Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Отто Кернберг

Отто Кернберг
(Otto Kernberg)

Психоаналитические теории объектных отношений

Содержание:

Попытка определения

Статья №8 книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Противоречивые суждения и спорные вопросы

Теории объектных отношений различают в соответствии с некоторыми основными критериями, наиболее важным из которых является степень согласованности между теорией объектных отношений и традиционной фрейдовской теорией влечений, подразумевающей, что применительно к системе мотивации поведения человека объектные отношения представляют собой замену влечений. В соответствии с этими критериями Мелани Кляйн, Маргарет Малер и Эдит Якобсон, совмещающие дуальную теорию влечений Фрейда с теорией объектных отношений, занимают позицию, сопоставимую с подходом Фрейда. Между тем с точки зрения Фейрбэрна (Fairbairn, 1954) и Салливана (Sullivan, 1953, 1962), объектные отношения подменяют влечения, о которых говорил Фрейд, и формируют главную систему мотивации. В основе современного интерперсонального психоанализа, представителями которого являются Гринберг, Митчел (Greenberg & Mitchell, 1983) и Митчел (Mitchell, 1988), лежит нечто среднее между концепциями Фейрбэрна и Салливана, а также представление о принципиальной несовместимости моделей системы психической мотивации, основанных на теории влечений и теории объектных отношений. Винникот (Winnicott, 1958, 1965, 1971), Левальд (Loewald, 1960, 1980) и Сандлер (Sandler, 1987) по разным причинам придерживаются нейтральной позиции, считая эмоциональные условия отношений между матерью и ребенком существенным фактором развития и формирования влечений. Кернберг (Kernberg, 1976, 1984), будучи сторонником дуальной теории влечений Фрейда, рассматривает влечения как первостепенную систему мотивации, важными составляющими которой являются аффекты.

С этими противоречиями связано расхождение во мнениях по поводу происхождения агрессии и ее роли в процессе мотивации поведения. Теоретики, отрицающие предположение о существовании врожденных влечений (Салливан) или ставящие знак равенства между либидо и стремлением к объектным отношениям (Фейрбэрн), полагают, что агрессия возникает вследствие фрустрации либидозных потребностей. Это относится прежде всего к травматическим переживаниям в период ранних отношений между матерью и ребенком. И напротив, теоретики, придерживающиеся теории влечений Фрейда, исходят из того, что агрессия является врожденным состоянием и оказывает существенное влияние на форму контактов и взаимодействия в детском возрасте. К числу сторонников этого подхода несомненно относится Мелани Кляйн и в какой-то степени принадлежат Винникот и приверженцы эго-психологического варианта теории объектных отношений. Следует упомянуть и о том, что Фейрбэрн, отвергающий гипотезу врожденной агрессии, тем не менее в клинической практике уделяет значительное внимание структурированию интернализованных объектных отношений, отягощенных агрессией, и их интерпретации в рамках переноса.

Спорным вопросом остается и определение возможных масштабов трансформации подлинных переживаний, связанных с отношениями между индивидом и близкими ему людьми в младенческом и детском возрасте, под совокупным влиянием бессознательных фантазий и деятельности психических структур, отражающих интрапсихические конфликты. С точки зрения представителей британской школы, в число которых можно включить Винникота, Фейрбэрна и Мелани Кляйн, несмотря на огромное значение, которое придают Винникот и Фейрбэрн реальным аспектам ранних контактов между матерью и ребенком, результатом воздействия бессознательных фантазий на развитие психических структур и процесс преобразования структурированных, интернализованных объектных отношений с учетом защитных функций является расхождение между подлинным детским опытом и бессознательными объектными отношениями, заявляющими о себе в рамках переноса. При этом последователи Мелани Кляйн настаивают на том, что интернализованное пространство объектных отношений имеет характер фантазма. В отличие от них, сторонники интерперсонального психоанализа, в особенности Салливан (Sullivan, 1953, 1962), Фромм-Рейхманн (Fromm-Reichmann, 1950, 1959) и Гантрип (Guntrip, 1961, 1968, 1971), исходят из того, что ранние интернализованные объектные отношения сохраняются после незначительных структурных изменений, поэтому развитие переноса следует толковать скорее как отражение интернализованных объектных отношений, которые в значительной степени напоминают подлинные травматические отношения в прошлом. Якобсон, Малер, Сандлер и Кернберг придерживаются золотой середины и подчеркивают значимость преобразований характера и фиксаций, связанных с интернализованными объектными отношениями.

Назад Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация