|
Настрой на взаимодействиеКогда мы начали обсуждать историю семьи, напряжение возросло. То, о чем сейчас пойдет речь, проясняет многое из сегодняшних взаимоотношений между супругами. Как только мы обратились к этой теме, я стал расспрашивать Папу о его родителях. Карл: (о его отце)... Он умер? Папа: Да. Карл: Когда? Папа: В 1972 году. Карл: Что с ним случилось? Папа: Ему было 89 лет. Старость. Он прожил неплохую жизнь. Карл: Ваш папа тоже был фермером? Папа: Да. Карл: От чего умерла мама? Папа: От воспаления легких в 62 года. Можно было избежать этого, если бы мы узнали, что она больна, немного раньше. Карл: А что папа — женился снова? Папа: Нет. Карл. Есть ли у вас братья или сестры? Папа: Нет. Карл: Вы были единственным ребенком? Тогда неудивительно, что вас избаловали. Мама: Вот именно. Карл: Может быть, здесь и зарыта собака, а?
Мама: Конечно, для его нормального воспитания нужна была бы сестра приблизительно такого же возраста. Его мать Молли поскользнулась, когда шла по молочной ферме, и у нее случился выкидыш на восьмом месяце. Дорис: Ребенок был бы старше или младше него? Мама: Младше. Она бы говорила ему: «Уйди прочь! Не делай того, не делай этого!» Братья и сестры могут говорить друг другу то, что думают. Друзья же часто опасаются быть откровенными. Карл: А по отношению к женам это тоже справедливо? Или вы для него выступаете в роли хорошей сестры? Мама: Может быть, даже слишком хорошей. Карл: Почему бы вам не изменить такой расклад?
Мама: Не знаю, мне трудно. Карл: Да вы простушка... Это для вас естественно? Мама: Что? Что вы сказали? Карл: Можно ли вас назвать прирожденной простушкой?
Мама: Может быть, так и есть. Да, я часто на него сержусь, а он в ответ молча уходит на участок. Я злюсь на него за то, что он не хочет наконец выяснить, что к чему. Он просто уходит!
Карл: Почему бы вам в таком случае не вооружиться луком со стрелами для охоты на него? Дорис: Или взять трактор. Карл: Или ружье, заряженное солью. Когда я был маленьким, мои родители тоже говорили о таких вещах.
* * * Вопрос: Карл, чего вы пытаетесь достичь? Почему вы так скоро назвали Папу избалованным, а Маму простушкой? Чего вы добивались? Ответ Карла: Это не было слишком быстро. Я понял стиль жизни Папы, узнав кое-что о его отце, матери и неродившейся сестре. Я узнал, что он был единственным ребенком в семье, и сказал, что думаю по поводу единственных детей: они обычно женятся на тех, кто их будет баловать, как это было в детстве. Втянув Маму в это обсуждение, я только потом назвал ее простушкой. Поступая так, я построил их систему взаимодействия таким образом, чтобы каждый был жертвой для каждого и каждый доминировал над каждым. В результате получилась интерактивная система. Заметьте, я здесь говорю уже о системах, а не о личностях. Вопрос: Но то, как вы это делаете... Вы словно придумали какую-то идею и навязали ее им. Не опасно ли это? Ведь вы не используете информацию, полученную в ходе беседы. Ответ Карла: На это можно взглянуть по-другому. Полученная от семьи информация может спровоцировать противостояние с вами. Но если вы выдвинули собственную идею, то они могут отмахнуться от нее или принять ее позже. Ответственны за это не они, а вы! Вопрос: Но не рискованно ли так поступать с профессиональной точки зрения? Вызвать огонь на себя, оказаться в центре происходящего… Ведь предполагается, что терапевт прежде всего проводит всестороннюю оценку семьи. Ответ Карла: Я так не думаю. Мне кажется, что проведение оценки связано со склонностью к порнографии. Ее источник в нашей собственной патологии и любопытстве. Думаю, лучшее, что можно было бы здесь сделать, это попытаться сформулировать какое-либо утверждение и затем позволить им решить, верное оно или нет. Такой подход даст им возможность продолжать уважать себя, а не «раздеваться» перед любопытной Варварой. * * * Этот фрагмент указывает на другой важный аспект работы с семьей. Когда я встречаюсь с членами семьи, я абсолютно уверен в том, что они способны бороться и расти. Нет необходимости доказывать это применительно к конкретной семье. Реальная проблема состоит в нашем — моем и их — мужестве. Готовы ли мы идти на риск, сопряженный с плаванием в нейтральных водах? Данная семья вошла в кабинет терапевта с невысказанным предположением о том, что именно Папа представляет собой реальную проблему, что все дело в его неспособности поддержать других. Это воспринимается как нежелание взаимодействовать с другими членами семьи, а не как реальное отсутствие близости между ними. Это и есть настоящая проблема данной семьи. Я хотел бы избавить их от этого заблуждения и дать надежду, рассмотрев принципиально иную точку зрения. В данном примере ситуация с Мамой — оборотная сторона медали. Для того чтобы изменения действительно начались, ее сила должна быть активизирована. Совмещая концепции «избалованного ребенка» и «простушки», можно посмотреть на их взаимоотношения под новым углом — как на умело поставленный танец, в котором они двигаются синхронно. Определяя силу как принадлежащую в равной степени обоим, каждый из них способен инициировать процесс изменений. Но это еще не всё. Не только старая модель взаимоотношений должна быть уничтожена, а взаимозависимость выйти на первый план — это нужно сделать таким образом, чтобы от этого было трудно отказаться. Предлагая Маме фантастический образ «охоты» на Папу с помощью лука и стрел, я хотел придать ей сил, убедить ее в том, что есть возможности, которые она еще может использовать, по крайней мере попытаться. В то же время Папа предупрежден о том, что ему следует быть осмотрительнее. Если Мама начнет воспринимать себя (и свои потребности) более серьезно, он будет вынужден делать то же самое. Метафора о луке и стрелах является отличным способом побудить ее рассматривать себя более серьезно, не рискуя тем, что я буду относиться к ней серьезнее, чем она сама. Тема эмоциональной дистанции между Мамой и Папой продолжала витать в воздухе в течение всей первой сессии. И Мама, несмотря на свои жалобы, кажется, вполне примирилась с таким положением вещей, считая ответственным за это Папу и выдавая себя за жертву его безразличия. Как и ранее. Я стараюсь помочь ей преодолеть линейную логику. Я хотел бы помочь ей увидеть мир, где все взаимосвязано и где влияния обоюдны. Эта тема будет постоянно повторяться, потому что она весьма актуальна в их застоявшихся отношениях. Подобно дилемме о китайских наручниках, для того чтобы выйти из тупика, она должна изменить позицию, которой так упорно придерживалась. Она должна считать себя полноправным партнером в их борьбе. Как и в предыдущем случае, отметьте попытки определить их «танец» как действо, требующее кооперации. Это не «один или другой», а «один и другой». Они совместно сформировали стиль жизни, исключающий близость в браке. Танцы с семьей. Подход, основанный на личном опыте
Как люди становятся семьей? Как перестают ею быть? Как одни члены семьи наносят психологическую травму другим? И что надо делать, чтобы начался процесс исцеления? Жизнь в семье подобна танцу. Невозможно танцевать с партнером, не чувствуя своих и его движений, не умея подстраиваться и вести там, где это необходимо. А что делать, когда участников трое или четверо? Один хочет солировать, но не умеет, а другой пытается быть ведомым, но не знает, за кем пойти. Танец Витакера с семьей — это завораживающее действие, в котором каждый участник находит свое место и свою партию, и общее движение становится целостным.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |