тому подобное. Я время от времени проверяю, что из заданий сделано, как собран ранец, приготовлена ли спортивная форма. Делать это ежедневно у меня никаких нервов не хватает, потому что дневник на новую неделю НИКОГДА не заполнен, форма с вечера НИКОГДА не приготовлена, а утром я ухожу на работу сразу после того, как бужу их в школу, в 7 часов. Одежда у Лизы ВСЕГДА свалена в кучу на стуле: вперемешку огромной кучей грязные джинсы забрызганные из луж, лифчики, ночные рубашки, завонявшиеся от пота кофточки, новые платья, чистые носки, пара огрызков яблок... Кровать свою Лиза не заправляет НИКОГДА. Только с недавних пор я приучила её наконец-то мыть руки после туалета. Волосы она не причесывает, пока ей не напомнить, так что они висят слипшимися сосульками. Раньше дело доходило до огромных колтунов, которые мне приходилось в итоге со скандалом выстригать. Лиза, пока я на работе, съедает в доме все конфеты, а фантики прячет за свою кровать, под кресла, за шкафы. Любит жевать жвачку, а дожеванную прилепляет в укромных местах, так что я то и дело натыкаюсь на нее при уборке. В её письменном столе я то и дело нахожу по запаху сгнившие шкурки мандаринов, упаковки от вонючих чипсов. В домашних делах она практически никогда не участвует. Стоит только попросить ее помыть посуду или сапоги, как тут же она прячется в туалете или просто уходит в комнату, закрывает дверь и ложится на кровать с книжкой или игрой на телефоне, сделав вид, что не слышала. При всем при этом Лиза не имеет подруг. В школе она ни с кем не общается и с ней никто не общается. Говорит, что с "такими" девочками ей не хочется дружить, а классная руководительница говорит, что с Лизой одноклассницы не хотят дружить, потому что они "с ботаниками не водятся", а Лиза получает неплохие оценки. Со старшей сестрой отношения хорошие, хотя всякое бывает. Старшая - Варя - педантка и аккуратистка, а к тому же все время норовит Лизу повоспитывать. Я стараюсь терпеливо учить Лизу опрятности и требовать выполнения элементарных домашних дел (которые все равно не делаются). Практически никогда не повышаю голос. От отчаяния стала к примеру собирать мусор, припрятанный за кроватью и складывать его Лизе на подушку. Объясняю по тысяче раз, что я не могу и не буду учиться за нее и жить за нее. Образование нужно не мне, а ей, опрятность нужна ей, домашние навыки нужны тоже ей. Я не прислуга, а хозяйка в доме. Хочет жить мирно - обязана участвовать в домашней работе и свой мусор убирать за собой сама. Не хочешь убирать - иди зарабатывай и нанимай домработницу. Не хочешь учиться нормально, получаешь двойки - читай объявления о приеме на работу разных недоучек на весьма печальную зарплату. Хочешь жить хорошо - напрягайся, учись, получай хорошее образование. Показываю пальцем на людей, которые, как дедушка, вкалывают с утра до позднего вечера на очень напряженной работе, требующей высочайшей квалификации и живут просто богато. Удачно выйти замуж - тоже вариант, но с немытыми руками, нечесанными патлами и полным пренебрежением домашним хозяйством - однозначно не получится. При этом Лиза всегда встречает меня после работы с радостью, целует, мы обнимаемся. На ночь, как бы не сложился день, обязательно поглажу по голове, скажу "спокойной ночи", поцелую. А назавтра то же самое: заляпанный вареньем пол в гостиной, грязные джинсы наизнанку в кровати, сальные патлы, запись в дневнике "нет тетради" и вечный бой. Если я взбешусь - плохо будет всем. Что делать?!!! |
|
|
26.4.2013, 0:39
|
|
Здравствуйте, Анетта. Я не смогла понять из вашего сообщения как давно у вашей младшей дочери возникли такие особенности поведения. Вы указываете на два тревожащих вас фактора: 1) неопрятность (по отношению к себе, своим и чужим вещам, своим обязанностям, как домашним, так и школьным) и 2) трудности вашей дочери в установлении социальных контактов (с вами - фильтрует ваше поведение, приятные для нее моменты принимает, неприятные отрицает "не слышит, уходит", с сестрой - скорее всего та же тактика, со сверстниками в школе - большей частью отрицание "не хочу дружить с ТАКИМИ девочками", так как приятных моментов видимо мало или нет совсем).
Как давно проявилась такая неопрятность девочки? Была ли она до школы? Можете ли вы вспомнить момент когда дочка была другой в этом отношении? Были ли у вашей девочки проблемы с взаимоотношениями с детьми в детском саду, начальных классах? Можете ли вы вспомнить момент, когда она была веселой, общительной, имела хотя бы нескольких друзей? Как складывались отношения вашей младшей дочери с другими членами семьи на протяжении всего детства - с вами, с сестрой, с бабушкой, с папой, с вашим вторым мужем? Были ли у нее конфликты с кем-нибудь, обиды, нежелание общаться? На первый взгляд - вы удивительно трезво, логично и гармонично воспитываете свою девочку. Многим родителям недостает вашей выдержки и здравомыслия. Но тем не менее эти методы явно не приносят желаемого результата. И это немного озадачивает. Видно, что вы любите своих дочек. Попробуем разобраться более конкретно. Я ниже буду приводить вопросы, чтобы уточнить главную локализацию тех причин, которые могут побудить вашу младшую дочь вести себя подобным образом. Отнеситесь с пониманием к содержанию этих вопросов и если даже некоторые из них могут показаться вам неприятными, то ответьте на них насколько возможно объективно и поймите, что эти вопросы никоим образом не направлены на осуждение ваших воспитательных мер или семейного устоя, а лишь на уточнение и прояснение некоторых важных для анализа ситуации моментов. 1. Школа. Вы стараетесь контролировать выполнение вашей дочкой всех приготовлений к школе (ранец, форма, задания, дневник). Вы так поступали всегда или только после того, как появились проблемы с этим в школе? Какие меры принимают учителя в связи с этим? Что по-вашему произойдет, если вы перестанете контролировать дочку в этом вопросе? Как вы выражаете дочке свои чувства и требования, какими словами, что она вам отвечает? 2. Дом. Как вы поступаете, когда в очередной раз спотыкаетесь об эту кучу одежды, находите по квартире в укромных уголках обертки и огрызки? Вы писали, что для примера складывали кучу найденного мусора ей на подушку. Как отреагировала ваша дочка? Что предприняли вы? Какие меры поощрений и наказаний существуют в вашей семье? Они одинаковы для обеих девочек? С кем из девочек (неважно по-какому поводу) вы проводите больше времени за день? С кем из них вы чаще всего настроены на мирный лад, выражаете свою любовь и ласку (напишите наобум в процентах - сколько процентов одной и сколько другой)? С кем из них вы чаще вступаете в конфликты, ссоры, неприятные разговоры (также в процентах)? Помогает ли дочке избежать выполнения неприятных ей обязанностей позиция "я тебя не слышала, я в другой комнате, я была занята"? Как часто вы сравниваете младшую девочку со старшей сестрой, с вами, с другими людьми? К чему обычно приводят подобные разговоры, есть ли в результате позитивные изменения, хоть временные? 3. Внешность. Как вы относитесь к внешнему виду вашей младшей дочки? Сравниваете ли вы ее внешний вид с вами, сестрой, другими людьми? Какими способами вы пробовали поспособствовать улучшению ее внешнего вида? Кто выбирает одежду для нее? Если у нее не будет чистой одежды, оденет ли она грязную? С рождения младшей дочки и до пяти лет в вашей семье был мужчина (этот вопрос я не очень прояснила для себя из вашего диалога с Владимиром Каратаевым)? Как относилась дочка к вашему второму мужу? Как отнеслась к разрыву ваших отношений с ним? -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
26.4.2013, 22:32
|
|
Как давно проявилась такая неопрятность девочки? Была ли она до школы? Можете ли вы вспомнить момент когда дочка была другой в этом отношении? Появилась давно, еще до школы. Тогда я считала, что можно терпеливо приучить ребенка к порядку, и она привыкнет вешать одежду, выбрасывать мусор в ведро и так далее. Иногда сама убирала, показывая ей, что вот так будет красиво и чисто, так что приятно находиться в такой комнате. Иногда показывала ей на брошенные колготки, вывернутые наизнанку и говорила что-то вроде: "Лиза, пожалуйста, наведи порядок со своей одеждой". Я считала, что ребенку 5-7 лет это вполне доступно. Иногда, теряя терпение, швыряла в нее этими колготками и требовала "Немедленно убери это безобразие!" Она убирала, только если я стояла рядом с грозным видом и ждала. Так что тянется это с малых лет. Цитата Были ли у вашей девочки проблемы с взаимоотношениями с детьми в детском саду, начальных классах? Можете ли вы вспомнить момент, когда она была веселой, общительной, имела хотя бы нескольких друзей? Да. Проблемы были. В детском саду у нее были подружки по играм, но без сильных привязанностей. В начальной школе отношения с одноклассниками почти отсутствовали. Я спрашивала учительницу, с кем Лиза дружит, как у нее складываются отношения. Она говорила, что Лиза почти все время держится особняком, но в общих развлечениях детей участвует и никто ее явно не обижает. Никаких подруг Лиза никогда в гости не приводила, хотя я предлагала ей много раз пригласить в гости подружек. Цитата Как складывались отношения вашей младшей дочери с другими членами семьи на протяжении всего детства - с вами, с сестрой, с бабушкой, с папой, с вашим вторым мужем? Были ли у нее конфликты с кем-нибудь, обиды, нежелание общаться? Были. С папой никаких конфликтов не было. Его агрессия была направлена только на меня, а детей он очень любил. Развелась я потому, что рассудила, что если в очередном припадке ярости он меня убьет (поверьте - это была реальная перспектива), то он окажется в тюрьме, а дети - вообще без родителей. После развода он общался с детьми беспрепятственно: по своей инициативе отводил их в садик и школу, пока они были малы, гулял с ними. Кстати, он при этом не обращал внимания, что свитер на ребенке может быть надет задом наперед, запросто мог купить на уличном лотке персики и дать их детям есть прямо так, немытыми. Я думала - мужик, что с него возьмешь, а теперь мне кажется, что Лиза ведет себя "как папа". Когда мы развелись, Лизе было около 3-лет, а когда умер - 9 лет. С сестрой отношения хорошие, дружные. Старшая ее всегда опекала, следила, чтобы Лиза вовремя отправлялась в школу, брала в свои компании подружек, когда они шли погулять или к кому-то из девочек в гости, в детских летних лагерях Варя присматривала за тем, чтобы Лиза не растеряла вещи, чистила зубы, причесывалась, то есть фактически копирует меня. Иногда случалось им подраться. Сестра Варя фактически является сейчас для Лизы единственной подругой. Бабушка все эти годы пытается стать для моих детей незаменимой и единственной на свете. Я - не мать, я вообще непонятно как рядом с детьми оказалась. Пока мы жили рядом, она, пока я на работе, просто забирала детей к себе, кормила их ужином, сажала перед телевизором, покупала разные игрушки. Выглядело это так: дети приходят к ней, садятся перед телевизором, а бабушка ползает перед ними на коленках, переодевая им колготки, надевая тапочки, снимает-надевает кофточки (я лично наблюдала это, даже когда дети уже в школу ходили), затем подает на подносе ужин, затем вручает какую-нибудь новую книжку или игру или кассету с мультиками. Я прихожу с работы, забрав детей из садика, или папа их приводит, но не успеваю ничего сделать, как бабушка приходит и заявляет, что детям купила новый фильм, новую игру, да и вообще у нее уже ужин для них готов, так что она их забирает. Они конечно же радостно бегут к бабушке и прямым ходом - на диван, к телевизору. Мама в этой ситуации - жестокий монстр, требующий заправлять кровать, делать уроки, помогать по дому. Да еще и запрещает есть чипсы, сидеть перед телевизором. Про чипсы и лимонады - очень просто. У детей гастродуоденит, так что они обе уже по два-три раза попадали по Скорой Помощи в хирургию с "острым животом". Понятно, что бабушка, ведущая себя как прислуга при капризных принцессах - хорошая, а мама, заставляющая принцесс утруждать свои ручки и соблюдать диету - плохая. Сейчас новый повод для конфликтов: бабушка покупает Лизе модную одежду и обувь, совершенно неподходящую для девочки. Я не разрешаю это носить, а Лиза страшно на меня обижается. Конкретно? Пожалуйста: недавно Лиза повела бабушку в магазин, где та купила ей босоножки в школу в качестве сменки на 15-сантиметровом каблуке!!! Я язык намозолила, объясняя, что подростку с недоформированным позвоночником просто категорически нельзя носить такую обувь! Спросите любого врача-ортопеда: он скажет, что каблуки меняют изгибы позвоночника и наклон таза, что приводит у юных девочек к деформациям таза и в будущем - осложнениям родов. Я лично незадолго до этого купила Лизе новые кожаные туфельки на сменку на небольшом каблучке. Да, дорого, но здоровье дороже. Бабушка купила Лизе "нарядное" платье, живо напоминающее экипировку престарелой проститутки (пардон за мой французский). Я не ханжа, я сама одеваюсь модно, детям покупаю модную одежду, но у Лизы нет чувства меры и она страшно обиделась на меня за эти страшные босоножки и жуткое платье. Даже всплакнула. Бабушку она любит, но как-то потребительски. А если бабушке надо чем-то помочь, то тут же находятся неотложные дела дома. Со вторым моим мужем отношения были поначалу отличные. Он возился с детьми, учил всяким интересным вещам, ходил с ними в лес (у нас городок маленький и окружен лесом), мы ездили на машине путешествовать, он чинил им велосипед, роликовые коньки, но кроме того, позволял часами просиживать вместе с собой перед телевизором, компьютером, играя в разные бродилки-стрелялки, угощал все теми же вонючими чипсами. И опять он - хороший, а я - деспот. И вот ему тоже бесполезно было объяснять, что сидеть перед компьютером несколько часов подряд ежедневно для ребенка - просто вредно. Я же не запрещаю совсем, я прошу установить допустимое время для компьютерных игр и его придерживаться. Они же хором отвечают: "Ну, маааама!!! " Все эти ограничения я не просто тупо устанавливаю, а объясняю детям, почему именно так. Я не только запрещаю, но и вожу детей в театр, читаю на ночь книги вот уже много лет почти ежедневно, играю с ними, помогаю им в их увлечениях, например в рукоделиях. Второй муж - страшный зануда, так что к моменту разрыва он детей достал до печёнок Главная причина разрыва - деньги. Он все годы пытался жить за мой счет, то есть "забывал", что нужно оплачивать чем-то еду из магазина, вносить коммунальные платежи . Я из него деньги в день зарплаты буквально силой вытряхивала, иначе он фактически оказался бы полностью на моем содержании. То есть мы в семье поменялись ролями: я - мужик, зарабатывающий и принимающий решения, поддерживающий дисциплину и порядок. Он - миленькая, хорошенькая болтливая простушка, потакающая детям. Кроме того он безумно много курит, так что не только я, но и дети уже просто не могли его выносить. Сейчас все вздохнули с облегчением. Цитата . 1. Школа. Вы стараетесь контролировать выполнение вашей дочкой всех приготовлений к школе (ранец, форма, задания, дневник). Вы так поступали всегда или только после того, как появились проблемы с этим в школе? Какие меры принимают учителя в связи с этим? Что по-вашему произойдет, если вы перестанете контролировать дочку в этом вопросе? Как вы выражаете дочке свои чувства и требования, какими словами, что она вам отвечает? Я контролировала в первом классе в форме мягкой помощи, предлагая показать, как у нее получаются крючочки и буковки, рисунки и разные другие задания, хвалила, напоминала, если она забыла про форму. Для Вари оказалось достаточно трех-четырех месяцев, чтобы она вошла в рабочий ритм школьной учебы и мне больше никогда не приходилось следить, выполнены ли задания и собран ли ранец. Но Лиза не приучилась к этому ни через месяц, ни через год, ни через семь лет. Я пыталась оставить это полностью на ее ответственность, даже не заглядывала в дневник, кроме субботы, чтобы расписаться в конце недели. Результат - мне звонит классный руководитель и в панике спрашивает, что с Лизой случилось, почему она ходит в школу без учебника, тетради, сменки, материалов на уроки труда, нахватала несколько двоек... Свои требования я выражаю корректно и вежливо. Всегда стараюсь разделять: это школьные дела и обязанности, а это наши с Лизой отношения дочки-матери. Объясняю словами, почему надо делать уроки, для чего заполняется дневник. Говорю: "Лиза, меня сильно беспокоит, что ты не пользуешься возможностью получить образование. Ты сама понимаешь, что не будешь всегда ребенком, что когда-то придется самой зарабатывать на жизнь?" Отвечает "Понимаю" Говорю: "Ты знаешь, что люди платят деньги только за то, что другие умеют делать лучше? А уметь делать лучше - это профессионализм, то есть результат обучения и старания. Вот и начинай уже сейчас." Отвечает "Да, конечно". Цитата 2. Дом. Как вы поступаете, когда в очередной раз спотыкаетесь об эту кучу одежды, находите по квартире в укромных уголках обертки и огрызки? Вы писали, что для примера складывали кучу найденного мусора ей на подушку. Как отреагировала ваша дочка? Что предприняли вы? Какие меры поощрений и наказаний существуют в вашей семье? Они одинаковы для обеих девочек? Чувства выражаю как есть: если она сделала что-то хорошее, и я тронута этим, я откровенно говорю: "Лизонька, какая ты хорошая, спасибо тебе!", обнимаю ее, а если обнаружила очередную пакость, типа ватных палочек для ушей, забивших слив ванной (она их туда спускала вместо мусорного ведра), то тащу её за шкирку в ванную и тыкаю пальцем в обнаруженный ком, рычу в гневе "ты прекратишь в конце концов устраивать помойку повсюду?!!! Убирай это немедленно! В мусорное ведро!!! " На крик стараюсь никогда не переходить. Когда я сложила ей фантики на подушку, она обиделась, весь вечер со мной не разговаривала, смотрела убийственным взглядом, а я сказала: "Теперь ты понимаешь, что я испытываю, когда нахожу твои мусорные заначки, так что можешь свои обиды оставить себе". Цитата С кем из девочек (неважно по-какому поводу) вы проводите больше времени за день? С кем из них вы чаще всего настроены на мирный лад, выражаете свою любовь и ласку (напишите наобум в процентах - сколько процентов одной и сколько другой)? С кем из них вы чаще вступаете в конфликты, ссоры, неприятные разговоры (также в процентах)? Помогает ли дочке избежать выполнения неприятных ей обязанностей позиция "я тебя не слышала, я в другой комнате, я была занята"? Как часто вы сравниваете младшую девочку со старшей сестрой, с вами, с другими людьми? К чему обычно приводят подобные разговоры, есть ли в результате позитивные изменения, хоть временные? Больше с Варей. Чаще с Варей. Скажем, 70 %. Лиза - 30%. Она избегает меня, опасаясь, что попрошу что-то сделать. Предпочитает закрыться в комнате, а приходит, чтобы поклянчить включить компьютер или когда я начинаю вечером читать. С Варей практически не бывает конфликтов. Она живет достаточно самостоятельно, в том смысле, что и учится сама и не имеет дурных привычек, мешающих окружающим, и прислушивается к моим объяснениям, почему нельзя например ходить на высоких каблуках, тем более с ее сколиозом. Она сама распоряжается пенсией "по потере кормильца", покупая себе необходимую одежду, обувь, материалы для учебы в художественной школе, оплачивая худ. Школу. Даже уже заработала деньги, продав одну свою картину. Я сама, когда ей исполнилось 14 и она получила паспорт, велела ей идти в банк, завести себе карточку и переводить туда пенсию. Пусть учится распоряжаться деньгами сейчас, за маминой спиной. С ее характером и самодисциплиной это оказалось абсолютно правильным решением. Цитата 3. Внешность. Как вы относитесь к внешнему виду вашей младшей дочки? Сравниваете ли вы ее внешний вид с вами, сестрой, другими людьми? Какими способами вы пробовали поспособствовать улучшению ее внешнего вида? Кто выбирает одежду для нее? Если у нее не будет чистой одежды, оденет ли она грязную? Я вообще стараюсь никогда не сравнивать детей ни с кем. Тем более не сравниваю между собой сестер. Лиза - очень симпатичная девочка, я всегда ей это говорю, но неопрятность напрочь убивает всякую приятную внешность. Говорю ей, что она будет просто красавицей, если просто будет соблюдать опрятность. Я уговариваю ее с огромным трудом посетить парикмахерскую, вместе с парикмахером убеждаем, что волосы надо не только отращивать, но и подравнивать, чтобы они красиво лежали. Потом она соглашается, что действительно волосы теперь лежат красиво, но уже со следующего дня перестает причесываться и мыть голову. Иногда я рассерженным тоном говорю, к примеру за столом: "Иди причешись! Это просто невежливо - портить мне аппетит видом сальных нечесанных волос!" Одежду покупаем обычно вместе. Идем в магазин, набираем множество вещей и она начинает примерять. Очень капризничает при этом: то не надену, это не нравится. Купленные новые вещи бросает в ту же кучу, что и грязные, которым место в стиральной машине, а не в ее комнате. Мне это очень обидно. Я в сердцах иногда говорю, что вообще больше ничего нового покупать не буду! Если чистые вещи закончились, она возьмет Варины. Однажды в камоде закончились трусы. Я накануне гладила белье и чистые трусы лежали на стопке других вещей не разложенные по местам. Лиза не стала утруждать себя поиском и взяла мои. Цитата С рождения младшей дочки и до пяти лет в вашей семье был мужчина (этот вопрос я не очень прояснила для себя из вашего диалога с Владимиром Каратаевым)? Как относилась дочка к вашему второму мужу? Как отнеслась к разрыву ваших отношений с ним? Ответила выше. Сообщение отредактировал Анетта - 26.4.2013, 22:35 |
|
26.4.2013, 23:15
|
|
Забыла написать.
Уравниловки в поощрениях и наказаниях нет. Поощрения например, такие: даю детям деньги, чтобы купили себе что-нибудь, что им хочется. Лиза таким образом купила себе скейт, книги с эффектными картинками и вложенными макетами про диназавров, про Древний Египет, море. Покупаю им сама подарки. Веду их в кафе с бильярдом; мы все любим поиграть. Наказывать Варю не за что. Лизу наказываю чаще всего запретом играть на компьютере. Он стоит под паролем, а иначе Лиза будет гонять чертей в каком-нибудь "Дьябло" часами пока я на работе. Это наказание самое эффективное. Что касается эффективности тактики "Ничего не вижу, ничего не слышу" чтобы избежать домашней работы, то чаще всего я сама иду за Лизой и вытаскиваю ее из комнаты, отправляя делать то, что требуется. Иногда проходится плюнуть и сделать самой, потому что время уже позднее, я после работы бегала по разным делам, вернулась поздно, а не только по дому задание, но и уроки на завтра не делались, и уже скоро спать пора. Обидно! Я прошу о делах посильных, которые я сама просто не успеваю сделать или вынуждена делать далеко за полночь. В 13 лет девочка может помыть посуду, пока мама не пришла с работы, может подмести, если уж просыпала сахар, а не растаптывать по квартире, может развесить выстиранное белье, если я не успела, может снять высохшее белье, причем не всё это сразу, в один день, а что-то сегодня, что-то завтра, к тому же по очереди с сестрой. Самую трудоемкую домашнюю работу всё-таки я делаю! А Варя вообще сама, без напоминаний и просьб это делает. То есть Лиза вовсе не Золушка, а ведет себя так, будто она тянет непосильный воз домашней работы и сил ее больше нет и обижают ее просьбами о таких делах до чрезвычайности. У Лизы в последнее время появилась подружка 10-летняя на кружке рукоделия. Я видела эту девочку один раз, предлагала Лизе пригласить ее в гости, но они только гуляют во дворе. Ну, хоть какое-то общение. Сообщение отредактировал Анетта - 26.4.2013, 23:25 |
|
28.4.2013, 22:22
|
|
Неопрятность Лизы во внешности и поведении с одной стороны вызвана низкой самооценкой девочки, негативным отношением Лизы к себе, отсутствием заботы о своем теле, отсутствием любви к себе, неким подтверждением оправданности ее низкой самооценки "Да я такая, теперь это все видят", с другой стороны это повод обратить на себя внимание, в котором так нуждаются дети с заниженной самооценкой, пусть и негативно окрашенное (вы сами писали, что общаетесь с Лизой не в пример меньше времени, чем с Варей и часто конфликтуете), с третьей стороны - это началось так давно, что принялось Лизой как часть характера.
В детском саду эти проблемы не так бросались в глаза, так как Лиза была еще маленькой, с переходом в школу и взрослением проблемы обострились. Обострилась неуверенность девочки в себе ввиду отсутствия нормальных дружеских социальных контактов со сверстниками, ввиду типичного для подростков критического отношения к своей внешности, изменений гормонального фона. Сейчас трудно установить причины с чего это началось. Для этого надо подробно разбирать жизненный путь девочки, общаться с ней лично. Может быть в вас изначально сидело некоторое предпочтение Вари из двух сестер, может быть вы в какой-то момент были не рады второй беременности и тех сложностей, которые этот факт вносит в вашу жизнь, может быть это связано с разводом, в котором дети склонны винить себя, могут быть и другие причины. Но важнее сейчас решить, как ей помочь сейчас. Понятно, чтобы исправить неприятные особенности ее характера необходимо изменить отношение Лизы к самой себе, дать ей почувствовать себя хорошей, замечательной, любимой, принимаемой, способной. Это позволит ей преодолеть лень и апатию, стать более веселой, открытой, общительной, полюбить саму себя и свое тело, испытывать желание заботиться о своем самочувствии и внешности, преодолеть стремление к хаосу в мыслях, чувствах и вещах. Теперь более конкретные рекомендации. Вас конкретно больше всего беспокоит беспорядок и бардак, устраиваемый Лизой повсеместно - дома, в школе, в своих вещах, в своей внешности. Это происходит от отсутствия гармонии внутри себя у Лизы, вызванное низкой самооценкой. Подняв самооценку девочки, мы добьемся ощущения внутренней гармонии, которое она станет переносить и в окружающий ее мир. Ей самой будет все более неприятно видеть дисгармонию в привычном для нее раньше бардаке и ее поведение постепенно изменится (далеко не сразу, так как это качество давно "вросло" в ее характер). Для этого следует немного увеличить насколько это возможно время, проводимое с Лизой. Качество проводимого вместе времени также должно немного измениться - вам это тоже может быть непросто, но постарайтесь вести подсчет негатива и позитива в вашем общении за день. Как минимум их должно быть поровну, а лучше, если позитивных эмоций от общения будет больше, чем негативных. Нужно отругать - ругайте, можно похвалить - хвалите. Если не за что похвалить, то просто проходя мимо можно заглянуть к ней, улыбнуться, подгладить, поцеловать, предложить что-нибудь интересное или вкусное, обнять, сделать комплимент, поинтересоваться чем-нибудь. Это восполнит нехватку позитивных моментов. Контроль конечно Лизе сейчас необходим в выполнении обязанностей, но как и любой навязываемый контроль это унижает девочку. Обсудите с ней спокойным и доброжелательным тоном, мягко, нужна ли ей ваша помощь в этих делах, ваше участие и контролирование, с чем она сможет справляться сама, а с чем вам нужно ей помогать. Это должно быть добровольное соглашение между вами, которое позволит убрать из восприятия девочки унизительный момент вашего контроля. Пусть она подумает и решит, что она готова исполнять для себя без вашего напоминания всегда!, какие домашние или школьные дела. Пусть взвесит свои силы, поддержите ее в этом решении. Пусть это будет хотя бы одно дело (допустим, собрать портфель в школу), но она будет нести за него персональную ответственность перед самой собой и перед учителями. Учителям всегда можно сказать - моя дочь учится делать это самостоятельно, я не буду контролировать ее портфель. Не важно, как отнесутся к этому учителя или классный руководитель, но это будет верное решение, ведь ваши отношения с дочкой, ваше соглашение важнее чем эти малознакомые вам люди. Постепенно, если она справится с этим одним делом, пусть выберет себе еще одно, потом еще. С каждым разом ей будет все проще самой контролировать эти моменты и ваша помощь и напоминания будут все меньше нужны Лизе. Лиза избегает вас, так как боится что вы попросите ее что-то сделать. Важно убрать этот страх. Зовите ее просто так "я соскучилась, родная, иди ко мне я тебя поцелую", задания давайте лучше оптом "Лизуня, у тебя есть сейчас немного свободного времени, ты сможешь мне помочь? Сделай, пожалуйста, то-то, а потом то-то, я тебя очень прошу" (так будет не столь обидно и досадно, как в случае, когда человек только сделает одно дело и расслабился, как тут же ему придумали новое), благодарите за любую хорошо сделанную работу и давайте немного больше поощрений (эмоциональных) чем сейчас у вас заведено. Лиза еще немного инфантильный ребенок в силу опеки со стороны вас, бабушки, старшей сестры. Даже новая подружка намного младше Лизы. Попросите Варю поменьше опекать сестренку, давать ей возможность чувствовать себя самостоятельной. И сами всячески поощряйте самостоятельность Лизы и не мешайте проявлениям ее индивидуальности. Кстати, насчет тех босоножек и платья, а также других "неуместных" вещей, которые дарит бабушка - не критикуйте строго, если видите, что Лизе вещь понравилась. Спокойно объясните, что в школу такое носить нельзя, везде есть свой дресс-код. А такие босоножки лучше одеть на праздник, в кафе или в театр. Платье тоже будет лучше смотреться, если сверху одеть жакет или болеро, или снизу лосины. Беседа в таком духе будет проходить приятней, полезней для Лизы в качестве воспитания вкуса, не будет больно ударять по самолюбию девочки. Еще возможно будет полезно обсудить с Лизой такое же открытие собственного счета в банке, как и у Вари (если это приемлемо для вас лично в материальном плане). Это можно использовать как дополнительную мотивацию, оговорив те изменения, которые дадут вам знать, что Лиза готова к такому подарку (самостоятельность, помощь по дому, отсутствие жалоб от учителей и другие, какие вы хотите в ней видеть) и сможет хорошо и полезно распорядиться этими средствами самостоятельно. Цитата Когда я сложила ей фантики на подушку, она обиделась, весь вечер со мной не разговаривала, смотрела убийственным взглядом, а я сказала: "Теперь ты понимаешь, что я испытываю, когда нахожу твои мусорные заначки, так что можешь свои обиды оставить себе". В подобных ситуациях лучше сначала справиться о тех чувствах, которые испытывает дочка, потом поделиться своими чувствами, потом подвести к выводам. У вас все получилось слишком скомкано и обвиняюще, поэтому вряд ли вы добились понимания от Лизы. -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
29.4.2013, 21:56
|
|
Спасибо, Елена. Собственные ошибки увидеть самой трудно. Я постараюсь последовать Вашим советам и обязательно потом отпишусь о результатах.
|
|
7.5.2013, 21:56
|
|
Прошло 10 дней, и уже произошли изменения как по волшебству.
Я перестала делать замечания, будто бы не вижу ничего. Чаще с Лизой разговариваю, чаще становлюсь на ее сторону, когда возникают разногласия, какую книжку будем читать (на ночь вслух), куда пойдем погулять. Если Лиза тянет меня прогуляться вечером в лес, костер развести, хлеб поджарить, а Варя - дома посидеть, почитать, то я иду в лес. Варе скучно одной сидеть, так что идет с нами. Спрашиваю: "Тебе чего-нибудь хочется?" Выполнимые желания стараюсь реализовать. Чаще шучу с ней. Чаще целуемся-обнимаемся. Буквально через три дня Лиза стала по пять раз на день подбегать ко мне спросить: "Мамсик, тебе чем-нибудь помочь?" Иногда я с благодарностью отказываюсь, но чаще, чтобы порыв зря не пропал и энтузиазм не погас, прошу примерно так: "Ой, да, видишь, полы мою, некогда сейчас, а надо шторы повесить (постиранные), сможешь?" И поскакала Лиза отбирать шторы у Вари, которой срочно понадобилось тоже их повесить. Смешные девчонки! В выходной день потек холодильник - давно я его не размораживала. Пришлось срочно все выгружать, размораживать, мыть, сушить. Спросила, кто будет вынимать отваливающийся лед пока я мою полочки-ящики, так Лиза с боем отбила у Вари эту увлекательную работу. Варин педагогический пыл приходится постоянно остужать. Пока не ревнует. Лиза сегодня сделала Варе замечание, что на ее столе беспорядка больше, чем на Лизином. В дневник не заглядываю, посмотрю на результат. Кстати, нелицеприятные высказывания об одежде и обуви я только здесь написала. Реально я это не говорю. |
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация