Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Румянцев Павел Робертович

Румянцев
Павел Робертович

В поисках нормы. Размышления психиатра

Содержание:

Вступление

Фрагмент книги «В поисках нормы. Размышления психиатра», Румянцев П. Р.; Художник С. Н. Пшизов; М.: Генезис, 2014 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Психопатии

Психопатии — это аномалии характера. Можно считать их за гранью, можно и на грани нормы, в зависимости от состояния на данный момент: компенсированные или декомпенсированные.

Самые распространенные виды психопатий (вновь пойдем по нашему «солнечному кругу», в скобках укажем другие названия):

1. циклоиды (аффективные, гипотимики, гипертимики или экстраверты);
2. эпилептоиды (возбудимые, паранойяльные, застреваемые);
3. шизоиды (аутисты, интроверты);
4. истерики (тщеславные, диссоциативные, эгопаты);
5. неврастеники;
6. астеники и психастеники;
7. неустойчивые (безвольные, апатичные).

Основное свойство психопатий — это выпячивание какой-то одной личностной черты. У нормальной личности все черты характера находятся в гармонии, развиваются равномерно, согласно возрасту. Достигают определенной нормальной величины и останавливаются. Человек вырастает правильным, без каких-либо отклонений характера. Как правильная ромашка, у которой все лепестки одинаковые и ровные.

Только гармоничные личности крайняя редкость и в жизни почти не встречаются. Они даже в литературе не описаны. Не оттого, что скучны и правильны во всем, просто писатели, как и психиатры, тоже их не встречали. Ну не встретить нам в поле идеальную ромашку! А уж в реальной жизни все гораздо сложнее, чем в теоретических описаниях.

Разделить людей на какие-то однозначные типы практически невозможно. Не зря учение о психопатиях постоянно перерабатывается, часто меняются классификации, да и само отношение к психопатиям тоже претерпевает изменения.

У психопата другие черты характера, какие-то недоведенные до ума, что-то выпирает сверх меры, что-то, напротив, недоразвито.

Помню, дежурил в приемном покое, привезли возбужденного верзилу, он у нас мог разворотить всю мебель, и санитары бы не помогли, хотели звать подмогу, но в это время подъехала его жена — хрупкая маленькая женщина. Заговорила с ним, тот сразу обмяк, стал плакать, как дитя, во всем слушался жену. Куда делась вся агрессивность!

Подобное недоразвитие одного и перебор в развитии другого формируют дисгармоническую личность.

Классические проявления психопатии:

1. Тотальность — охватывает всю личность, то есть такой- то человек имеет такой-то характер. Например, возбудимый всегда и во всем ведет себя как возбудимый. Истерик — как истерик. Неврастеник — как неврастеник.

2. Статичность — характер не меняется (что заложено генами, то и есть). С детства был возбудимый, до старости лет останется возбудимым.

3. Дезадаптация. Не ладят с окружающими, трудны для общества. Часто дают аффективные вспышки или декомпенсации, то есть расстройства поведения, но опять-таки в рамках своего характера. Возбудимый даст агрессию, короче, набьет морду!

«У него тяжелый характер», — говорят в народе о психопатах. У них все преувеличено: чувства, эмоции, реакции, дела, поступки. Однако именно это позволяет им принимать нестандартные решения и совершать неожиданные поступки.

Психопаты, как правило, очень талантливы. Ум, интеллект у них не страдают. В результате много психопатических личностей находится на вершинах общества, во власти, бизнесе. Так как они постоянно находятся на виду, то вынуждены сдерживаться, а сдерживаться тяжело — характер не дает.

Они вынуждены «выпускать пар» или дома на своих близких, или на работе на подчиненных. Потом они искренне раскаиваются в своем поведении, просят прощения, сами не рады тому, что натворили. Затем все повторяется снова.

Психопаты становятся трудны и для общества, и для себя. Нестандартные, умные люди таким образом вынуждены расплачиваться за свой талант. Не бывает в природе «бесплатного сыра».

Психопатов с сильными волевыми качествами, со способностью перебарывать собственные недостатки — крайне мало. Чаще мы имеем дело с банальными психопатическими личностями, которые ничем, кроме дурного характера, себя не проявляют. Увы!

Возбудимые со своей необузданностью попадают в тюрьму, там их психопатия только утяжеляется.

Истерики закатывают истерики, демонстративные суициды (встречал мальчиков и девочек, на предплечьях которых живого места не было от старых и свежих самопорезов. Чуть что — сразу за бритву или нож!). Постоянно шантажируют: «Не простишь — выброшусь с девятого этажа!»

Лгут, просят прощения, снова лгут. Никого не любят, кроме себя. Никаких глубоких привязанностей. Все поверхностно и напоказ.

Не забыть: жена привела ко мне на прием мужа-истерика. Тот рыдал у нее на груди. Угрожал покончить с собой.

- Что случилось?

- Представляете, доктор, какая она сволочь! Бросила моего, ушла к другому! Да как она посмела променять его, моего золотого, ненаглядного, талантливого, на кого-то! Оказалось, что мужа бросила любовница, а жена его утешала и возмущалась... Это надо было видеть!

Не зря про супругов говорят: муж и жена — одна сатана. Доктор был нужен им просто как зритель «их драмы».

Неустойчивые становятся «людьми среды», а среда обитания сейчас неблагополучная, хотя во все времена среда неблагополучная, особенно для неустойчивых личностей. Они прямо ищут все дурное и следуют всему дурному.

Астеники устают, психастеники не решаются. Шизоиды все больше замыкаются. Циклотимики то веселятся, то грустят. И никто не сходит с ума, не заболевает, потому что психопатии относятся к малой психиатрии или пограничным состояниям и действительно находятся на грани: не больной, но и не здоров. Вот от этой границы можно и продолжить поиски нормы.


По одну сторону от условной границы нас поджидают психические расстройства. По другую — легкие психические отклонения или какие-то особенности психики. И только ближе к норме появляется человек без недостатков.

Как Гоша из кинофильма «Москва слезам не верит». Помните, героиня воскликнула: «А у него нет недостатков!» Да Гоша сам про себя сказал: «Я прямо какой-то идеальный получился!»

По ходу фильма Гоша то дрался, то пил, то теории излагал, но так и остался для многих зрителей (для зрительниц безоговорочно) идеалом мужчины. А ведь чего в этом Гоше только не намешано!


Закрывается в своей лаборатории — что-то придумывает, изобретает. Умный. Свое мировоззрение на семейную жизнь и вообще... Шизоидные черты
Аккуратный (всегда одет с иголочки), педантичный («терпеть не могу грязной обуви»). Борец за справедливость (девочку обидели, Гоша заступился). Диктатор в семейной жизни. Эпилептоидные черты
Себя любит, уважает. Артистичен. Как он красив на пикнике! Истероидные проявления
То гипертимик (все проблемы решает, все по плечу), то депрессивный (уход в запой). Аффективные расстройства настроения

И все же Гоша есть, был и остается идеалом. Потому что не схематически нормален, а живой, такой, как есть, со всеми потрохами. И недостатков у него на самом деле нет, потому что он взял самое хорошее из того, что ему дала природа.

Например, умение анализировать, изобретать, не уходя в дебри шизофренической зауми! Некоторые эпилептоид- ные черты — он великолепный работник, мастер «золотые руки», аккуратен. Диктаторские жилки ассоциируются с положительными качествами настоящего мужика, по которому так истосковались женщины. Себя любит — так это чувство достоинства, самодостаточности. Гоша естественен, в нем нет ни грамма истерической фальши или рисовки. Депрессию лечит водкой, но воля какая! Раз! И прекратил! А на подъеме настроения кажется, что ему все по силам, за ним, как за каменной стеной.

В Гошином портрете все векторы направлены внутрь: стремятся к норме.


А вот в романах Ф.М. Достоевского большинство героев имеют векторы, направленные наружу. Описание перехода между тем, что есть еще норма, а что уже за гранью дозволенного, — гениальное открытие писателя.


Еще более гениальное открытие писателя: вектора- характеры не всегда несутся к болезни (опять несоответствие схемы и жизни!). Как там в физике: стремятся в бесконечность, в неизвестное... Аж дух порой захватывает, куда их (героев Достоевского) выносит!


Но это все-таки особые случаи. Исключения из правил. Как же нам, простым смертным, быть? Как перенаправить свои вектора (черточки характера) внутрь к норме, а не наружу (в болезнь или неизвестность)?

Сейчас скажу глупость! Давайте себя перевоспитывать, мы же теперь умные, знаем особенности своей психики, не позволим нашему характеру разрастаться в нехорошем направлении. Ага! Легко сказать, да трудно сделать.

Не надо обольщаться и переоценивать свои возможности. Наша психика устроена так, что без настоящей причины, настоящего побуждения человек пальцем не шевельнет, чтобы заняться своим перевоспитанием.

Воспитать возможно, перевоспитать нет. Поэтому все надо закладывать в детстве. Если в детстве не заложено, то должна быть веская причина, побуждающая человека к изменению самого себя. «Пока жареный петух не клюнет...» «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится...» С человеком должны происходить какие-то стрессовые события, побуждающие его.

Например, одной зарплатой заставить человека работать трудно, а вот страхом увольнения, тем, что на его место придут другие и другие ждут его ошибки, ждут, когда он сойдет с дистанции... Стимул мощный, но не всегда работающий.

Постоянно держать человека в стрессовом состоянии невозможно. Нельзя и поставить полицейского к каждому, а хочется... Обществу хочется для своего спокойствия и развития.

Что-то должно сидеть в самом человеке, заставляя его перенаправлять свои черты характера в сторону нормы. Это рефлексия, самоанализ или... совесть. Способность оценивать свои поступки. Что такое хорошо, а что такое плохо? Добро и зло.

Одним из институтов совести является религия. Посмотрите, как церковь сопоставляет грехи с известными психопатическими чертами.

Шизоидной психопатии соответствует страсть гордости (гордыня обуяла). Истерической — страсть тщеславия. Эпилептоидной — страсть гнева. Психастенической — страсть печали. Гтотимии (депрессии) — страсть уныния. Гипертимии (мании) — страсть чревоугодия. Паранойяльной (сутяжничество) — страсть стяжательства (корыстолюбия). Неустойчивой — страсть блуда.

А вот как трактуется сама страсть”:

«Чуждые для естества нашего — вредные страсти — становятся через привычку как бы нашей природой.... Духом надлежит изгнать из нас это чуждое...» (св. Макарий Великий).

«Страсть — это порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (епископ Варнава).

Побеждаем страсти свои — не даем развиться своей психике в нежелательном направлении. Если бы все было так просто, то мы не восторгались бы житием святых, а сами бы жили, как они. Увы! Реалии нынешней жизни таковы, что размываются понятия добра и зла.

Сидят на крыше два мальчика: добрый и злой. Плюют сверху на прохожих.
Добрый мальчик попал тридцать раз, а злой всего десять. Вот так добро всегда побеждает зло!


В голливудских фильмах «добрый» герой крошит черепа злым и плохим. В одном фильме я как-то подсчитал, что после действий «доброго» героя потребовалось бы свыше сотни похорон. Снять бы такое продолжение фильма: траурные процессии с матерями, женами и детьми... Веселое получилось бы кино!

И все же мораль, культура, нравственность, как и религия, — пока еще справляются с функцией сдерживающего обруча, не дают нам выпадать из пограничного круга, а человечеству опускаться до хаоса.


Наука, в том числе и психиатрическая, по большому счету тоже выполняет лишь роль сдерживающего обруча. Не более того. Поэтому избежим давать советы типа «давайте себя перевоспитывать», а продолжим углублять наши знания в поисках нормы психики.

Назад

В поисках нормы. Размышления психиатра


Автор — психиатр с многолетним стажем, приглашает читателя присоединиться к нему в поисках психической нормы. В книге описаны основные психические заболевания, пограничные состояния, приведено множество ярких примеров из жизни. Читатель получит возможность поразмышлять о собственных индивидуальных особенностях и о том, что может считаться нормой и насколько относительно это понятие. Книга написана простым языком, с юмором и самоиронией, проиллюстрирована замечательным художником С. Пшизовым. Все это делает чтение интересным и увлекательным, несмотря на серьезность обсуждаемых проблем.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация