Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Вход | Поиск | Правила форума

 
Задать вопрос психологу

Агрессия ребёнка 4, 5 года

сообщение 31.5.2013, 0:03
#1



Здравствуйте!
Проблема такова. Иногда сын на некие не нравящиеся ему с нашей стороны действия и/или слова реагирует чрезвычайно эмоционально и грубо. Это может быть ругань ("Ты плохой!" "Вон отсюда!" "Убью!" и, кажется, что-то ещё), могут быть попытки ударить. Понимаю, что очень жёстко отвечать нельзя - только усугубишь. Не обратить внимания тоже нельзя - закрепится как способ жизни. Вопрос №1: А как правильно-то реагировать? Ребёнка практически никак не наказываем - поводов, в основном, нет, а если есть - стараемся решить разговорами или системой компромиссов (идём навстречу друг другу; например, когда надо идти домой - просто так не пойдёт, разыгрался. Мы: "Через 10 мин идём домой!" "Не хочу!" "Тогда через 12!" "Да, через двенадцать")
И вопрос №2: встречал рекомендацию, что наказывать следует не плохим действием, а отсутствием хорошего - лишить, например, какой-либо систематической радости. Здесь проблема: практически нет повторяющихся хороших традиций, стараемся всё разнообразить, чтобы не приедалось. Из систематического, пожалуй, только его тяга к мультикам и фильмам про природу (с моей лёгкой руки - приучил smile.gif . Как наказывать в таких условиях?.

Заранее признателен за ответы!

Александр
сообщение 4.6.2013, 12:32
#2



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Здравствуйте, Александр!
Ответ №1:
Если ребенок пытается вас ударить, перехватите его руки и держите, пока у ребенка не пройдет желание кидаться с кулаками. При этом спокойным уверенный голосом говорите, что драться нехорошо, нельзя, что вас не за что бить. Когда ребенок немного успокоится, то привлеките его к себе, приобнимите и поговорите спокойно: почему он хотел вас ударить, что его так расстроило, как можно было поступить по-другому (поговорить с папой, попросить, сказать, что ему неприятно и так далее) и прийти компромиссному решению - у вас это хорошо получается.
Если ребенок обзывается, ругается плохими словами, грозится убить или желает вам смерти, чтобы вас не было, чтобы вы ушли - то сразу твердо и уверенно скажите ему, что так говорить нельзя! Никто не любит, когда с ним так разговаривают. Это очень обидно. И вы не намерены слушать такие слова. Отвернитесь, займитесь другим делом. Если позволяет ситуация и безопасность ребенка, то можно выйти в другую комнату. Когда малыш "остынет", то можно подойти, обнять, поговорить об этой ситуации, решить как можно посупать по-другому и найти вместе решение возникшей проблемы.

Ответ № 2: Наказание лишением хорошего - отличное средство для мотивации к приемлемому поведению. Единственный момент - нельзя лишать ребенка полезных для здоровья и самочувствия мероприятий: приемы пищи, сон, прогулки на улице, купание. Можно лишать сладкого и десертов, можно найти места для прогулок при плохом поведении (не очень интересные, обычные) и для хорошего поведения, как награду (любимые в городе места для ребенка - парки, детские большие площадки, речка или озеро и так далее). Вообще гораздо лучше на коррекцию поведения ребенка действует закрепление наградой хорошего поведения, чем наказание за плохое поведение.
Еще один популярный способ наказания (и в опыте наших мам-бабушек, и в детских садах/начальных школах) - ограничение движения на фиксированный промежуток времени. Детей ставят в угол (в детских садах чаще садят на стульчик в уголок) и говорят "Ты плохо поступил. Посиди на стульчике и подумай, как следовало поступить (вариант - что нужно сказать/как исправить)". Для малыша вашего возраста время наказания не больше 5-7 минут.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 6.6.2013, 2:24
#3



Благодарю! Обнимать, не наказывать? Сердце счастливо, но ум тревожен от такого совета...
сообщение 6.6.2013, 22:23
#4



Группа: психологи
Сообщений: 673
Регистрация: 24.1.2013
Из: г. Воркута

Вы немного недопоняли.
В случае прямой агрессии - сначала мы удерживаем ребенка от совершения акта насилия, объясняя, что этот шаг будет неправильным и принесет одни неприятности. Но наказывать ребенка особо не за что, ведь он так ничего и сделал smile.gif Объятие выступает благодарностью ребенку за сдержанность своих непосредственных агрессивных, гневных реакций.
В случае вербальной агрессии - наказанием выступает отказ от общения, если оно содержит подобные запрещаемые неприемлемые высказывания. Опять же, как только ребенок справляется со своими эмоциями и изменяет поведение, то объятия выражают благодарность за это, ведь четырех-пятилетнему малышу еще очень непросто совладать с собой.
Если обычные меры не помогают, то следует наказание на запрет удовольствий или на ограничение свободы передвижения. В каждом отдельном случае следует сразу рассказать ребенку по какой причине он наказан, каким образом, когда наказание кончится (при каких условиях). Ребенок должен знать эти условия и сроки. Лучше, если наказания будут "традиционными", то есть за одно и то же нарушение следует одно и то же наказание. Так происходит у ребенка становление причинно-следственных связей между событиями и явлениями, между поступками и их последствиями. Естественно, наказаний должно быть не в пример меньше, чем поощрений, ласки и проявлений любви, тогда мальчик будет воспринимать свою жизнь, как наполненную любовью, счастьем и радостью.
В вашем возрасте "тормозить" себя вовремя ребенок еще не умеет. Привычные телесные наказания ему не помогут в этом, только нарушат отношения между вами и сыном, подорвут доверие к вам, а провления прямой агрессии увеличатся как количественно, так и качественно. То же касается ответом вербальной агрессией на его агрессию. Это лишь эскалация конфликта. И вы единственный, как взрослый адекватный и сдержанный человек, способны разорвать этот порочный круг и показать реальным примером своему сыну каким образом взрослые люди решают конфликты - самоконтроль, сдержанность, уважение, компромиссы.


--------------------
С уважением, психолог Елена Платонова
сообщение 31.1.2014, 13:36
#5



Распространенная проблема, совету прочесть Волкова "психология в детском возрасте"





© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация