Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Гюнтер Гейстеркамп

Гюнтер Гейстеркамп
(Günter Heisterkamp)

Корпоральная терапия и психоанализ

Содержание:

Обоснование

Статья №6б книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Дополнения


Подспорье

При описании отдельных случаев из практики физиологические аспекты непроизвольных движений, как правило, почти не упоминаются даже в тех обстоятельствах, когда именно психосоматические симптомы привлекают наибольшее внимание.

Иллюстрацией может служить пример, с помощью которого в этой книге Менцос описывает защитный механизм смещения. Убедительность ему придает яркая метафора интерпретации заторможенного непроизвольного движения, которая достигает наибольшей выразительности в образе фобической боязни лака для ногтей. Однако соматические проявления, соответствующие символическим образам «декора» и «чрезмерной лакировки», не принимаются во внимание. Если пациентка всем своим существом боится удушья, можно с высокой степенью вероятности предполагать, что этому душевному переживанию соответствуют соматические формы проявления симптомов удушья, в частности, быстрый ритм дыхания, сокращение продолжительности периода выдоха, задержка воздуха и икота, оцепенение грудных мышц и т. д.

Игнорирование материальных проявлений непроизвольных движений нередко сопровождается переоценкой значения душевных проявлений (в субъективном смысле) и соразмерной этому недооценкой соматических проявлений (в объективном смысле) (Ware, 1984). В связи с тем, что соматические способы выражения можно считать праформой любого непроизвольного движения, терапевт и пациент приближаются, благодаря наблюдению за ними, к фундаментальным формам понимания.

Таким образом, вышеупомянутая пациентка, страдающая от фобической боязни удушья, может получить живейшее представление о своих экзистенциальных способах выражения в тот момент, когда икота заставляет вздрагивать все ее естество, и на основании этого восприятия убедиться в том, что данное самопроизвольное подавление является производным стратегии выживания, которую она выработала в младенчестве.

Углубление

В том случае, если терапевт систематически обращает внимание на соматические проявления непроизвольных движений пациента и собственных непроизвольных движений при контрпереносе и благодаря созданию безопасной обстановки поощряет проявление ранее подавленных, не получивших своего выражения или судорожных моторных импульсов, пациент начинает припоминать значимые ключевые переживания, глубинное психологическое значение которых раскрывается непосредственно в рамках этой сцены (Becker, 1989; Peter, 1989). Аналогичным образом, обращая внимание на свои соматические ощущения, терапевт может значительно расширить свое представление о частоте проявления собственных сопутствующих движений.

Дополнительный способ понимания

Описывая пример из своей практики, Лихтенберг (Lichtenberg, 1987, S. 138) упоминает о некоторых явных экзистенциальных проявлениях (в частности, движениях рта), которые не поддавались интерпретации с применением метода свободных ассоциаций и существовали как бы «по ту сторону» толкования. Я согласен с его предположением о том, что в данном случае речь идет о рудиментах превербального опыта, которые не могли приобрести символическую форму в ходе последующего развития. Корпоральная терапия и кинезитерапия предоставляют все возможности для изучения подобных квази-инкорпоративных «ассоциаций», постижения их значения, выражения их в словесной форме и дальнейшей аналитической переработки.

Терапевт может предложить пациенту закрыть глаза и беззвучно подвигать губами в течение определенного времени. Кроме того, терапевт может предложить пациенту задержать дыхание или вообразить, что он прикладывает к своим шевелящимся губам волейбольный мяч. В этой связи я припоминаю одного пациента, который еще в младенческом возрасте оказался втянутым в конфликт между матерью и дочерью. Всякий раз, когда отношения между его матерью и бабушкой накалялись, у него возникало ощущение удушья, которое сохранилось вплоть до зрелого возраста как выражение отчаяния, поскольку, с одной стороны, он опасался, что мать задушит его, прижимая к своей груди, а с другой стороны, понимал: если мать отнимет его от груди, он сразу попадет в руки своей строгой бабушки.

Грубо разделяя терапевтические вмешательства на две основные категории в соответствии с расчетом на вербальное понимание и воспроизведение отношений с близкими людьми в раннем возрасте, критики рискуют упустить из вида множество символических действий невербального характера, начиная с приблизительных намеков и заканчивая вполне конкретными поступками.

Поддержка

Первые отважные эксперименты Ференци (Ferenczi, 1982) с активной техникой и техникой релаксации, к которым он приступил соответственно в 1919 и 1929 гг. и которые были оценены по достоинству лишь в последнее время, труды Адлера, высказавшего в 1929 году мысль о том, что терапевт «задним числом перенимает материнские функции» (Adler, 1981, S. 89), исследования Балинта, Винникота и Биона, позволившие выработать представление о характерных для терапевта функциях «поддержки» и «сдерживания», практическая деятельность Фюрстенау (Furstenau, 1979, S. 44f.), концепция перенимания роли, сформулированная Сандлером (Sandler, 1976), ревизия понятия «отыгрывание», осуществленная Клювером (Kluwer, 1983), и ревизия понятия переноса, осуществленная Томэ (Thoma, 1984), а также идеи Огдена (Ogden, 1988) и Цвибеля (Zwiebel, 1988), полагающих, что в процессе терапии проективная идентификация становится формой восприятия, поведения и изменения, - все это составляет основу того направления глубинной психологии, сторонники которого считают, что в процессе лечения пациентов с расстройствами, обусловленными детскими переживаниями, терапевт должен временно брать на себя функции развития и эго пациента. Эти функции можно подразделить на восприятие, поддержку, отклик, упорядочивание, подтверждение и заботу. Вместе с тем, именно в лечении пациентов с расстройствами, обусловленными детскими переживаниями, выполнение этих функций сопряжено с особыми усилиями. Подобные пациенты не проявляют ни малейшей склонности к самостоятельному развитию и не воспринимают словесное выражение эмпатии. В этих условиях движения тела зачастую являются единственным показателем, позволяющим судить о рудиментах первичного экзистенциального порыва. Благодаря этому временная поддержка достигает своей цели (Roth, 1986).

Уточнение

Адлер еще в 1908 году указал на то, что нежные отношения в младенчестве служат прототипом последующих отношений, а их деформация влечет за собой психические расстройства, которые сейчас принято классифицировать как ранние расстройства структуры эго. Например, глубокий психологический смысл многих фигур речи раскрывается лишь благодаря переводу на невербальный язык взаимных действий.

Ярким примером тому служат пациенты, старающиеся загипнотизировать терапевта бесконечными тирадами и не воспринимающие словесные толкования. Однако стоит лишь терапевту положить руку на затылок пациента, как тот моментально успокаивается и теряет словоохотливость. Впоследствии пациент нередко связывает это физическое ощущение со страхом, который вызывает у него состояние одиночества, несмотря на то, что в рамках данного процесса не происходит непосредственное оживление подобных переживаний. Вопреки распространенным опасениям, телесный контакт становится наиболее эффективным способом уточнения и выяснения при лечении женщин, чувство уверенности которых напрямую связано с эротизацией отношений (Heisterkamp, 1991a; Moser, 1989b; 1990).

Оживление

В заключительном параграфе речь пойдет о психической гигиене аналитика. Что чувствует аналитик, который на протяжении многих сеансов, в аскетической атмосфере терапии, занимается лечением пациентов, все существо которых с самого детства парализовано страхом, вызывающим лишь желание защищаться? В том случае, если аналитик позволяет лишь в минимальной степени вовлечь себя в активные отношения с пациентом, он охладевает к своей собственной работе (Moser, 1987). По единодушному мнению всех известных мне аналитиков, использующих методы корпоральной терапии, такая работа доставляет им более глубокое удовлетворение. Дружеское соучастие в процессе возрождения личности пациента является той движущей силой психотерапии, которой до сих пор повсеместно пренебрегают (Heisterkamp, 1990).

Назад Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация