Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Нарциссизм — миф в метапсихологическом облачении


От аутоэротизма до нарциссизма — эго в качестве «объекта либидо»

Еще до появления программной работы «Введение в нарциссизм» (Freud, 1914c) Фрейд полагал, что, с точки зрения психогенеза, гомосексуальность представляет собой специфический выбор сексуального объекта в соответствии с «нарциссическим типом», иными словами, по принципу сходства с собственной личностью. Впоследствии он писал о нарциссической фазе, которая представляет собой нормальную промежуточную стадию развития между периодами «первоначального аутоэротизма», связанного с сексуальными влечениями, и любви к объекту. Поначалу индивид испытывает любовь к своему телу, к себе или иным объектам, «подобным» ему. Таким образом, самовлюбленность мыслилась как подготовительная стадия зрелой любви к объекту, с наступлением которой нарциссизм сменяется отношениями, лишенными эгоизма. Ныне этот роковой постулат подвергается сомнению с точки зрения теории, клинической практики и психологии развития.

В работе «Тотем и табу» (Freud, Totem und Tabu, 1912-1913) Фрейд высказал мнение о том, что анимизм и вера первобытных народов, детей и невротиков в сверхестественное объясняется «всесилием мыслей», связанных с нарциссической «промежуточной стадией». Вместе с тем он утверждал, что такая «нарциссическая конституция», при которой сексуальные влечения сосредоточены на развившемся к этому времени эго, уже никогда не исчезнет - даже при условии обнаружения внешнего объекта либидо!

В отличии от К. Г. Юнга, Фрейд разработал «концепцию первоначального сосредоточения либидо на эго» и проиллюстрировал подобный «первичный нарциссизм» с помощью широко известной метафоры: энергия первичного нарциссизма направляется на объекты подобно псевдоподиям (ложноножкам) кровяных телец и притягивается обратно (вторичный нарциссизм). Либидо эго и либидо объекта - любовь к себе и любовь к объекту - существуют в условиях жесткой конкуренции: «Чем выше спрос на одно, тем беднее другое» (Freud, 1914c, S. 140f).

С точки зрения экономии либидо, это обстоятельство, по всей видимости, и решает судьбу самовлюбленности; если рассматривать ее сквозь призму принципа реальности, то она превращается в откровенный эгоизм, который чреват патологической неспособностью любить другого человека.

От нарциссизма к эго: Фрейд и эго-психология

Поначалу почти никто, за исключением некоторых психоаналитиков (Ференци, Тауска и др.), не обратил внимание на то обстоятельство (Мау-Tolzmann, 1990), что основные положения «эго-психологии» и теорию нарциссических расстройств Фрейд разрабатывал еще в 1914 году, задолго до появления «Я и Оно» (Freud, Das Ich und das Es, 1923b). Эти идеи (в частности, мысль о том, что идеал эго является наследием прежнего ощущения нарциссического совершенства) он изложил более подробно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (Freud, Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921c). По мнению Фрейда, идеализированная идентификация (в частности, желание стать отцом, вызывающим восхищение) представляет собой форму «эмоциональной привязанности к другим людям», которая предшествует сосредоточению либидо на объекте и сосуществует с ним. Таким образом, групповые феномены и деформацию эго можно трактовать как отношения между эго и внутренними (например, идеализированными) объектами.

В ходе изучения проблемы нарциссизма внимание психоаналитиков, наряду с архаичными аспектами происхождения эго, привлекли иные конфликты, желания, способы интрапсихического функционирования и объектные отношения. Соответствующие теории либидозного конфликта были востребованы лишь недавно.

Попытка внести некоторую ясность в терминологию была предпринята в рамках постфрейдовской эго-психологии. Между синонимами Я, самость, личность, которые употреблял Фрейд, были проведены четкие границы, а нарциссизм трактовался как сосредоточение либидо или агрессии исключительно на самости (Хартман); впрочем, связь между нарциссизмом и представлением о себе, а также психическими структурами Я, Оно и Сверх-я (эго, ид и супер-эго) осталась неясной.

Интересными, хотя и менее плодотворными, были и последующие гипотезы, согласно которым самость выполняет функции «внешних рамок» внутреннего восприятия, является «третьей силой» (наряду с влечением и реальностью) и автономным фактором развития личности - лейтмотивом последующих вариаций «первичной идентичности» (Lichtenstein, 1964). «Воспринимающую самость», являющуюся средоточием ощущений, эмоций и идентификаций, отделяли от «познающего эго» и наделяли самость функциями формирования объектных отношений (Levin, 1969).

Назад Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация