Как избавиться от хобби? |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
Как избавиться от хобби? |
14.7.2013, 22:50
|
|
Здравствуйте Елена!
У меня есть хобби, которое занимает много моего времени. Для работы и семьи было бы полезнее, если бы этого хобби у меня не было. Рациональная часть меня давно всё решила – надо избавляться от хобби и чем скорее, тем лучше. Эта часть меня как бы говорит «хобби спутало ноги, и не даёт двигаться вперёд». Есть другая часть меня, какой-то ребенок, который живет во мне и постоянно хочет поиграть в свою любимую «игру». Попытки ограничить время, отведенное этому хобби, предпринимались неоднократно. Обычно срабатывало ненадолго от недели до пару месяцев. Несколько раз, когда необходимо было полностью «выложиться» на работе, удавалось наложить табу на хобби на несколько месяцев (до полугода). Производительность на работе в это время возрастала в разы. Сейчас мне 39. Два ребенка. Семья у нас очень дружная, но жена периодически ругается – «ты нас совсем не замечаешь и так далее» После того как жена поругается со мной я просто передвигаю время занятия своим хобби ближе к ночи. Соответственно недосып, утром красные глаза. Через месяц «расписание» как то само собой возвращается в первоначальное состояние. Елена, как Вы считаете, существует ли способ, применив который, можно было бы проснуться утром, посмотреть на всё добро связанное с хобби, подумать «зачем мне весь этот мусор?» и отнести всё на помойку? Сейчас, когда я пишу эти строки, в голове возникают мысли двух типов: 1.«а вот это ещё не попробовал в своем хобби сделать (и далее список из 5 пунктов, на которые требуется времени год или больше), попробуй и потом всё выкинешь». 2. «можно выкинуть, но только не всё, надо это и это оставить. Вот это тоже надо оставить – потом пригодится». С уважением, Александр. |
|
|
15.7.2013, 14:54
|
|
Здравствуйте, Александр!
Цитата Для работы и семьи было бы полезнее, если бы этого хобби у меня не было. А для вас?Цитата Рациональная часть меня давно всё решила – надо избавляться от хобби и чем скорее, тем лучше. Раз уж вы сами поделили себя на "рациональную часть" и ребенка, то попробуем взглянуть на эту ситуацию с точки зрения транзактного анализа, в основе которого стоит положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого. Если говорить кратко, то когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка. Итак, эта "рациональная часть" вас представляет из себя одну из двух возможных состояний личности - Взрослый или Родитель. На что похожа эта часть вас больше - на заботу или критику внутреннего Родителя или же на чистый прагматичный и взвешенный расчет Взрослого? Цитата Есть другая часть меня, какой-то ребенок, который живет во мне и постоянно хочет поиграть в свою любимую «игру». Тут как раз все понятно Ваш внутренний Ребенок хочет играть. Но почему именно эта игра/хобби? Почему так много времени? Почему так сложно ограничить себя в этом хобби хоть немного? Во всей этой ситуации есть немного от зависимости. Какого рода эта зависимость, зачем она возникла, зачем она вам нужна, почему именно таким образом? Уверена, все станет намного понятнее, если вы опишите хотя бы в общих чертах особенности своего хобби. Если вам неудобно говорить об этом на форуме, то можно написать мне в личку. И еще, опишите как давно вы занимаетесь этим хобби или чем-то непосредственно связанным с ним, каким-то прототипом этого хобби. Какие чувства, мысли, ощущения связаны с времяпрепровождением в занятиях этим хобби? Раз уж вы сами делите свою жизнь на работу, семью и хобби, то опишите то же самое (мысли, чувства) и для этих занятий. Цитата Елена, как Вы считаете, существует ли способ, применив который, можно было бы проснуться утром, посмотреть на всё добро связанное с хобби, подумать «зачем мне весь этот мусор?» и отнести всё на помойку? Если мы поймем, что именно вы реализуете в себе через это хобби и найдем пути компенсации или реализации этой потребности другими путями, то это вполне возможно. Цитата Сейчас, когда я пишу эти строки, в голове возникают мысли двух типов: 1.«а вот это ещё не попробовал в своем хобби сделать (и далее список из 5 пунктов, на которые требуется времени год или больше), попробуй и потом всё выкинешь». 2. «можно выкинуть, но только не всё, надо это и это оставить. Вот это тоже надо оставить – потом пригодится». Чего в ваших мыслях больше - жалости к выбрасыванию того, на что потрачено так много времени, сил и эмоций или страха жить дальше без вашего хобби? -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
15.7.2013, 15:04
|
|
Попробуйте представить, что в вас попеременно действуют то критикующий или заботливый Родитель, то трезвомыслящий и беспристрастный Взрослый, то веселый или испуганный Ребенок. Навскидку, сколько в процентном соотношении в течение дня в вас каждого из них?
-------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
15.7.2013, 23:29
|
|
Елена, спасибо за Ваши вопросы. Они мне позволили взглянуть на себя со стороны, и как мне кажется, немного по-другому понять самого себя.
Если бы я знал, полезно ли для меня избавиться от хобби, то всё было бы проще. К сожалению, я этого не знаю, но очень хочу узнать. Рациональная часть меня, тоже делится на две части: 1. Чистый прагматичный расчёт. 2. Забота (или скорее наставление) заключающееся в мыслях: «зачем тратить себя на хобби, когда можно на работе горы свернуть». Сильнее всего я замечаю действие «наставления на истинный путь» по сравнению с «заботой» и «расчетом». Чувства, связанные с хобби: Свобода, Интерес (Любопытство?). Чувства, связанные с работой: Превосходство, Целеустремленность, Неуверенность. Чувства, связанные с семьёй: Любовь. Взаимопривязанность. Жалости к выбрасыванию того, на что потрачено много времени вообще нет. Страх, как жить дальше без хобби проявляется очень сильно. Во взаимоотношении с коллегами, сильнее всего, проявляется критикующий и воспитывающий Родитель. При решении важных для меня рабочих вопросов, процессами управляет расчетливый Взрослый, но если дела идут плохо, то на сцену выходит испуганный Ребенок, который очень часто зря сдаётся. При решении важных рабочих вопросов, не касающихся меня лично, а касающихся только работы, процессами полностью управляет расчетливый Взрослый. Дома в семье во всю силу резвится весёлый немного избалованный Ребенок. В % мне сказать сложно. Александр. |
|
16.7.2013, 15:14
|
|
Цитата Сильнее всего я замечаю действие «наставления на истинный путь» по сравнению с «заботой» и «расчетом». Наставления - это ваш Критикующий Родитель, это эго-состояние полагает, что с людьми не все в порядке и нужно проследить за тем, чтобы они поступали правильно. Это контролирующее состояние, озабоченное тем, чтобы удержать людей от одних действий и заставить их совершать другие. Оно стремиться властвовать и прибегает к всевозможным силовым действиям, чтобы достичь своей цели. Когда оно терпит неудачу, то становится раздражительным и жестоким. Дома Критикующий Родитель отрывается на вас, а на работе на ваших коллегах. Забота - это ваш Заботливый Родитель, это эго-состояние Родитель придерживается взгляда, согласно которому с людьми все в порядке и им следует предоставить свободу действий. Это заботливое состояние, которое хочет защитить людей, накормить и одеть их, дать им кров и уберечь от вредных влияний. Оно предоставляет все необходимое в жизни, обновременно поощряя самоопределение. Если оно терпит неудачу, то становится печальным и обеспокоенным. Если мы чувствуем себя психологически дискомфортно, виной тому «Ребенок». «Ребенок» – это не ребячество, а реакции, характерные для ребенка. «Ребенок» проявляется в двух различных стилях поведения. «Естественный ребенок» непосредственно выражает свои чувства, поднимает бунт. Он спонтанен, импульсивен, эмоционален, любит играть, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы. Он умеет любить, ненавидеть, смеяться, грустить, у него есть способность к творческому мышлению, спонтанность и другие инстинктивные качества, которые мы при воспитании вынуждены в большей или меньшей степени ограничивать или вовсе подавлять. «Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен. Эго-состояния «Родителя» и «Ребенка» – это эмоционально окрашенные роли, проигрывание которых направлено на удовлетворение эмоциональных потребностей. Например, если руководитель кричит на подчиненного, то делает это не для того, чтобы получить от последнего рациональное объяснение случившемуся, а для того, чтобы выразить эмоцию гнева. Задача подчиненного – дать ему возможность это сделать. Единственным рациональным эго-состоянием является эго-состояние Взрослого (расчет). Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует. Взрослый разумен, логичен, холоден, объективен, свободен от предрассудков. Все выше перечисленное является основанием для адекватной оценки человеком возникающих ситуаций, способности подбирать конструктивные стратегии их разрешения и дальнейшего прогнозирования возможных последствий. Итак, покончим с сухой теорией и посмотрим на ваши реалии: хобби: свобода, интерес, любопытство - качества, присущие Естественному Ребенку. Работа: превосходство - Критикующий Родитель, целеустремленность - Взрослый, Неуверенность - Адаптивный Ребенок. Семья: любовь, взаимопривязанность - Естественный Ребенок. Как говорится, возьмем 5 частей Естественного Ребенка, одну часть Критикующего Родителя, приправим немножко Взрослым и добавим толику Адаптивного Ребенка - получился Александр. Ваша жена периодически ругается на то, что вы мало времени уделяете семье. А удовлетворяет ли ее то время, что вы проводите с ними? В семье вы еще один Ребенок, только великовозрастный. Дарите любовь и хорошее настроение близким, но требуете их любви и заботы, внимания. Может быть стоит добавить немного Взрослого и Заботливого Родителя по отношению к вашей жене и детям? Попробовать увеличить для начала не время, проводимое с семьей, а качество этого времяпрепровождения? Даже в работу проник внутренний Ребенок. Адаптивный. Пытающийся приспособиться к тяжелым промахам, оправдывающий свои ошибки и нежелание их исправлять. А на работе, как известно, детям не место. По сути - превосходство над другими и неуверенность в себе - суть две стороны одной медали. Внутренняя неуверенность в своих силах подначивает вас поднять свою самооценку там, где у вас это получится, например, за счет чувства собственного превосходства над менее опытными коллегами. Все это наводит меня на мысль, что вы стремитесь всеми силами сохранить в себе внутреннего Ребенка, не хотите взрослеть. -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
16.7.2013, 22:03
|
|
Цитата покончим с сухой теорией Елена, существует ли литература, рассчитанная на не специалиста, в которой также доступно описано про эти три состояния человека только подробнее? Что Вы можете посоветовать прочитать? Цитата Все это наводит меня на мысль, что вы стремитесь всеми силами сохранить в себе внутреннего Ребенка, не хотите взрослеть. Елена, сообщите, пожалуйста, если бы я внезапно «повзрослел», то какими были бы мои возможные действия в отношении хобби? И ещё я не совсем понял, как интерпретировать «не хотеть взрослеть». Что может толкать человека (не обязательно меня) «не хотеть взрослеть»? |
|
16.7.2013, 23:01
|
|
Книг для широкой публики достаточно много. Могу порекомендовать в первую очередь книги основателя этой теории транзактного анализа Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", "За пределами игр и сценариев", а также книгу Томаса Э. Харриса "Я - о'кей, ты - о'кей".
Цитата Елена, сообщите, пожалуйста, если бы я внезапно «повзрослел», то какими были бы мои возможные действия в отношении хобби? В этой фразе звучит страх потерять любимую игрушку. Или я неправильно слышу? Кто знает, что бы произошло. Одно я знаю точно, каким бы ни было ваше решение в отношении хобби, оно будет однозначно вашим, личным, ответственным и взвешенным. Ведь вы будете исходить из позиции союза Взрослого и Ребенка, из позиции рационального похода и внутренних желаний. Цитата И ещё я не совсем понял, как интерпретировать «не хотеть взрослеть». Что может толкать человека (не обязательно меня) «не хотеть взрослеть»? Не хотеть взрослеть - хотеть остаться ребенком - нежелать брать на себя скучную, но необходимую ответственность за свою жизнь и поступки - хотеть повторения материнской заботы в новом семейном союзе от жены - брать от жизни то, что доставляет удовольствие, а при проблемах прятаться и перекладывать ответственность на других. Соответствует такой эмоциональный инфантилизм вам или нет - я еще не знаю. Пока это только одна из теорий. Примерьте ее на себя - похоже или вы совсем другой? -------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
16.7.2013, 23:03
|
|
Вообще, Александр, я знаю транзактный анализ лишь в общих чертах. Это не моя специализация. Если вы хотите вплотную заняться именно транзактным анализом, то есть смысл обратиться к Игорю Гожему - он как раз транзактный аналитик. Или продолжим работать дальше со мной.
-------------------- С уважением, психолог Елена Платонова
|
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация