|
Методы предотвращения моббингаМногие программы и мероприятия по предотвращению моббинга направлены исключительно на проблему как таковую. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против моббинга (Smith, Pepler, Rigby, 2004). Внешне все логично, но слишком упрощенно. Сами мероприятия могут быть правильными и проводиться как надо, но их успешности может помешать отсутствие необходимых предпосылок. Проблемы возникают, когда учитель или взрослые, которые занимаются антимоббинговой программой, не пользуются доверием со стороны учащихся. Это веское основание для того, чтобы рекомендовать профилактическую программу, состоящую из двух этапов. Первый этап — организация эффективного классного руководства, которое само по себе предотвращает моббинг. Взрослые, которые проводят мероприятия, должны пользоваться авторитетом среди учащихся. Второй этап — осуществление мероприятий, направленных непосредственно против моббинга. Эти меры принимаются лишь после реализации первого этапа. Они представляют собой когнитивные и социальные тренинговые программы. Это емкое комплексное направление, опирающееся на когнитивную и социальную психологию. Теории и методы находят применение в индивидуальной, групповой терапии, полутерапевтических мероприятиях в исправительных и других учреждениях, включая школы. Из использующихся в Норвегии программ для примера можно назвать «Steg for steg», «Lions Quest» и «Kreps». Ядром когнитивной теории и терапии является постулат о том, что мысль управляет действием. Тип мышления влияет на интерпретации. Одна из важнейших интерпретаций — понимание мотивов, которыми руководствуются другие, совершая в отношении нас какие-либо действия. Например, некоторые люди склонны думать, что мотивы других сплошь негативны. В результате такой человек легко начинает сердиться. Тип мышления также влияет и на интерпретацию чего-либо как правильного или неправильного, в нем заложены нравственные ориентиры и ценности. Все эти факторы формируют определенное поведение, которое может быть неприятно окружающим. Когнитивный тренинг направлен на работу с интерпретациями мотивов, нравственными ориентирами и т.п. Проработка может быть общей либо касаться определенных вопросов, например, проблем злоупотребления наркотическими средствами или моббинга. Социальный тренинг в большей степени ориентирован на само поведение. Предполагается, что основной источник проблем заключается в недостаточном владении навыками общения. Хорошо известный пример — ситуация, когда человек, общаясь с другими, своим поведением отталкивает их от себя, или же, не найдя нужных слов, прибегает к насилию. Программа может быть ориентирована как на базовые компетенции, так и на отдельные навыки. Обычно человек наблюдает за моделями, то есть за теми людьми, которые овладели навыком, тренируется сам, а также анализирует полученный опыт. Социальные тренинговые программы содержат компонент, способствующий формированию норм. В процессе взаимодействия членов группы, которая создается на время работы, формируются правила и нормы, полезные для каждого участника и после окончания тренинга. Если мероприятия предназначены для постоянной группы, в том числе класса, то их цель заключается в том, чтобы члены группы сохраняли обязательства друг перед другом и в дальнейшем. Нормы и правила могут быть общими или относиться к конкретной проблеме. Антимоббинговые профилактические программы включают в себя следующие важные формы работы. Работа с литературой Для профилактики моббинга можно использовать литературные произведения, в которых затрагиваются проблемы травли или сопряженные проблемы. В процессе чтения у учеников возникает сопереживание и понимание. Для каждой возрастной группы школьников можно подобрать подходящую литературу, читая которую, они смогут идентифицировать себя с героями, испытывающими страдания. Что произошло бы с мальчиком, ставшим водителем такси, если бы его класс в свое время работал с таким текстом? Может быть, это открыло бы ему глаза на то, какие мысли и чувства обуревают его одноклассника — жертву моббинга, когда его изо дня в день запихивают в мусорный контейнер. Возможно, он также понял бы, почему его одноклассник все время боится, что что-то произойдет. Учитель мог бы дать классу прочесть или прочел бы вслух сам книгу или рассказ о моббинге, о тех кошмарах и страхах, которые преследуют жертву моббинга, или же текст, косвенно затрагивающий эту тему. В литературе, посвященной этой проблеме, часто присутствуют персонажи, которые, несмотря на грозящую им опасность, восстанавливают порядок. Такой персонаж становится другом того, кому плохо, и вместе они противостоят несправедливости. Это призыв к детям и подросткам. По сути, такое использование литературы является частью когнитивного тренинга. Текст настраивает, будит сопереживание и эмпатию, помогает формировать нравственные ориентиры и ценности. Тексты могут предлагать модели действий, и этим они походят на социальный тренинг. Просмотр фильмов Зимой 1983 года, когда планировалась первая национальная акция против моббинга, мы решили снять фильм о моббинге. Он называется «Моббинг. Эпизоды из детских будней». В первой части показано, как мальчика лет двенадцати травят другие мальчишки. Здесь все предельно ясно, используемые средства очевидны и характерны именно для мальчиков. Во второй части демонстрируются более тонкие формы моббинга. Мы видим девочку-старшеклассницу и наблюдаем, какие средства идут в ход против нее. В конце фильма сделан комментарий, который освещает основные аспекты происходящего на экране. Весной 1983 года объявили о проведении акции, и телеканал NRK показал в передаче «Ежедневное обозрение» отрывок из фильма. Это был момент, когда мальчик мчится на велосипеде, преследователи гонятся за ним и настигают. Моббинг может быть и таким, но, как правило, он лишен зрелищности. Когда я смотрел фильм вместе с учащимися, мне показалось, что впечатление, произведенное на них сценами с не столь выраженным драматическим эффектом было по меньшей мере таким же сильным. Очень многие учителя смотрели фильм с классом и, обсуждая с учениками тему моббинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Учителя зачастую замечали, что ученики узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы моббинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения. «Моббинг. Эпизоды из детских будней» — хороший фильм, который не утратил свою актуальность и сегодня, хотя, к сожалению, несколько устарел по второстепенным критериям. За эти годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о моббинге. Впрочем, можно использовать и обычные игровые фильмы, если речь в них идет о моббинге или сопряженных темах. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями. Постановки Во время своей поездки в Дублин я присутствовал на спектакле о моббинге театральной труппы «Sticks and Stones». Труппа состояла из совсем молодых актеров. Они хорошо играли и использовали многие средства, которые были показаны в норвежском фильме 1983 года. Спектакль производит сильный эффект, благодаря тому что актеры находятся в той же комнате, что и зрители. По окончании спектакля актеры обращаются непосредственно к ученикам. Это оказывает сильное воздействие. Ирландские школы успешно сотрудничают с этой труппой. Тем не менее необходимо позаботиться о том, чтобы такое воздействие извне оставалось стойким. Бывает, что учащиеся неправильно воспринимают ситуацию, считая, что школа — лишь формальный организатор посещения труппой школы. «Sticks and Stones» способны открыть ученикам глаза на многое, пробудить в них чувства и быть прекрасными ролевыми моделями в течение 30 минут после спектакля. Но затем они уйдут, и ученики их больше не увидят. В долгосрочной перспективе решающую роль играют директор, учителя и другие сотрудники школы, которые обязаны сами соблюдать нормы и вести диалог с учащимися. Школа или класс могут самостоятельно поставить спектакль о моббинге. За основу можно взять текст, который будет написан профессионалом, привлеченным школой. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется школа. Актеры и сами могут многому научиться, а в дальнейшем стать хорошими ролевыми моделями для остальных. Сотрудники школы способствуют закреплению принципов, помогая ученикам подготовить и провести спектакль. Сценарий также можно написать самостоятельно. Если это делается в классе, то учитель вместе с учениками должен разобраться в материале, найти подходящие примеры, повышая тем самым уровень осознанности. Учитель также способствует выбору определенных учащихся на ту или иную роль. Под руководством учителей можно поставить такой спектакль и в школьном драмкружке. Спектакль можно показать классу, всем ученикам, учителям, родителям. Директор может выступить перед началом спектакля или после него. Ролевые игры Сущность ролевых игр — импровизация. Тема может быть свободной или заданной. Иногда импровизация настолько удачна, что заслуживает театральной сцены. Нашим задачам отвечают ролевые игры, ограниченные рамками класса или другой внутришкольной группы. Основная цель заключается в том, чтобы ученики на себе почувствовали, что такое моббинг, для этого актеры должны вживаться в роль. Те, кто играет преследователей, могут испытать большую агрессию, чем та, которую они могли бы испытать, придерживаясь заранее написанного сценария, и это поучительно. У них также есть возможность лучше осознать те стратегии, которые спонтанно выбираются во время игры. Если ролевая игра действует, жертва наверняка будет сильнее угнетена давлением преследователей, чем при сценарной постановке. Ученик, играющий жертву тоже многое почерпнет из такого опыта. Учитель может выбирать актеров и повторять игру, меняя роли учеников. Затем проводится обсуждение со всеми учениками, как принимавшими участие в игре, так и наблюдавшими за ней. Директор тоже может присутствовать и участвовать в обсуждении. Сочинение Процесс самостоятельного создания сценария способствует осознанию. Того же результата можно добиться и в ходе учебной деятельности. Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о моббинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями). Кто-то извлечет из этого больше, кто-то — меньше. Одним требуется говорить, другие сильнее чувствуют то, о чем пишут, — сам процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Выражение мыслей в письменном виде, особенно обращенное к читателю, ко многому обязывает. Читая сочинения, учитель может оставлять свои комментарии на полях. Позитивное достаточно просто прокомментировать. Если же речь идет об откровенном признании, то в комментарии следует выразить одобрение и пообещать в ближайшее время побеседовать об этом. Косвенные признания комментировать сложнее. В таком случае можно задать осторожный вопрос, а затем побеседовать с глазу на глаз. Из сочинений учитель получает массу информации. Кто-то написал о чем-то важном, кто-то хорошо раскрыл тему. Не исключено, что среди авторов есть жертва моббинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности. Можно выбрать два-три сочинения, в которых говорится о важных вещах, и с согласия авторов зачитать их классу. Ученик может и сам прочитать свое сочинение. Озвучивание своей точки зрения еще больше обязывает его придерживаться своей позиции. Кроме того, это может повлиять на других учеников. Наибольший эффект достигается, когда вслух зачитываются сочинения нескольких учеников. Тогда они выступают как общность: их объединяют похожие взгляды. А учитель получает отличную возможность выразить свою позицию через комментарии. Классный час Беседы о моббинге можно проводить и вне расписания. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Однако четкий график бесед тоже необходим, так как регулярность обсуждения автоматически гарантирует, что тема не останется без внимания. Можно использовать для бесед время классного часа. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Раз в неделю в ходе обсуждения различных насущных вопросов можно поговорить с классом о моббинге. При необходимости следует более подробно остановиться на этом вопросе. Обычно беседу проводит классный руководитель. Начать можно с вопросов: «Кто-нибудь из вас на этой неделе подвергался издевательствам?», «Кто-нибудь из вас на этой неделе издевался над другими?». Вопрос нужно сформулировать четко, посмотреть на учеников и немного выждать. Можно начать и по-другому, взять инициативу в свои руки и сказать о том, что вам известно о фактах травли, или же отметить что-то позитивное: «Учитель/ученик (имя) рассказал мне, что ты, Эвен, и ты, Арне, помогли младшекласснику, над которым издевались во дворе школы. Это здорово, и вы должны знать, что школа взяла под наблюдение тех, кто над ним издевался». Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее. Комбинирование форм работы. Актуальность мероприятий Литература, фильмы, постановки, ролевые игры, сочинения и беседы способствуют профилактике моббинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Надо ли делать эти мероприятия обязательными, или же их стоит проводить только в те моменты, когда проблема актуальна? Обычно хватает регулярных коротких бесед о моббинге. Но безо всякого на то основания или предварительной подготовки учащихся беседы проводить непросто. Поэтому есть смысл заранее настроить на них. Основанием для беседы может послужить какое-то событие, его актуальность повлияет на обсуждение в классе, оживит его. Актуальность темы можно повысить, использовав один или несколько из вышеперечисленных методов перед проведением беседы. Например, можно посмотреть фильм или написать сочинение, а уже затем проводить беседу. Если подходить основательно, то надо проиллюстрировать тему наглядным примером (с помощью литературного произведения, фильма, постановки и т.п.; это должно быть нечто, что будит мысли и чувства), затем предоставить учащимся возможность изложить свои мысли в сочинении (в этот момент учитель получает дополнительную информацию), зачитать несколько сочинений в классе, и, наконец, провести беседу. Хорошо сочетать основательную проработку темы с короткими еженедельными беседами. Следует также обсудить проблему, если в этом возникает необходимость, обусловленная конкретной ситуацией. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными. Внутришкольные правила Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Можно также задействовать родителей. Тогда весь процесс разработки и выбора правил проводится на родительском собрании с привлечением учащихся. Суть в том, чтобы те, для кого разрабатываются правила, сформулировали их сами и в дальнейшем следовали им. При ориентации на конкретный коллектив правила будут варьировать от класса к классу. Чтобы установить в школе общие правила, результаты голосования класса передают на рассмотрение дальше, например, в школьный комитет по сотрудничеству, в котором есть представители и дирекции, и учителей, учащихся и их родителей, поэтому он вполне подходит для этой цели. Каждая из представленных сторон может заранее провести внутреннее обсуждение предложений на своих собраниях. Например, ученический комитет по результатам голосования в классах отбирает предложения и затем выносит их на обсуждение в комитет по сотрудничеству. Эти способы соответствуют стратегии «снизу вверх». Сами правила при такой подходе могут быть сформулированы не лучшим образом, однако в данном случае ученики вовлечены в процесс и это помогает им взять на себя ответственность. Когда каждый класс самостоятельно разрабатывает для себя правила, то скорее всего, они будут адекватны и будут выполняться. Недостаток заключается в том, что правила разных классов будут различаться. Если принимаются общешкольные правила, выработанные на основе предложений, поступивших из классов или от школьных организаций, то они в меньшей степени будут относиться к тем, кому предназначены. Преимущество такого варианта в том, что в процессе задействован не только класс, но и другие структуры школы, кроме того, для всей школы устанавливаются единые правила. При использовании стратегии «сверху вниз» правила для всей школы определяет директор или комитет по сотрудничеству. На уровне класса правила устанавливает классный руководитель (иногда совместно с представителями учащихся и/или родителей). В первом случае правила для всех одинаковы, во втором — различны. Оба этих варианта сигнализируют о том, что правилам следует подчиняться без дальнейших обсуждений. То есть связанность обязательством вовсе не предполагает необходимости участвовать в процессе обсуждения и принятия решения. В школе должны быть правила, подчиняться которым следует всем, и решение, принимаемое директором или комитетом по сотрудничеству, имеет свои преимущества. Этот процесс не требует больших временных затрат, а способ принятия решения свидетельствует о том, что есть вещи, которые не должны быть предметом обсуждения в классе. Важно то, что директор и сотрудники школы выступают за эти правила и следят за их соблюдением. Если обсуждение начинается снизу, то оно должно закончиться принятием решения для всей школы в целом. Процесс требует времени, но имеет и свои преимущества. Вероятно, процедура, при которой ученики и родители каждого класса проводят обсуждения, а комитет по сотрудничеству делает выбор — неплохое решение. Вопрос сразу включается в повестку дня, основательно рассматривается, а решение принимается репрезентативным органом школы. Директор и сотрудники школы обеспечивают при этом наглядность и действенность правил. Процесс следует начинать в педагогическом коллективе. Директор или кто-либо другой предлагает процедуру разработки и примерные варианты правил. Это не будет лишним, когда учителя будут обсуждать вопрос со своими классами. Правила должны быть немногочисленными и простыми. Пример школьных правил: - в нашей школе моббинг не допускается; - родители и учителя должны обмениваться информацией и сотрудничать друг с другом, чтобы остановить моббинг; - учащиеся должны сообщать о моббинге; - учащиеся должны помогать друг другу остановить моббинг. Правила могут действовать в течение определенного времени. Едва ли целесообразно повторять процедуру принятия правил каждый год. Но для того чтобы они фактически продолжали действовать на протяжении нескольких лет, их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение. Правила должны быть вывешены в каждом классе, в раздевалке и т.д. Неплохо создать единое оформление правил. Местная газета может опубликовать заметку, в которой будут перечислены правила. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга
Травля (моббинг) в школе - проблема, с которой сталкиваются очень многие. Известно, что травля приводит к тяжелейшим последствиям, однако нередко остается без внимания учителей и других взрослых. В нашей стране ведется определенная работа по профилактике моббинга, однако единой программы по борьбе с ним пока не существует. Именно поэтому чрезвычайно актуальна книга норвежского исследователя Эрлинга Руланна - автора антимоббинговых программ, эффективно использующихся в школах Норвегии и других стран мира. Книга содержит обзор исследований, посвященных проблеме моббинга, анализ психологической природы травли, описание ее видов, а также комплекс мер, которые позволяют если не предотвратить травлю, то существенно снизить ее распространенность. Автор приводит стратегии вмешательства, конкретные приемы и техники работы как с жертвами травли, так и с преследователями, родителями, школьным коллективом, а главное, предлагает модель, позволяющую объединить все мероприятия в единую систему и создать в школе безопасное психологическое пространство. Книга предназначена психологам, педагогам, родителям.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |