|
Исторический очерк: принципиальные теоретические различияС точки зрения поведенческой терапии психические расстройства возникают как следствие «неверно усвоенной манеры поведения», которую можно «усвоить заново» или исправить благодаря знанию законов научения, открытых в ходе исследований бихевиористской ориентации. Целью терапии является изменение симптоматичного поведения без «отклонений» в сторону ауторефлексии и преображения общей структуры личности. Отсчет истории поведенческой терапии, по существу, можно начинать с момента возникновения бихевиоризма. Вместе с тем момент зарождения поведенческой терапии принято датировать концом пятидесятых годов, когда появились первые специфические терапевтические методы. Однако вне зависимости от датировки поведенческая терапия или бихевиористская теория вынуждена была существовать в условиях постоянной жесткой конкуренции с психоанализом. Иной раз выражением этой конкуренции становились попытки раз и навсегда отделиться от неприятного соседа. В последние годы отношения между поведенческой терапией и психоанализом стали более объективными, и грубые обвинения в «ненаучности и шарлатанстве» психоанализа или «поверхностном симптоматическом целительстве» поведенческой терапии уступили место детальным и конструктивным размышлениям. Аналогичные противоречия между психоаналитиками и бихевиористами в Соединенных Штатах отмечались еще в двадцатые годы, хотя тогда никто не пытался отрицать влияние психоанализа на сторонников поведенческой терапии. На протяжении долгого времени бихевиористы (Dollard & Miller, 1950) надеялись преодолеть пресловутую «ненаучность» психоанализа (с позитивистской точки зрения) благодаря своеобразному «переводу» психоаналитической терминологии на язык теории научения. Однако в научном отношении эти попытки оказались малопродуктивными не только для психоанализа. Впервые безапелляционный тон в дискуссии между психоанализом и поведенческой терапией прозвучал в 1952 году с появлением работ Айзенка (Eysenck, 1952), заявившего, что психоаналитическая терапия на тот момент ни разу не оправдала возложенных на нее ожиданий за исключением тех случаев, которые можно было включить в разряд самопроизвольных выздоровлений. Айзенк считал это обстоятельство вполне объяснимым, поскольку психоаналитические концепции, по его мнению, представляли собой плод воображения и не имели никакого отношения к процессу научения и поведения людей, которые являются объектом экспериментального исследования научной психологии. Впоследствии он попытался с помощью статистики доказать, что лишь методы поведенческой терапии позволяют добиваться крайне высоких процентных показателей успешного лечения (80-95%) и гарантируют от рецидивов. Эти данные были опровергнуты в ходе повторной проверки, проведенной Бергином и Ламбертом (Bergin & Lambert, 1970). Создается впечатление, что Айзенк сознательно шел на подлог, мечтая о «триумфальном шествии» поведенческой терапии. Разумеется, соответствующая реакция со стороны психоаналитиков не заставила себя долго ждать, хотя нельзя сказать, что психоаналитики стремились к этому конфликту. Впрочем, это нашло отражение скорее в докладах и неформальных дебатах на конгрессах, чем в официальных заявлениях (Schorr, 1984). При этом на первый план выдвигались обвинения в поверхностном симптоматическом целительстве, бездушном применении принципов обусловливания и т. д. Ключевые понятия психоанализа
Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |