|
Перспективы сотрудничества психоаналитической культурологии и клинического психоанализаПо степени разрушительности постоянный обмен критическими выпадами между «теоретиками психоаналитической культурологии» и психоаналитиками-клиницистами вполне сопоставим с расколом между психоаналитическими обществами. Между тем как одни психоаналитики упрекают других в том, что те преувеличивают значение терапевтических и медицинских аспектов психоанализа, игнорируя гораздо более важное начинание Фрейда, а именно создание психоаналитической культурологии, обвиняемые дают понять, что социологические проблемы представляются им слишком абстрактными, а их изучение — бесплодным с точки зрения клинической практики. Когда социологи психоаналитической ориентации заявляют, что их коллеги должны занять активную политическую позицию «по ту сторону кушетки», то на слух клиницистов, это требование должно звучать не менее заносчиво, чем обвинение в тщеславии, выдвигаемое клиницистами против социологов, которые предпочитают кушетке кресло в телевизионной студии. Упрекая клиницистов в чрезмерном увлечении терапевтическими аспектами психоанализа, социологи упускают из вида то обстоятельство, что сторонние наблюдатели зачастую не представляют себе, сколько времени затрачивает психоаналитик, серьезно относящийся к своей терапевтической деятельности, для того чтобы найти удовлетворительное решение разнообразных проблем каждого пациента. Но и выставляя обществоведов психоаналитической ориентации в виде болтунов, изрекающих социологическую абракадабру, многие не отдают себе отчет в том, что эти концепции могли бы стать более реалистичными, если бы заинтересованные практики дополнили их наглядными примерами, почерпнутыми из клинической практики. В этом смысле известные этнопсихоаналитики являют пример счастливого исключения, однако их работы можно пересчитать по пальцам. Было бы куда целесообразнее отказаться от этой позиционной войны, прекратить взаимные обвинения в тех или иных предпочтениях, продиктованные завистью и духом соперничества, и приступить к сотрудничеству, сохранив разделение труда. Кроме того, закономерно возникает вопрос: не следует ли в ходе обучения будущих психоаналитиков отводить для изучения психоаналитической культурологии больше времени, чем принято в настоящее время в большинстве институтов, невзирая на то, что среди учащихся преобладает, как правило, стремление стать хорошими клиницистами, — не в последнюю очередь для того, чтобы после многолетнего и дорогостоящего обучения приобрести высокооплачиваемую профессию. В настоящее время психоаналитику, специализирующемуся на исследовании социологических и политических проблем, безусловно, необходим больший объем специальных знаний, чем в начале этого столетия. Тем не менее увеличение числа психоаналитиков, принимающих участие в исследовании культурных и общественных проблем, можно только приветствовать. Благодаря этому многие темы приобрели новое звучание, например: идентичность немцев и выбранный ими способ преодоления прошлого в условиях объединения Германии, возрождение народных идеалов, национальные предрассудки и ненависть к иностранцам и эмигрантам. Однако поводом для исследования психологических предпосылок того или иного явления могут послужить и темы, выходящие за пределы немецкой специфики и затрагивающие вопросы, связанные с изменением общественных представлений в условиях стремительного развития промышленности и ухудшения экологической обстановки или с отношением к странам третьего мира. По существу, речь идет о вопросах выживания в мире, которому грозят перенаселение, энергетический кризис и изменение климата. Ключевые понятия психоанализа
Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |