|
ПсихопатииПсихопатии — это аномалии характера. Можно считать их за гранью, можно и на грани нормы, в зависимости от состояния на данный момент: компенсированные или декомпенсированные. Самые распространенные виды психопатий (вновь пойдем по нашему «солнечному кругу», в скобках укажем другие названия): 1. циклоиды (аффективные, гипотимики, гипертимики или экстраверты); Основное свойство психопатий — это выпячивание какой-то одной личностной черты. У нормальной личности все черты характера находятся в гармонии, развиваются равномерно, согласно возрасту. Достигают определенной нормальной величины и останавливаются. Человек вырастает правильным, без каких-либо отклонений характера. Как правильная ромашка, у которой все лепестки одинаковые и ровные. Только гармоничные личности крайняя редкость и в жизни почти не встречаются. Они даже в литературе не описаны. Не оттого, что скучны и правильны во всем, просто писатели, как и психиатры, тоже их не встречали. Ну не встретить нам в поле идеальную ромашку! А уж в реальной жизни все гораздо сложнее, чем в теоретических описаниях. Разделить людей на какие-то однозначные типы практически невозможно. Не зря учение о психопатиях постоянно перерабатывается, часто меняются классификации, да и само отношение к психопатиям тоже претерпевает изменения. У психопата другие черты характера, какие-то недоведенные до ума, что-то выпирает сверх меры, что-то, напротив, недоразвито.
Подобное недоразвитие одного и перебор в развитии другого формируют дисгармоническую личность. Классические проявления психопатии: 1. Тотальность — охватывает всю личность, то есть такой- то человек имеет такой-то характер. Например, возбудимый всегда и во всем ведет себя как возбудимый. Истерик — как истерик. Неврастеник — как неврастеник. 2. Статичность — характер не меняется (что заложено генами, то и есть). С детства был возбудимый, до старости лет останется возбудимым. 3. Дезадаптация. Не ладят с окружающими, трудны для общества. Часто дают аффективные вспышки или декомпенсации, то есть расстройства поведения, но опять-таки в рамках своего характера. Возбудимый даст агрессию, короче, набьет морду! «У него тяжелый характер», — говорят в народе о психопатах. У них все преувеличено: чувства, эмоции, реакции, дела, поступки. Однако именно это позволяет им принимать нестандартные решения и совершать неожиданные поступки. Психопаты, как правило, очень талантливы. Ум, интеллект у них не страдают. В результате много психопатических личностей находится на вершинах общества, во власти, бизнесе. Так как они постоянно находятся на виду, то вынуждены сдерживаться, а сдерживаться тяжело — характер не дает. Они вынуждены «выпускать пар» или дома на своих близких, или на работе на подчиненных. Потом они искренне раскаиваются в своем поведении, просят прощения, сами не рады тому, что натворили. Затем все повторяется снова. Психопаты становятся трудны и для общества, и для себя. Нестандартные, умные люди таким образом вынуждены расплачиваться за свой талант. Не бывает в природе «бесплатного сыра». Психопатов с сильными волевыми качествами, со способностью перебарывать собственные недостатки — крайне мало. Чаще мы имеем дело с банальными психопатическими личностями, которые ничем, кроме дурного характера, себя не проявляют. Увы! Возбудимые со своей необузданностью попадают в тюрьму, там их психопатия только утяжеляется. Истерики закатывают истерики, демонстративные суициды (встречал мальчиков и девочек, на предплечьях которых живого места не было от старых и свежих самопорезов. Чуть что — сразу за бритву или нож!). Постоянно шантажируют: «Не простишь — выброшусь с девятого этажа!» Лгут, просят прощения, снова лгут. Никого не любят, кроме себя. Никаких глубоких привязанностей. Все поверхностно и напоказ.
Неустойчивые становятся «людьми среды», а среда обитания сейчас неблагополучная, хотя во все времена среда неблагополучная, особенно для неустойчивых личностей. Они прямо ищут все дурное и следуют всему дурному. Астеники устают, психастеники не решаются. Шизоиды все больше замыкаются. Циклотимики то веселятся, то грустят. И никто не сходит с ума, не заболевает, потому что психопатии относятся к малой психиатрии или пограничным состояниям и действительно находятся на грани: не больной, но и не здоров. Вот от этой границы можно и продолжить поиски нормы. По одну сторону от условной границы нас поджидают психические расстройства. По другую — легкие психические отклонения или какие-то особенности психики. И только ближе к норме появляется человек без недостатков. Как Гоша из кинофильма «Москва слезам не верит». Помните, героиня воскликнула: «А у него нет недостатков!» Да Гоша сам про себя сказал: «Я прямо какой-то идеальный получился!» По ходу фильма Гоша то дрался, то пил, то теории излагал, но так и остался для многих зрителей (для зрительниц безоговорочно) идеалом мужчины. А ведь чего в этом Гоше только не намешано!
И все же Гоша есть, был и остается идеалом. Потому что не схематически нормален, а живой, такой, как есть, со всеми потрохами. И недостатков у него на самом деле нет, потому что он взял самое хорошее из того, что ему дала природа. Например, умение анализировать, изобретать, не уходя в дебри шизофренической зауми! Некоторые эпилептоид- ные черты — он великолепный работник, мастер «золотые руки», аккуратен. Диктаторские жилки ассоциируются с положительными качествами настоящего мужика, по которому так истосковались женщины. Себя любит — так это чувство достоинства, самодостаточности. Гоша естественен, в нем нет ни грамма истерической фальши или рисовки. Депрессию лечит водкой, но воля какая! Раз! И прекратил! А на подъеме настроения кажется, что ему все по силам, за ним, как за каменной стеной. В Гошином портрете все векторы направлены внутрь: стремятся к норме. А вот в романах Ф.М. Достоевского большинство героев имеют векторы, направленные наружу. Описание перехода между тем, что есть еще норма, а что уже за гранью дозволенного, — гениальное открытие писателя. Еще более гениальное открытие писателя: вектора- характеры не всегда несутся к болезни (опять несоответствие схемы и жизни!). Как там в физике: стремятся в бесконечность, в неизвестное... Аж дух порой захватывает, куда их (героев Достоевского) выносит! Но это все-таки особые случаи. Исключения из правил. Как же нам, простым смертным, быть? Как перенаправить свои вектора (черточки характера) внутрь к норме, а не наружу (в болезнь или неизвестность)? Сейчас скажу глупость! Давайте себя перевоспитывать, мы же теперь умные, знаем особенности своей психики, не позволим нашему характеру разрастаться в нехорошем направлении. Ага! Легко сказать, да трудно сделать. Не надо обольщаться и переоценивать свои возможности. Наша психика устроена так, что без настоящей причины, настоящего побуждения человек пальцем не шевельнет, чтобы заняться своим перевоспитанием. Воспитать возможно, перевоспитать нет. Поэтому все надо закладывать в детстве. Если в детстве не заложено, то должна быть веская причина, побуждающая человека к изменению самого себя. «Пока жареный петух не клюнет...» «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится...» С человеком должны происходить какие-то стрессовые события, побуждающие его. Например, одной зарплатой заставить человека работать трудно, а вот страхом увольнения, тем, что на его место придут другие и другие ждут его ошибки, ждут, когда он сойдет с дистанции... Стимул мощный, но не всегда работающий. Постоянно держать человека в стрессовом состоянии невозможно. Нельзя и поставить полицейского к каждому, а хочется... Обществу хочется для своего спокойствия и развития. Что-то должно сидеть в самом человеке, заставляя его перенаправлять свои черты характера в сторону нормы. Это рефлексия, самоанализ или... совесть. Способность оценивать свои поступки. Что такое хорошо, а что такое плохо? Добро и зло. Одним из институтов совести является религия. Посмотрите, как церковь сопоставляет грехи с известными психопатическими чертами. Шизоидной психопатии соответствует страсть гордости (гордыня обуяла). Истерической — страсть тщеславия. Эпилептоидной — страсть гнева. Психастенической — страсть печали. Гтотимии (депрессии) — страсть уныния. Гипертимии (мании) — страсть чревоугодия. Паранойяльной (сутяжничество) — страсть стяжательства (корыстолюбия). Неустойчивой — страсть блуда. А вот как трактуется сама страсть”: «Чуждые для естества нашего — вредные страсти — становятся через привычку как бы нашей природой.... Духом надлежит изгнать из нас это чуждое...» (св. Макарий Великий). «Страсть — это порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (епископ Варнава). Побеждаем страсти свои — не даем развиться своей психике в нежелательном направлении. Если бы все было так просто, то мы не восторгались бы житием святых, а сами бы жили, как они. Увы! Реалии нынешней жизни таковы, что размываются понятия добра и зла.
В голливудских фильмах «добрый» герой крошит черепа злым и плохим. В одном фильме я как-то подсчитал, что после действий «доброго» героя потребовалось бы свыше сотни похорон. Снять бы такое продолжение фильма: траурные процессии с матерями, женами и детьми... Веселое получилось бы кино! И все же мораль, культура, нравственность, как и религия, — пока еще справляются с функцией сдерживающего обруча, не дают нам выпадать из пограничного круга, а человечеству опускаться до хаоса. Наука, в том числе и психиатрическая, по большому счету тоже выполняет лишь роль сдерживающего обруча. Не более того. Поэтому избежим давать советы типа «давайте себя перевоспитывать», а продолжим углублять наши знания в поисках нормы психики. В поисках нормы. Размышления психиатра
Автор — психиатр с многолетним стажем, приглашает читателя присоединиться к нему в поисках психической нормы. В книге описаны основные психические заболевания, пограничные состояния, приведено множество ярких примеров из жизни. Читатель получит возможность поразмышлять о собственных индивидуальных особенностях и о том, что может считаться нормой и насколько относительно это понятие. Книга написана простым языком, с юмором и самоиронией, проиллюстрирована замечательным художником С. Пшизовым. Все это делает чтение интересным и увлекательным, несмотря на серьезность обсуждаемых проблем.
|
|
||||||||||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |