Право имею?
Консультант имеет дело с проблемами, которые слишком сложны, чтобы их можно было решить в обычном образовательном процессе,
как бы между прочим, но не настолько серьезны, чтобы прибегать к индивидуальной специализированной помощи психотерапевта.
Ролло Мэй
Когда к тебе приходят люди за помощью, выбор на самом деле невелик. Ты можешь их либо послать под каким-то интеллигентным предлогом, например: «Я не имею права вам ничего советовать». Либо постараться помочь.
Казалось бы, именно такой выбор встает перед любым из нас, когда к нам обращаются люди в трудном состоянии. Но давайте вспомним, как это происходит в реальности.
К Вам приходит близкий (или даже далекий) человек и просит совета в трудной жизненной ситуации. Ну и что? Разве Вы можете выбирать: помогать ему или нет? Разумеется, нет.
Скажем, друг вас просит: «У меня проблемы с женой. Давай поговорим», а Вы ему: «Не имею права»?
Когда ребенок обращается: «Я с приятелем поссорился, дай совет», Вы же не скажете ему: «Не вижу оснований тебе советовать»?
Даже если чужой человек в купе поезда будет Вам рассказывать свою историю, Вы ведь всяко будете ему что-либо говорить?
Другое дело, можно решать: помогать ли человеку, основываясь только на своем опыте, или пробовать разбираться в чужих проблемах системно, для чего, собственно, и создана психофилософия.
Однако
выбора помогать или нет человеку, который пришел к Вам со своими психологическими проблемами, в реальной жизни не существует.
* * *
Один из самых знаменитых психологов ХХ века основатель (вместе с А. Маслоу) гуманистической психологии Карл Роджерс делает удивительный на первый взгляд вывод, даже выделяя его курсивом: «Я обнаружил, что чрезвычайно важно позволить себе понимать другого человека».
Для этого Роджрес советует не оценивать сходу то, что Вам говорят: мол, это глупость, или наивность, или нелепость… А стараться другого услышать, то есть понять.
Мы бы сказали: осознать философию другого человека.
Понять чужую философию — дело очень нелегкое. Эта задача требует всей Вашей энергии, напряженной работы Вашего ума и души. И абсолютной сосредоточенности на другом человеке.
Великий русский философ Николай Бердяев заметил, что не личность — часть космоса, а космос — часть личности. Здорово, красиво, мудро. Но очень тяжело. Представляете, Вам предстоит исследовать космос!
Говорить: «Я не имею на это право», «У меня не получится», «Где я, а где — космос человека», казалось бы, достойная позиция.
На самом деле это самое простое. Вам так будет легче. А человеку? Ведь он пришел за помощью к Вам, значит, он в Вас нуждается.
Прятаться от него, сбегать, оправдываясь собственным бессилием, — разве это достойно?
Мы никогда не можем до конца понять замысел художника, когда рассматриваем созданную им картину. Что же говорить о замысле Бога, когда мы пытаемся понять созданного им человека?
Но разве это означает, что мы будем считать рассматривание картины занятием уж вовсе бесполезным?
Раз уж человек пришел к нам, мы должны постараться включиться в него и, используя принципы психофилософии, попробовать разобраться в его проблемах.
Не говорить ему: «Я бы на твоем месте поступил так-то и так-то», а постараться выяснить: осознает ли он собственные желания; если нет — помочь их осознать, если да — выяснить, что мешает ему жить сообразно им; почему та реальность, которую он создает, негативна и как можно исправить это положение; почему он не меняет привычки, создающие негармоничный мир, на те, что создают мир гармоничный…
И так далее, и так далее. Подробно о том, как помогать себе и другому в трудном состоянии, мы, собственно, и будем говорить на протяжении всей книги.
Вывод о том, что Вы должны именно позволить себе понять другого, говорит о том, что само по себе автоматически такое понимание случается редко.
Но надо именно разрешить себе это.
Что это означает?
Сосредоточиться на нем и забыть о себе: о своем опыте и своей философии.
* * *
И наконец.
Две цитаты умных людей для тех, кто сомневается, имеет ли он право помогать людям в трудном состоянии.
Первая принадлежит знаменитому психиатру Эриху Фромму: «…методы психоанализа стали постепенно применять и к людям, которые традиционно не считались “больными”. К психоаналитику потянулись “пациенты” с жалобами на утрату вкуса к жизни, неудачный брак, тревожно-подавленное состояние, болезненное чувство одиночества, снижение работоспособности и т. п. Не в пример прошлым временам эти жалобы стали считаться болезнью» .
Понимаете, какая история? Только после изобретения Фрейдом психоанализа (напомню, что это случилось в прошлом веке) люди стали считать болезнью то, что веками недугом не считалось.
До этого — веками! — подобные болезни лечились без участия врача.
Но «оно» стало болезнью или нет?
Вопрос.
Кто-то, считая это болезнью, идет к врачу.
Большинство, не считая, идет к Вам.
И что Вам остается делать?
Помогать!
Вторая цитата (особенно оптимистичная) — тоже о Фрейде. Куда ж без него?
Она принадлежит знаменитому психологу Ролло Мэю: «Фрейд…отмечает, что медицинское образование не является обязательным для психоаналитика. Он утверждает, что действительно необходимое качество — это “врожденная способность постижения человеческой души”».
Вот ведь оно как!
Я убежден, что способностью постигать человеческую душу в разной, конечно, степени, обладают все люди. Психофилософия и призвана эту способность развить.
Правда, для этого с пришедшим к Вам человеком нужно уметь общаться.
Об этом дальше и поговорим.[...]