1. Байка «Психологическое айкидо»
«Дорогие мама и папа! С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна, и о том, что не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем, как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо?
Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось вскоре после моего приезда сюда, теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил пожарным и вызвал скорую помощь. Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне негде было жить после пожара, он был достаточно добр, чтобы предложить разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.
Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.
Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью. Ваша любящая дочь Шэрон».
Мораль. Все в этом мире относительно, и некоторые умеют использовать теорию относительности на практике как механизм влияния.
Комментарий. Это забавное письмо в своей книге «Психология влияния» [16] американский социальный психолог Роберт Чалдини приводит в качестве примера умелого использования принципа контраста восприятия для оказания влияния на людей и изменения их убеждений. В психофизиологических лабораториях иногда проводится следующая демонстрация контраста в восприятии. Студенту предлагают по очереди садиться перед тремя ведрами с водой: одно с холодной, другое с водой комнатной температуры и третье с горячей. После того как студент опустил одну руку в холодную воду, а другую — в горячую, ему предлагают одновременно поместить обе руки в теплую воду. Взгляд, выражающий изумленное замешательство, говорит сам за себя: хотя обе руки находятся в одном и том же ведре, рука, которая была до этого в холодной воде, воспринимает воду как горячую, в то время как та рука, что была в горячей воде, ощущает воду как холодную. Так одна и та же вода может казаться разной в зависимости от предшествующей ситуации. Можете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие влияния, обеспечиваемое принципом контраста, не остается невостребованным. Громадное преимущество принципа заключается не только в том, что он эффективно работает, но и в том, что его использование практически не поддается обнаружению.
Диапазон применения байки: психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес- консультирование.
Терапевтические мишени: установка катастрофизации, предсказание негативного будущего, установка долженствования.
2. Байка «Слепые и слон»
За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое — слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался.
Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Слон могуч и крепок, как колонна», — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта [17].
Мораль. Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне. (К. А. Гельвеций)
Истина всегда больше, чем части, ее составляющие, и даже больше, чем простая сумма всех частей. Суждения человека определяются его позицией и информацией, которой он владеет.
Комментарий. История эта приводится суфийскими обучающими мастерами на протяжении уже многих веков. Суфизм (араб. Suf — грубая шерстяная ткань в значении «рубище») — мистическое направление в развитии ислама, возникшее в VIII в. Эту притчу, немного другими словами, любили рассказывать Носсрат Пезешкиан и многие другие позитивные психотерапевты для того, чтобы подчеркнуть многогранность реальности и принцип целостного и данного, действительно существующего (positum), от которого ведет свое название позитивная психотерапия.
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, аффективные нарушения и расстройства.
Терапевтические мишени: эмоциональные — агрессия, гнев, тревога; психологические — установка долженствования, оценочная установка.
3. Байка «Повиновение»
Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался схоластическими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам слушателей.
Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный ничиренский священник пришел в храм, намереваясь поспорить с Банкеем.
«Эй, дзенский учитель! — позвал он. — Подожди минутку. Всякий, кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?»
«Подойди ко мне, и я покажу тебе», — сказал Банкей.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю.
Банкей улыбнулся: «Стань слева от меня». Священник повиновался. «Нет, — сказал Банкей, — нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда». Священник с достоинством перешел направо. «Видишь, — сказал Банкей, — ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай» [7].
Мораль. Механизм уступчивости (побуждение одного человека подчиниться требованию другого) можно понять, если учесть склонность людей к автоматическому, основанному на стереотипах реагированию.
Комментарий. Эта история из книги под названием «Собрание камней и песка», написанной в XIII веке японским учителем дзен Мудзю (что означает «не-житель»), является примером манипуляции, которая сама по себе уже не может повлиять на большинство наших искушенных современников, однако механизм, лежащий в ее основе, по-прежнему исправно работает.
Есть редкие случаи, когда манипуляции и механизмы влияния используются без выраженных индивидуальных корыстных целей. Примером служит поступок героя следующей истории.
Однажды слепой человек сидел на улице со шляпой возле его ног и табличкой с надписью «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек (будем считать его креативщиком из рекламного агентства) проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли тот человек, который переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому.
Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: эмоциональные — гнев, агрессия, тревога; поведенческие — ригидность, конформность; психологические — установка долженствования, установка максимализма, перфекционизма.
14. Байка «Проблемы консультирования»
Руководитель крупной компании собрался за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил ее на обочине и углубился в чащу. Проплутав там около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел пенек и присел на него передохнуть. Через какое-то время к этому месту вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил:
— Можете ли вы сообщить, где я нахожусь?
Внимательно посмотрев на него, грибник ответил:
— Вы находитесь в лесу на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем под высокой сосной.
— Вы, должно быть, психолог-консультант! — сказал заблудившийся.
— А как вы узнали?
— Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к машине.
— А вы, должно быть, президент крупной компании?
— Точно! А как вы догадались?
— Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь в точно том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!
Мораль. Правильно спросить — половина знаний. (Магомет)
Комментарий. Человек получает ответ на свои вопросы в соответствии с его способностью к пониманию и его подготовкой.
Диапазон применения байки: обучение психологов и психотерапевтов, психические расстройства непсихотического уровня, семейное и бизнес-консультирование.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, лейблизация, ментальный фильтр.
15. Байка «Случай в дороге»
Рассказывают о страннике, который устало брел по казавшейся бесконечной дороге. Он тащил на себе разные вещи. Тяжелый мешок с песком висел у него на спине; толстый бурдюк с водой обвивал его тело. В правой руке он нес камень странной формы, в левой — булыжник. На шее на обтрепанном канате висел жернов. Ржавые цепи, на которых по пыльному песку волочились тяжелые гири, обматывали его лодыжки. На голове он нес полусгнившую тыкву. При каждом его шаге цепи гремели. Со стонами и вздохами он шаг за шагом двигался вперед, жалуясь на тяжелую судьбу и усталость, измучившую его. В раскаленный полдень ему встретился крестьянин, который спросил его: «О, усталый странник, зачем ты несешь этот булыжник?»
«Ужасно глупо, — ответил странник, — но я не замечал его раньше».
С этими словами он отбросил булыжник и камень в сторону и почувствовал значительное облегчение.
Пройдя еще часть пути, он вновь встретил крестьянина, который спросил его: «Скажи мне, усталый странник, почему ты мучаешь себя этой полусгнившей тыквой на голове и зачем ты тащишь за собой на цепях эти тяжелые чугунные гири?»
Странник ответил: «Я очень рад, что ты сказал мне об этом. Я не знал, что они есть у меня». Он снял цепи, скинул тыкву в придорожную канаву и опять почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем большее страдание ощущал.
Идущий с поля крестьянин посмотрел на него в изумлении и сказал:
«О, добрый человек, ты несешь в мешке песок, но вокруг больше песка, чем ты мог бы поднять. А твой большой бурдюк с водой — как будто ты собираешься пересечь Каирскую пустыню. Рядом с дорогой течет чистый ручей, который будет долго сопровождать тебя на твоем пути». Услышав это, странник снял бурдюк и вылил из него солоноватую воду. Затем он высыпал в яму песок из своего мешка.
Он задумчиво стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние лучи посылали ему свой свет. Он оглядел себя, увидел тяжелый жернов на шее и вдруг осознал, что именно он заставлял его так сгибаться.
Он снял жернов и швырнул его как можно дальше в ручей. Освободившись от тяжестей, он побрел по вечерней прохладе в поисках пристанища [9].
Мораль. Любопытная штука эти привычки. Люди сами и не подозревают, что они у них есть. (А. Кристи)
Комментарий. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. (Сенека)
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, предсказание негативного будущего, катастрофизация, глубинные убеждения категории беспомощности и компенсаторные стратегии.
16. Байка «Трудно угодить всем»
В жаркий летний день по пыльным улицам Кешана шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его. «Бедный ребенок, — сказал прохожий. — Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?» Отец принял этот упрек близко к сердцу, слез с осла и посадил на него мальчика. Но прошло немного времени, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор!
Маленький пострел восседает как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? — заметила покрытая чадрой женщина. — Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились как на тахте. Бедное создание!»
Объекты критики посмотрели друг на друга и без слов слезли осла. Но едва они прошли несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними: «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы и даже не везет одного из вас?» Отец сунул в рот ослу пригоршню соломы и положил руку на плечо сыну. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — всегда кто-то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решить для себя, что мы считаем правильным» [3].
Мораль. Ничего бы вообще никогда не предпринималось, если бы требовалось опровергнуть все возможные возражения.
Комментарий. Вежливость состоит в том, чтобы постоянно забывать о себе для того, чтобы заниматься только другими. (Ф. Монкриф)
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, оценочная установка, установка чтения мыслей.
17. Байка «Хочу, что есть»
Мне запомнилось необычное интервью, которое взяли у одного десантника во время празднования дня ВДВ. Несмотря на то что он и его друзья, находившиеся в кадре, уже явно начали отмечать свой любимый праздник, слова, сказанные им, были наполнены глубокой мудростью.
Отвечая, чем принципиально отличается ВДВ от других войск, он изрек:
«Другие служат там, куда их посылают, а десант — куда его посылают, туда и хочет».
Мораль. Если дела обстоят не так, как вам нравится, любите их такими, какие они есть. (Восточная мудрость)
Комментарий. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Л. Н. Толстой)
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, оценочная установка, практика принятия, безоценочное (дескриптивное) мышление.
18. Байка «Правила и реальность»
Идет сеанс психоанализа. Пациентка Фрейда, лежащая на кушетке, говорит: «Поцелуйте меня, пожалуйста». Фрейд отвечает: «Ну что вы, это совершенно исключено. Это никак не укладывается в правила психоанализа. Мне и спать-то с вами не следовало».
Мораль. Жизнь диктует свои правила, которые, как трава, пробиваются через асфальт догм.
Комментарий. Этика психотерапии и ее внутрикорпоративные правила не имеют четко установленной структуры и резко очерченных границ, хотя современные этические кодексы достаточно подробно описывают правила взаимодействия специалиста и клиентов/пациентов. Тем не менее они интуитивно угадываются во взаимодействии, подчиняются здравому смыслу и пользе пациента. Проблема начинается тогда, когда обе стороны увлечены дрейфом в сторону от нормативов и правил.
Со времен нашумевшего романа К. Г. Юнга и его пациентки из России Сабины Шпильрейн и до настоящего времени эта тема является предметом горячих споров и дискуссий. Во время проведения конференции «Психотерапия на рубеже тысячелетий» в 2000 году в Москве профессор М. М. Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, обсуждал темы переноса и контрпереноса правил поведения на сеансах психотерапии и вне сеансов. Он привел в пример высказывание одного из мэтров французского психоанализа, которого спросили, можно ли «спать» со своими пациентками, на что тот ответил: «Все люди чьи-то пациенты, так почему я должен спать с чужими?»
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: установка долженствования, оценочная установка, механизм проекции.
19. Байка «Скажем прямо»
После продолжительного научного симпозиума, посвященного проблемам психоанализа, два профессора-психотерапевта вышли подышать воздухом на крыльцо здания. Вдруг один с азартом спрашивает: «А не пробежаться ли нам до угла соседнего здания наперегонки?» Второй профессор назидательно отвечает: «Слушай, мы же с тобой взрослые люди, известные аналитики, уважаемые профессора. Ты же прекрасно знаешь, что в твоих словах латентно доминируют инфантильные перфекционистские механизмы, приводящие к избыточной соревновательности, скрываемые рационализацией. Давай лучше просто померяемся членами».
Мораль. Витиеватые атрибуты и ярлыки часто скрывают старые механизмы и ритуалы.
Комментарий. По мнению современных этологов (специалистов, изучающих поведение животных), демонстрация половых органов в стае — один из способов доказательства своего превосходства и доминантного положения.
Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: конкуренция, установка максимализма/перфекционизма, оценочная установка, установка должествования.
20. Байка «Фрейд и курительная трубка»
После долгого обсуждения символизма в психоанализе один из учеников Фрейда язвительно заметил, что трубка, которую с видимым удовольствием курит Фрейд, есть фаллический символ, а акт курения представляет собой получение орального удовлетворения. На что Фрейд невозмутимо ответил, что иногда можно просто курить.
Мораль. Не возводи правило в абсолют, чтобы не извратить саму идею.
Комментарий. Как говорится, в каждой шутке лишь доля шутки, все остальное — правда. Многочисленные споры учеников Фрейда вокруг его абсолютизаций (например, теории пансексуализма) привели к изгнанию из психоаналитической ассо циации вместе со своими сторонниками таких незаурядных и творческих личностей, как А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, М. Кляйн, Ж. Лакан. Возведенную башню из слоновой кости Фрейд охранял ревностно. Никто не имел права критиковать его, иначе самая близкая дружба превращалась в ненависть.
Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено самое начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Альфредом Адлером. Адлер начал развивать собственную версию психоанализа, в которой основной упор делался не на сексуальность, а на стремление к власти. Когда Адлер внезапно скончался во время проходившего в Абердене научного конгресса, Фрейд написал: «Для еврейского мальчика, вышедшего из венского пригорода, окончить свои дни в Абердене уже само по себе карьера, доказательство того, как далеко он зашел. Мир воистину наградил его необычайно щедро за ту услугу, которую тот ему оказал, противореча психоанализу».
Несмотря на то что Фрейду удалось изгнать Адлера, он так и не смог найти покоя. Хотя основателю психоанализа и удалось очистить сообщество аналитиков от «неверных», диссидентство все еще продолжало оставаться угрозой. Наибольшие подозрения у Фрейда вызывал Вильгельм Штекель, который, невзирая на свои симпатии к Адлеру, не захотел выйти из состава Общества аналитиков. Возможно, что ненависть, которую Фрейд испытывал к этому человеку, была следствием недостатков его собственной методики. И, наблюдая методы Штекеля на практике, он осознавал свои ошибки. Фрейд в своем гневе часто выходил за грань рационального. Если раньше он говорил о Штекеле как о благородном человеке, то затем изменил свое отношение к нему и заявил, что стремления Штекеля «низменны и глупы». Фрейд написал письмо Эрнесту Джонсу, в котором давал уничижительную характеристику Штекелю, называя «лгуном», «человеком, которого невозможно хоть чему-нибудь научить» и «свиньей» (он так и писал — «эта свинья Штекель»). Фрейд не только оскорблял Штекеля, говоря, что тот отвратителен и грязен, но и, казалось, испытывал внутреннюю потребность унижать его, представляя его существом мелким и незначительным. Однажды Фрейд заявил, что по своим размерам Штекель вряд ли превышает «размеры горошины». В другой раз резко отреагировал на нескромное фанфаронство Штекеля, парировавшего, что зачастую карлик, стоящий на плечах великана, видит дальше самого гиганта. Фрейд прокомментировал фразу Штекеля так: «Возможно, это и правда, только вот вошь на голове астронавта не видит абсолютно ничего».
Не избежал гнева даже тот, о ком основатель психоанализа восторженно отзывался: «Он самый значительный из встреченных мною... Он может оказаться тем, кого я ищу, чтобы возглавить наше движение» (речь о Карле Юнге). В 1910 году по велению Фрейда он стал пожизненным (!) президентом Международной ассоциации психоаналитиков. Однако уже через три года Зигмунд публично сказал ему «фи!». Карл провинился тем, что, во-первых, не уверовал в сексуальную этиологию неврозов. Во-вторых, слишком увлекся мистикой, которую рационалист Фрейд не принимал (в кабинете Зигмунда висел лозунг «Работать не философствуя»). И в-третьих, Юнг забыл упомянуть в своих лекциях по истории психоанализа имя отца-основателя, объяснив это тем, что все и так знают, кто стоял у истоков теории. Фрейд порвал не только деловые, но и личные отношения с «неверным». Он констатировал: «Трудно поддерживать дружбу при таких разногласиях».
Однажды на семейном обеде он пожаловался на измену тех, кто прежде был так предан общему делу. «Твои проблемы, Зиги, в том, — заметила ему тетушка, — что ты совсем не разбираешься в людях».
Ни одна другая научная теория не преображалась в квазиполитическое движение с централизованным управлением, железной дисциплиной, цензурой, чистками, убирающими «еретиков». Ни одна другая область знаний не была столь жестко привязана к открытиям основоположника, который отвергал любую критику и под страхом проклятия запрещал пересматривать фундаментальные тезисы. «Раскольники» называли Фрейда тираном, упрекали его в ортодоксии.
Он же с маниакальной настойчивостью твердил: «Я вправе утверждать, что и в наши дни, когда я уже не единственный психоаналитик, никто не может знать лучше меня, что такое психоанализ».
Фрейд страдал тем пороком, от которого призван был избавлять его психоанализ, — подавлением. Он изгонял из сознания свои амбиции завоевателя мира. Но в то же время под маской научной школы осуществлял заветную подсознательную мечту — стать властителем, мессией, указующим человечеству землю обетованную.
Смелые и далеко идущие интерпретации психоанализа всегда подвергались острой критике коллег, порой справедливо указывавших на отрыв этих интерпретаций от логических и эмпирических оснований, фактологии и доказательности выводов, связанных с субъективной трактовкой аналитика. Одной из шуток, описывающей эту проблематику, был анекдот, заострявший проблему нахождения переноса в любых интенциях пациента:
«Если я ненавижу борщ, значит, я борщ?» Другой анекдот также подчеркивал субъективную трактовку аналитика и искажения эффекта наблюдателя и эффекта ореола.
«Шведский викинг-психоаналитик на приеме. Ему жалуется пациентка:
— Доктор, я чувствую постоянную неудовлетворенность, меня что-то гнетет. Я постоянно вижу во сне башни, сигары, маршальские жезлы, заводские трубы и эрегированные фаллосы.
— Типичный случай сублимации в сновидениях. Башня, сигара, фаллос — все это подсознательные архетипы, все они на самом деле подразумевают меч. Внешним стремлением к половому акту ваше сознание подменяет желание сражаться. Само по себе это желание естественно и безвредно, если его не подавлять.
Разумеется, единственный здоровый способ для вас выйти из этого состояния — поехать на войну.
Диапазон применения байки: коммуникативный тренинг, семейное и бизнес-консультирование.
Терапевтические мишени: установка долженствования, оценочная установка, механизм проекции.
21. Байка «По-другому»
Немного по-другому стали смотреть космонавты друг на друга, когда у них закончилась еда.
Мораль. Люди относятся друг к другу дружелюбно в хорошие времена. (Восточная мудрость)
Комментарий. Лучше быть реалистом. «С нами такого случиться не может» — вот фраза номер один в списке знаменитых последних слов. «Розовые» и «черные» очки одинаково не годятся для ориентации в настоящем. Чтобы не разочаровываться, следует не очаровываться. Идеалистические представления в пух и прах разбиваются о реальность, и чем дальше эти представления были от нее, тем болезненнее это происходит.
Как только слабеют устои и нормативы государства, так сразу становится очевидным, что человек хоть и общественное, но все-таки животное. Законы животного мира, «мира джунглей», сразу вступают в права в кризисные моменты — вспомните наши недалекие 1990-е с «бандитским беспределом» или наводнение в Новом Орлеане (штат Луизиана, США), вызванное ураганом «Катрина», когда в благополучной и цивилизованной Америке даже полицейские стали мародерами и люди убивали друг друга уже через сутки после наступления хаоса. Как в анекдоте:
Самолет потерпел катастрофу и упал на необитаемый остров.
Единственный оставшийся в живых сидел под пальмой, обгладывая кость, когда увидел спасателей, застывших в ужасе перед ним и кучей человеческих костей.
— Я понимаю, что вы должны меня ненавидеть за то, что я сделал, но мне нужно было выжить!
Командир спасателей покачал головой:
— Я, конечно, понимаю: ради выживания человек способен на все... Но е-мое, самолет же упал только вчера вечером!
Конечно, человек не всегда производит впечатление хищника, наподобие атлантической песчаной акулы, которая поедает своих братьев и сестер еще в материнской утробе. Но внешность обманчива. Насколько человек может быть бессердечен и жесток, иногда даже безо всякого смысла и пользы для себя, показывают военные драмы всей истории цивилизации и знаменитый эксперимент социального психолога Стэнли Милгрэма из Йельского университета, впервые описанный в 1963 году. Но и в мини-варианте собственной семьи или рабочего коллектива многие не прочь, пусть не физически, но морально-психологически слопать или уничтожить своего собрата.
Не стоит относиться к этому с оценочной позиции — с морально-этической стороны здесь все ясно. Но в реальной кризисной ситуации эти оценки в лучшем случае лишь отнимут ваше время. Прочитайте притчу «Черепаха и скорпион». Лучше следовать принципу «предупрежден — значит вооружен». Не идите на поводу у химер, созданных нашей фантазией и ересью, услужливо навязанной окружающими.
Диапазон применения байки: расстройства адаптации, посттравматические стрессовые расстройства, аффективные расстройства, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, оценочная установка.