Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Фергус О’Коннел

Фергус О’Коннел
(Fergus O’Connell)

Делай меньше.
Как избавиться от желания все успеть

Содержание:

Слишком перегружены? Наверняка так оно и есть

Фрагмент книги «Делай меньше. Как избавиться от желания все успеть», Фергус О’Коннел; пер. с англ. Александры Кардаш. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Проблема действительно серьезная

Знаете, что такое «кароши»?

30 ноября 2007 года окружной суд японского города Нагоя принял иск от Хироко Ючино против компании Toyota. Хироко заявила, что ее муж Кеничи — сотрудник Toyota в третьем поколении, который умер в 2002 году в возрасте 30 лет, — стал жертвой кароши. Он скончался на рабочем месте, и произошло это в 4 часа утра. В последние полгода он ежемесячно работал на 80 часов больше нормы. За неделю до смерти Кеничи сказал жене: «Я чувствую себя счастливым, только когда могу выспаться».

Ючино работал менеджером в отделе контроля качества, и в то время, когда не был занят непосредственно на производстве, он обучал рабочих, присутствовал на собраниях и писал отчеты. Почти вся эта деятельность считалась в компании Toyota неоплачиваемой. Подобным образом относилось к такой работе и Инспекционное управление по нормам условий труда Toyota, подразделение Министерства труда. Суд же постановил, что эти сверхурочные часы были неотъемлемой частью работы Кеничи Ючино, и обязал выплатить компенсацию и страховку вдове. 14 декабря правительство приняло решение не опротестовывать это постановление.

С японского «кароши» дословно переводится как «смерть от переработки». Основные медицинские причины кароши — инфаркт или инсульт на фоне стресса. Первый случай кароши был зафиксирован в 1969 году, когда от инфаркта умер 29-летний сотрудник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании. Вплоть до конца 1980-х годов об этом не говорили, пока средства массовой информации не забили тревогу по поводу внезапных смертей нескольких менеджеров высшего звена, людей в полном расцвете сил и внешне совершенно здоровых. Впоследствии это новое явление назвали «кароши» и увидели в нем новую серьезную угрозу для людей работоспособного возраста.

Подобное отношение к сверхурочной работе характерно не только для Японии. Среднестатистическому американцу, работающему полный день, положено в среднем 14 дней отпуска в год, но большинство используют только 12 дней. Согласно исследованию, проведенному американским центром Center For Work-Life Policy, более 53 процентов сотрудников регулярно жертвуют отпуском ради работы. Почти половина работающих американцев используют менее 10 дней отпуска, а около 25 процентов и вовсе в отпуск не ходят.

Мы можем с большой долей уверенности предположить, что эти же сотрудники работают и в выходные — берут работу домой, проверяют электронную почту, отвечают на звонки, связанные с их профессиональной деятельностью. Согласно последнему исследованию American Time Use Survey, американцы проводят на работе по 7,99 часа в день — по сравнению с 7,82 часа, которые они проводили в 2010 году. «Ну и что в этом плохого?» — удивитесь вы. А вот что: эти 7,99 часа приходятся на каждый день недели. То есть получается, что такого понятия, как 5-дневная рабочая неделя, больше не существует.

Мы склонны считать Соединенные Штаты нацией, сосредоточенной на работе, следовательно, сверхурочная работа — это что-то вроде национальной традиции. Среднестатистический американец работает 1695 часов в год. Но на самом деле такое количество рабочих часов ставит Штаты всего лишь на 19-е место в мировом рейтинге. Топ-10 выглядит следующим образом:

Рейтинг Страна Количество рабочих часов в год
1 Южная Корея 2193
2 Чили 2068
3 Греция 2017
4 Российская Федерация 1973
5 Венгрия 1956
6 Польша 1939
7 Израиль 1929
8 Эстония 1880
9 Турция 1877
10 Мексика 1866

Эти цифры показывают, что все идет к тому, что в будущем люди будут проводить за работой еще больше времени. И мы подтверждаем эту тенденцию собственным опытом: мы заняты так плотно, как никогда не были заняты наши родители.

И в большинстве случаев повышенную нагрузку мы берем на себя отнюдь не по собственному желанию. Мы перегружаем себя сверх меры из-за постоянного страха перед сокращениями и увольнениями, именуемыми «оптимизацией численности персонала», перед аутсорсингом и перенесением производственных процессов за границу. Все наше существование крутится вокруг работы, и мы теряем понимание того, что такое жизнь на самом деле, что действительно для нас важнее всего.

Об этом редко говорится, и потому стоит все-таки сказать: зачастую время, что мы проводим за работой, тратится абсолютно зря, впустую. Руководители и сотрудники, которые ставят знак равенства между присутствием на работе и продуктивностью, — глупцы. Мысль о том, что люди могут работать долгими часами на протяжении длительного времени и при этом сохранять продуктивность, смехотворна. И если мы удосужимся поразмышлять об этом, мы поймем, почему так происходит.

Прежде всего важно отличать бесконечный и бессмысленный рабочий процесс от решимости, которая необходима, чтобы справиться с важной проблемой.

Операция Chastise

Прекрасный пример такой решимости, результатом которой стало блестящее выполнение задачи, — известная операция по уничтожению плотин во время Второй мировой войны.

В начале 1943 года — после поражения немцев под Сталинградом — британский ученый и изобретатель Барнс Уоллес высказал мысль: если разрушить дамбы на немецких водохранилищах, то затопление Рурской долины приведет к подрыву промышленного потенциала Германии.

Задача заключалась в разработке сверхтяжелой глубинной бомбы и доставке ее как можно ближе к плотине.

Уоллес вспомнил о плоских камешках — «лягушках», которые мальчишки пускали по гладким водным поверхностям, и выдвинул идею «прыгающей» бомбы. Его эксперименты и подсчеты показали, что, если сбросить бомбу с высоты 18 метров, она будет прыгать по поверхности озера перед плотиной, ударится о ее стену и затем, перед тем как взорваться, уйдет на глубину в непосредственной близости от плотины. Но следовало сначала разработать и протестировать такую бомбу, а также подготовить пилотов Королевских ВВС, способных доставить бомбы в точном соответствии с указаниями Уоллеса.

Бомбу изготовили всего за 10 недель. Затем специально обученный экипаж 617-й эскадрильи среди ночи выполнил бреющий полет над вражеской территорией. Летчики нашли цели, сбросили бомбы и взорвали две из трех плотин, что привело к огромным разрушениям.

Люди способны добиваться колоссальных результатов, когда им приходится решать конкретные проблемы в сжатых временных рамках. Но здесь мы говорим о другом.

Мы ведем речь о том, что происходило с Кеничи Ючино: о долгих часах работы изо дня в день, неделю за неделей… И даже без четкой цели. Почему это приводит к низкой эффективности? Почему результаты несопоставимы с усилиями?

Руководители и сотрудники, которые ставят знак равенства между присутствием на работе и продуктивностью, — глупцы.

Представьте себе следующую ситуацию. Рано утром вы приходите на работу, на которой вчера засиделись допоздна. То есть вы вернулись туда, где были всего несколько часов назад. И подобное происходит не в первый раз. Так тянется уже какое-то время: вы регулярно подолгу работаете. Скорее всего, перекусываете бутербродом на рабочем месте, да и вечером не до нормальной еды — сил хватает только на то, чтобы забросить в микроволновую печь полуфабрикат. На спорт времени нет. На общение с теми, кто вам дорог, времени тоже не остается. И по выходным вам не до отдыха — вы работаете.

«Такова жизнь», — вздыхаете вы.

Как вы проводите свой типичный рабочий день? Вы знаете, что вам предстоит проработать 12–15 часов, поэтому вам кажется, что у вас впереди уйма времени.

Для начала вы спокойно выпьете кофе. Потом кто-нибудь забежит к вам, и вы с радостью пообщаетесь с этим человеком, ведь у вас впереди целый день! Вечером, так и не начав заниматься чем-то понастоящему важным, вы скажете себе: «Начну завтра, на свежую голову», — и приметесь возиться с электронной почтой.

Никакой эффективности!

А теперь представьте иную ситуацию — вам предстоит проработать около восьми часов. И в семь вечера у вас встреча всей вашей жизни.

Как вы проведете время на этот раз? Вы спланируете свой день. Вы составите список дел, которые нужно обязательно завершить, чтобы уйти пораньше. Возможно, в своем плане вы учтете даже какието непредвиденные обстоятельства: ведь вам предстоит уйти часа в четыре, и никак не позже пяти. И даже если кто-нибудь застанет вас врасплох и попросит что-то сделать, у вас все равно будет на это время. Вы будете достаточно суровы с теми, кто попытается впустую тратить ваше время, — ведь вам, чтобы не опоздать на встречу, придется придерживаться своего плана.

А как насчет производительности? Она бьет все рекорды. Подобные дни невероятно продуктивны.

Какой из этих дней вы бы предпочли?

Бесконечно долгий рабочий день Нормальный рабочий день
Впереди столько времени: «Если я не сделаю этого сегодня, у меня всегда есть завтра» Должен выполнить определенные задачи сегодня
Нет жизни вне работы Жизнь вне работы
Зачастую нет четкой цели, кроме плана работать много часов Есть очень четкая цель и план достижения этой цели
Нет разграничений между важными и незначительными делами: «Рано или поздно я все сделаю» Сосредоточение на важных задачах
Постоянная трата времени впустую Впустую время практически не тратится
Физически нездоров Физически здоров
Ощущение, что завален делами Ощущение постоянного и последовательного движения к цели
Потенциально сильный стресс Низкий уровень стресса

Том Демарко в своей книге Deadline рассуждает о влиянии давления со стороны руководства на сотрудников, а также долгих часов работы на продуктивность. Вот что он говорит:

«Эффект давления сверху

- Люди не станут быстрее соображать оттого, что руководство начнет давить на них.

- Чем больше сверхурочной работы, тем ниже производительность.

- Немного давления и сверхурочной работы помогут сконцентрироваться на проблеме, понять и почувствовать ее важность, но длительное давление всегда дает отрицательный результат.

- Возможно, руководство так любит прессинговать, потому что просто не знает, как иначе повлиять на ситуацию, или же потому, что альтернативные решения кажутся ему слишком сложными.

- Ужасная догадка: давление и сверхурочная работа позволяют лишь сохранить хорошую мину при плохой игре. Ни больше ни меньше» .

Вероятно, самая неутешительная сторона переработки заключается в том, что по большей части — это бессмысленная потеря времени. И чего ради вы соглашаетесь на такую работу?

Но тайм-менеджмент поможет все наладить.

Делайте меньше: отказывайтесь от некоторой работы

Если проблема заключается в том, что сделать нужно слишком много, а времени для этого не хватает, тогда очевидно, что каждый раз, соглашаясь на новое дело, вы еще больше усугубляете проблему. Что если вам не браться за что-то еще? Другими словами, вас попросили сделать что-то — вы отказались.

Итак, первое задание. Когда вам в следующий раз предложат сделать что-то еще — откажитесь. Неважно, что это будет — что-то грандиозное или незначительное, обычное или чрезвычайно интересное. Ваша задача — выбрать что-то, от чего вы отказываетесь.

Как это сделать? В идеале, вы сами должны придумать. Это нетрудно. Однако если задача покажется вам сложной, более подробно о методах отказа вы сможете прочесть в главе.

Назад

Делай меньше. Как избавиться от желания все успеть


Из этой книги вы не узнаете, как стать максимально продуктивным. И ответ на вопрос «как успеть сделать все дела за небольшой период времени» она также не дает. Автор издания уверен — вы должны делать меньше! Время осознать: вы никогда не сможете успеть всё. Вместо попыток решить все задачи из бесконечного списка попробуйте другой подход — сосредоточьтесь только на главном. Это позволит высвободить время и силы на общение с семьей и хобби, а также на заботу о своем здоровье. Благодаря простым правилам планирования и отказа от ненужных дел, описанным в этой книге, вы избавитесь от бесконечного круговорота рутины, сможете находить более глубокие и креативные решения рабочих и личных проблем, изыскивать новые возможности и — в конечном счете — станете счастливее. Эта книга для тех, кому не хватает самого драгоценного ресурса — времени; кто твердо намерен установить баланс между работой и личной жизнью.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация