|
Глава 1. Вербальный интеллект
Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, ты наделен вербальным интеллектом в том или ином его проявлении. Что такое вербальный интеллект?Вербальный интеллект — это любовь к словам и к тому, как они используются в устной и письменной речи. Люди с развитым вербальным интеллектом отличаются повышенной чувствительностью к звучанию слов, их смыслам и вариантам применения. Им нравится придумывать игры со словами. Талантливые поэты и писатели, книголюбы, прекрасные рассказчики, убедительные спорщики, люди со способностями к изучению иностранных языков и те, кто пишет без единой ошибки, — все они наделены вербальным интеллектом. Вербальный интеллект есть и у тебя. Он проявляется, когда ты читаешь книгу, даже если тебе это нелегко дается; когда разговариваешь с родными, смотришь новости, любимый комикс или пишешь письма друзьям. Чем полезен вербальный интеллект? - Он позволяет тебе общаться с людьми — устно и письменно. Так что если кто-то подойдет к тебе и скажет: «Мне кажется, у меня нет ни капли вербального интеллекта», можешь ответить: «А как же ты тогда мог произнести эти слова? Без вербального интеллекта это было бы невозможно!» (Мы используем слова для общения.) Вербальный интеллект нужен, чтобы делать самые обычные вещи: - рассказывать анекдоты; Устная речьОдно из проявлений вербального интеллекта — умение общаться. Устная речь — его основа. А как проще всего общаться? Говорить и слушать! Два действия, которые почти каждый из нас совершает ежедневно. Зачем люди говорят? Чтобы делиться впечатлениями, вдохновлять, убеждать, вести за собой, учить и радовать. Для этого нужно очень много слов! Подумай о том, как часто в течение дня ты прибегаешь к устной речи. Ты разговариваешь со школьными друзьями и отвечаешь на вопросы учителей, споришь с братом по самым разным поводам и объясняешь младшей сестре, как решить задачу по математике. При помощи слов ты можешь убедить людей поддержать благотворительную программу или принять участие в сборе средств в пользу твоей школы. Все это проявления вербального интеллекта. Даже если ты не очень хорошо читаешь и пишешь, твой вербальный интеллект может ярко проявляться в устной речи. Многие люди, которым в свое время навесили ярлык «дислексия» и которых называли «неспособными к чтению», стали прекрасными рассказчиками, ораторами, актерами, комиками и политиками. Взять хотя бы актеров Тома Круза и Киру Найтли, комиков Вупи Голдберг и Джея Лено, певицу Шер и музыканта Джона Леннона.
Если ты умеешь говорить и слушать, то, скорее всего, именно к тебе обращаются, когда нужно выступить с речью. Возможно, ты успел прослыть хорошим рассказчиком или блистательно выступаешь с докладами. Впрочем, может быть и так, что тебя пугает перспектива ответа перед классом или выступления перед группой людей. Что ж, в этом ты не одинок. Многие — в том числе и взрослые — не любят этого делать. Почему нам порой бывает так трудно говорить? Кто-то просто не любит привлекать к себе внимание или боится сморозить какую-нибудь глупость. Если ты боишься отвечать в классе: - Внимательно слушай все, что говорят другие. Если ты боишься выступать с докладом: - Не забывай дышать. Этот совет может показаться странным, но постарайся не забыть его. Глубокое дыхание помогает успокоиться. Так что не бойся говорить вслух в классе! Это так же просто и весело, как рассказывать анекдоты или истории друзьям.
Рассказывая анекдоты и истории, можно здорово развеселить знакомых, но у историй есть и другое, очень большое значение. Во всех мировых культурах к рассказчикам и летописцам относились с большим уважением. Они не только развлекали свою аудиторию, но и выступали в роли хранителей летописей и мифов своего общества. Из поколения в поколение, в течение многих лет семейные хроники и религиозные традиции передавались из уст в уста. Письменная речьЧтение — одна из самых удивительных вещей на свете. Простые чернильные отметки на странице… как получается найти в них смысл? Взгляни на слово «кот». Всего три символа, но стоит их прочитать, и в голове возникает образ твоего кота или других котов, которых ты знаешь или видел! Как всего три символа способны вызывать в воображении такой отклик? Никто точно не знает. Ученые до сих пор до конца не поняли, как именно, глядя на символы на странице, мы улавливаем их значение. Умение читать открывает перед нами сотни дверей в мир знаний и воображения. Сидя на диване или за школьной партой, можно перенестись в Древний Египет, оказаться в ракете, летящей в открытый космос, или на борту подводной лодки, плывущей на огромной глубине. Читать книгу — все равно что погрузиться в совершенно иной мир.
У кого-то есть любимые писатели — Боб Стайн, Джоан Роулинг, Уолтер Дин Майерс, Беверли Клири, — и они стараются прочесть все книги этих авторов. Кто-то предпочитает книги определенного жанра — детективы, фантастику, вестерны, любовные романы, поэзию и пьесы. Кому-то нравятся не выдуманные, а реальные истории — и они читают книги и журналы о животных, природе, исторических событиях, автомобилях и космических экспедициях. А кто-то просто читает то, что нравится. Какие книги больше всего нравятся тебе? Можно читать для того, чтобы почерпнуть определенную информацию или просто для удовольствия. Иногда люди делают и то и другое. Бывают тексты, которые ты обязан прочесть по школьной программе, — учебники, дополнительные материалы и книги. Какие-то из них могут быть тебе действительно интересны, а какие-то нет. Столкнувшись с малоинтересной темой, ты, скорее всего, попытаешься как можно быстрее добраться до нужной информации. В этом тебе поможет «выборочное чтение». Ищи ключевые слова и предложения, в которых раскрывается тема (обычно это первое предложение абзаца), просматривай заголовки и подзаголовки глав. Кроме того, понять основной смысл текста помогают картинки и таблицы. Если же ты хочешь получить удовольствие от чтения, постарайся читать не торопясь. Не спеши или даже нарочно читай медленно, смакуя слова и сюжет. Время от времени делай паузу и прислушивайся к тому, как слова звучат у тебя в голове; представляй пейзажи из книги и размышляй над ее идеями. Как правило, писатели очень тщательно подбирают слова, чтобы речь их персонажей была более живой. Если включить воображение, то можно услышать звук падающих капель, треск костра, порывы ветра. Попробуй прочитать вслух отрывок из своей любимой книги. Какими будут голоса твоих персонажей? Произнесенные вслух слова кажутся тебе более смешными или, наоборот, серьезными? Попробуй записать то, как ты воспринимаешь сюжет, что думаешь о высказывании одного из персонажей. Возможно, чтение подбросит тебе пару идей и у тебя появится желание сочинить свою историю, нарисовать персонажей, разыграть сцены из книги. Все это — проявления вербального интеллекта.
Чем больше человек читает, тем сильнее он хочет выражать свои мысли, сочинять истории и записывать их. Одни «слышат» то, что хотят записать, у других в воображении возникают образы, и они описывают то, что видят. Кому-то писать помогают ощущения, а кому-то — происходящие события и люди. Начав писать, ты поймешь, что у тебя есть свой «голос» — что-то, что делает твой текст уникальным, только твоим. Этот голос будет звучать во всем — в стихах, рассказах и даже в записях в дневнике. Он отражение того, кто ты есть и что ты делаешь. Но не стоит беспокоиться о том, как именно он звучит, или о том, есть ли он вообще. Главное — что ты уже начал писать. Ведь так легко отложить писательство на потом или отвлечься на другие занятия… Особенно когда кажется, что из этого все равно ничего не выйдет. Так что прекращай играть в видеоигры и раскладывать носки в шкафу — садись и попробуй написать что-нибудь! Писать можно обо всем — о первом, что приходит в голову. О скейтбординге и старшем брате, математике или шоколадном мороженом — неважно! Выбери тему и пиши пять минут без перерыва. Не зацикливайся на правописании и знаках препинания — ты всегда сможешь проверить свой текст и исправить ошибки. Через пять минут прочитай то, что написал. Возможно, что-то покажется тебе глупым, но в написанном ты найдешь интересные слова и фразы. Впоследствии они могут стать основой для стихотворения, рассказа или сочинения. Такой процесс называется «свободным письмом». Многие писатели используют его, чтобы сдвинуться с мертвой точки. Подобно тому как актеры черпают вдохновение из наблюдений за окружающими их людьми, писатели слушают то, что говорят другие. Научись слушать — и у тебя появится множество источников вдохновения для написания стихов, а диалоги в рассказах станут более естественными. Как еще проявляется вербальный интеллектВербальный интеллект — это не только способность писать без единой орфографической и грамматической ошибки. Даже если правописание и грамматика — не самые сильные твои стороны, ты можешь сочинять и рассказывать увлекательные истории — и это тоже будет проявлением вербального интеллекта. Ты можешь любить сочинять стихи, но на дух не переносить писать отзывы о книгах; тебе могут хорошо удаваться сочинения, но совсем не получаться рассказы. Ты можешь любить писать и ненавидеть читать. Возможно, тебе просто нравится экспериментировать с почерком и выводить буквы, не обращая внимания на смысл слов, которые ты пишешь. Обладать вербальным интеллектом вовсе не означает любить слова во всех их видах и вариантах использования. У каждого человека вербальный интеллект проявляется по-своему.
Если тебе нравятся отдельные слова, ты любишь смотреть в словаре значения неизвестных тебе слов и поражать окружающих своими знаниями, попробуй заняться «словесной археологией», или, как ее еще называют, этимологией. Попробуй «раскопать» какое-нибудь странное и сложное слово и выяснить, откуда оно взялось и как использовалось на протяжении многих лет. Самый подробный и лучший словарь английского языка — Oxford English Dictionary (OED). Поскольку он действительно увесистый, лучше взять его в библиотеке. В него вошли почти все слова английского языка, а также показано, как значения слов и их написание менялись в течение веков.
Словесная археология — это прикольно! Не менее интересно экспериментировать со звуками. Возможно, тебе понравятся скороговорки, загадки, рифмы и каламбуры. Почитай вслух «поэзию абсурда» — лимерики — или напиши собственный. Попробуй придумать слова, звучание которых объясняло бы их значение — это называется звукоподражанием. Придумай с друзьями секретный язык, где будут использоваться слова и жесты, которые не поймет никто, кроме вас! Слова — классная штука! Язык — это не только перечень слов и их значений, которые нужно заучить, не только диктанты и сочинения. Развитие вербального интеллекта из нудной школьной обязаловки может превратиться в увлекательное приключение! Как развивать вербальный интеллектЭти советы помогут тебе развить свои языковые навыки и насладиться ими в полной мере. Попробуй выполнить любое понравившееся задание, даже если тебе кажется, что вербальный интеллект — это «не твое». 1. Записывай идеи, которые приходят на ум. Заведи маленький блокнот, возьми диктофон или создай файл на планшете, чтобы фиксировать идеи в течение дня. 2. Читай о том, что тебе интересно. Читать можно все, что угодно: и глянцевые журналы, и книги по искусству, и газеты, и научные статьи, и комиксы. Все зачтется. 3. Начни вести дневник. Заноси в него минимум 250 слов каждый день на любую понравившуюся тему. Пиши о том, чем ты занимаешься в школе; какую книгу читаешь, что происходит вокруг — обо всем, что тебя интересует. 4. Запишись в библиотеку. Все, что для этого требуется, — завести библиотечную карточку. Ты откроешь для себя новый мир книг и аудиозаписей, причем совершенно бесплатно! Библиотекарь поможет тебе подобрать книги на интересующие темы и порекомендует авторов, которые могут тебе понравиться. 5. Смотри в словаре значения неизвестных слов, которые тебе встречаются в течение дня. Сам не заметишь, как увеличится твой словарный запас! 6. Регулярно рассказывай истории своим родным. Истории могут быть любыми: случаи из жизни семьи, пересказ отрывков понравившихся тебе книг или придуманные сюжеты. 7. Играй со словами. Чепуха, кроссворды, акростихи, «найди слово», анаграммы — существует множество подобных игр. Их часто публикуют в газетах, кроме того, их можно найти в интернете. Выбери те, которые тебе понравятся. С друзьями и родными можно поиграть в скрабл, виселицу, анаграммы или «пароль». 8. Словесные игры-говорилки. Запоминай или записывай любимые анекдоты, загадки, каламбуры, скороговорки, стихи, длинные и необычные слова и прочие звуки языка и делись ими с друзьями, родными и одноклассниками. Если хочешь, можешь придумать и свои! 9. Вступи в книжный клуб. Здесь ты сможешь обсуждать книги с другими участниками. Книжный клуб может быть организован при библиотеке. Если тебе не удастся его найти там, где ты живешь, попробуй организовать свой — в кругу друзей или семьи. 10. Пиши письма своим любимым авторам. Зайди на сайт или узнай адрес писателя, чьи книги тебе нравятся, и напиши ему. Ты можешь узнать, как он начал сочинять, или расспросить его на любую интересующую тебя тему. 11. Начни учить иностранный язык — испанский, немецкий, китайский или любой другой, который тебе интересен! Изучение языков — еще один способ развить вербальный интеллект. Иностранные языки можно изучать в школе, а если в твоей школе нет такого предмета, узнай о курсах поблизости. 12. Веди писательский дневник. Он нужен для стихотворений, рассказов и пьес, которые ты сочиняешь. Туда же можно записывать любимые цитаты, отрывки и диалоги из прочитанных книг или просто услышанные на улице. Многие известные писатели вели такой дневник. 13. Сходи на спектакль. Любительские труппы играют спектакли в школах и культурных центрах. Если получится, сходи на одну из пьес Шекспира. Шекспир был драматургом с необычайно развитым вербальным интеллектом — пожалуй, одним из самых совершенных на Земле. Он написал 37 пьес и 154 сонета, которые до сих пор читают и любят, несмотря на то что им уже 400 лет. 14. Если тебе нравится обсуждать различные идеи, вступи в школьный дискуссионный клуб. Если же его нет, расспроси учителей: возможно, они захотят устроить дебаты на одном из занятий? Дебаты — отличный способ развить ораторские навыки, логическое мышление и научиться собирать информацию по теме. Они помогут тебе расширить свой кругозор, ведь тема дискуссии может быть любой — наука, здравоохранение, история, общество или родной язык. Что если вербальный интеллект — это «не твое»?Не забывай, что у каждого человека вербальный интеллект проявляется индивидуально. Если ты силен в другой сфере интеллекта, занятия, связанные с языком, могут вызывать у тебя раздражение и быть трудными для понимания. Например, тем, у кого развито образное мышление, чтение и письмо могут даваться сложнее, потому что буквы воспринимаются как часть картинки, а не как часть слова. Так происходит потому, что их мозг привык воспринимать все иначе, вплоть до того, что некоторые буквы зеркально разворачиваются (например, р и ь), из-за чего человек путает их в словах. Тем, у кого развит телесный интеллект, может не нравиться, что во время чтения и письма приходится сидеть неподвижно. Им подойдут методы обучения, сопряженные с движением, восприятием предметов на ощупь, практическими экспериментами. Развить вербальный интеллект тебе помогут твои способности в других сферах — те, в которых ты силен и чувствуешь себя как рыба в воде. Восемь способов, как это сделать Для наделенных музыкальным интеллектом: читать вслух и прислушиваться к звучанию слов. Читай поэзию абсурда — Шела Силверстайна, Огдена Нэша, Льюиса Кэрролла. В произведениях этих писателей много игр со словами и их звучанием. Попробуй напевать или начитывать как рэп исторические факты и списки слов, правописание которых тебе нужно запомнить (если во время контрольной что-то забудешь, сможешь тихонько начать напевать их себе под нос). Пусть музыка станет темой для твоих сочинений. Попробуй описать словами услышанную мелодию и мысли, которые она навевает. Для наделенных логическим интеллектом: работая над сочинением или другими письменными заданиями, использовать функцию подсчета слов в текстовом редакторе, чтобы знать, сколько написано слов. Существуют также программы, отслеживающие скорость чтения: с их помощью можно подсчитывать, сколько слов в минуту ты читаешь. Заведи таблицу на компьютере и ежедневно вноси в нее свои результаты — сколько слов ты написал и прочитал. Можешь даже построить диаграмму, отражающую твои успехи. Для наделенных образным интеллектом: закрывать глаза и представлять то, о чем только что прочитал. Например, читая рассказ, содержание которого тебе не очень понятно, закрой глаза и нарисуй в воображении персонажей и их действия. Кроме того, лучше читать тебе помогут иллюстрации. Для наделенных телесным интеллектом: проводить физические манипуляции с буквами и словами. Купи магнитную азбуку или сам сделай магниты со словами и буквами. Для этого тебе понадобятся бумага и магнитная лента (продается в магазинах товаров для офиса). Приложи бумагу к липкой стороне ленты, а затем разрежь лист на магниты разного размера и формы. Используй свою азбуку, чтобы тренироваться в правописании, писать стихи и рассказывать истории! Для наделенных социальным интеллектом: обсуждать с друзьями и родными книги, которые читаешь. Чтобы лучше запомнить написание и значение слов, позови друзей позаниматься вместе с тобой. Тебе лучше учиться в группе. Для наделенных внутренним интеллектом: начать вести дневник и записывать в него свои мысли и чувства. Каждый раз, когда ты будешь делать новую запись, твои орфографические навыки будут улучшаться. Подумай о том, что сейчас проходишь в школе: какие эмоции вызывает у тебя материал, который ты изучаешь? Эти мысли станут своего рода мостиком между твоим внутренним миром и чувствами и школьной программой. Для наделенных природным интеллектом: читая книгу или журнал, отмечать, какие животные и растения встречаются в тексте. Описывай в дневнике природные пейзажи, которые видишь вокруг, делай заметки о листьях и камнях, которые собираешь. Возможно, тебе понравится читать на улице. Для наделенных философским интеллектом: составить список вопросов, которые побуждают более серьезно задуматься о жизни. Например: «Где я находился за 10 лет до своего рождения»? или «В чем разница между живым и неживым?» А затем написать интересный ответ. Попробуй прочитать одну из книг, где интересно и легко преподнесены духовные и религиозные темы: например, «Семь чудес Сассафрас-Спрингс» Бетти Бирни или «Под сенью хурмы» Сюзанн Фишер Стейплз. Большинство школьных занятий подразумевают наличие вербального интеллекта. Почти на всех уроках ты должен читать, писать, делать доклады или участвовать в обсуждении. Развивая вербальный интеллект, ты начнешь лучше учиться. В этом тебе помогут советы, которые я даю в этой главе. Если в школе у тебя появится возможность проявить свою сильную сторону, если тебя заинтересуют какие-то занятия, связанные с вербальным интеллектом, дерзай! Ты даже не представляешь, сколько существует способов его усовершенствовать! Например, можно использовать образный интеллект, чтобы нарисовать иллюстрации для школьного доклада, социальный интеллект — чтобы выступить в роли судьи в классных дебатах, а природный интеллект — чтобы собрать материалы для доклада. Если тебе кажется, что ты ненавидишь слова, потому что должен: - писать сложные диктанты; …вспомни о том, как здорово, что ты можешь все это делать! Эти значки на бумаге, эти звуки, которые ты произносишь, — разве они не чудо? Радуйся способностям, которые у тебя уже есть. А если слова — твой конек?Допустим, ты щедро одарен вербальным интеллектом. Это прекрасно! Но у меня есть для тебя новость: ты можешь развивать его и дальше! Используй чтение, чтобы улучшить свои ораторские навыки, и устную речь, чтобы научиться лучше писать. Вербальный интеллект, которым ты обладаешь, поможет тебе улучшить свои способности и в других областях, что, несомненно, пригодится и в учебе, и в жизни. Для развития музыкального интеллекта: придумывай и записывай слова и стихи к песням — это поможет тебе запомнить мелодию и ритм. Для развития логического интеллекта: «проговаривай» про себя логические задачи. Например, решая задачу по математике, рассуждай про себя: «Так, посмотрим, сначала делим, потом умножаем, потом…» Если с математикой возникают проблемы, попробуй сформулировать задачу словами или записать свои мысли и вопросы в дневнике. Для развития образного интеллекта: читая, представляй персонажей и окружающую их среду. Попробуй нарисовать пейзаж, карту и даже героя. Так тебе будет проще понять сложные идеи из книги. Для развития телесного интеллекта: играй в школьных спектаклях или разыгрывай сценки с друзьями. «Вживайся» в роль своего героя: представляй, как он ходит, сидит и даже чихает! Старайся двигаться как он. Для развития социального интеллекта: используй устную речь, чтобы развлечь своих собеседников или убедить их принять определенную точку зрения. Отмечай, какие слова ты используешь в разговоре со сверстниками. Все ли слова понятны? Ты общаешься дружелюбно? Или твои слова способны оттолкнуть от тебя другого человека? Пиши письма тем, с кем хочешь познакомиться поближе и чему-то научиться. Для развития внутреннего интеллекта: заведи дневник. С его помощью анализируй свои эмоции, ставь цели и изучай свои реакции на окружающих тебя людей и события. Для развития природного интеллекта: возьми пример с людей древнего мира и сочини миф, объясняющий любое природное явление или что-то из того, что тебя окружает. Почему не ладят кошки и собаки? Как звезды появились на небе? Почему трава зеленая? Для развития философского интеллекта: читай священные книги разных религий (христианскую и иудейскую Библию, Коран, сочинения Конфуция, Бхагават-гиту, учение Будды). Записывай в дневник свои мысли и чувства. Напиши короткий рассказ, стихотворение или пьесу о смысле и цели жизни. Инсценируй свое сочинение с друзьями. Заглянем в будущееГде может пригодиться вербальный интеллект, когда ты вырастешь? Во многих областях. Ты можешь освоить одну из этих профессий: копирайтер в рекламном или маркетинговом агентстве, адвокат, сотрудник архива, редактор, учитель русского (или любого другого) языка, составитель указателей, классификатор, специалист по поиску информации, журналист, юрист, библиотекарь, лоббист, музейный куратор, ассистент адвоката, поэт, политик, профессиональный оратор, корректор, специалист по связям с общественностью, диктор радио или телевидения, научный сотрудник, сценарист, логопед, спичрайтер (составитель речей для политиков), рассказчик, переводчик, редактор сайтов, писатель, и это еще не всё! Ты можешь больше, чем ты думаешь
Что означает быть умным? Томас Армстронг утверждает: интеллект — это не только отличные оценки, высокие результаты в тестах и хорошая память. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, в музыке, в спорте, в умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. Эта книга поможет подростку узнать, что он из себя представляет и кем может стать, раскрыть свои сильные стороны, научиться использовать их в учебе и в повседневной жизни.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |