|
От «первичного нарциссизма» к «первичной любви» и объектным отношениямОт первичного стремления быть любимым к деятельной любвиЕще Ференци указывал на вероятность того, что нарциссизм не является неизбежным шагом на пути к любви, направленной на объект, а развивается по собственным законам и сохраняется наряду с объектным эротизмом даже в том случае, если стремление к нарциссическому слиянию и всемогуществу постепенно ослабевает вследствие осознания реальности. Михаэль Балинт, ученик Ференци, еще в 1935 году категорически противопоставил теоретически непоследовательной и бесполезной с точки зрения клинической практики концепции первичного нарциссизма концепцию первичного желания абсолютной и безусловной любви к себе, которое испытывает новорожденный. Таким образом, лишь разочарование приводит к вторичному нарциссическому сосредоточению на себе. Наряду с этим вынужденным окольным путем к любви, которая никогда не воплощается полностью, перед индивидом открывается другой путь - путь «деятельной (активной) любви к объекту», любви к партнеру и стремления добиться его любви и получить от него удовлетворение (Balint, 1969, S. 91). В рамках этой концепции, разработанной с учетом фактора межличностного взаимодействия, открывается не только эмпатический подход к проблеме агрессии, - ибо, по словам Балинта (Balint, 1969, S. 58f), индивиду «становится плохо от страданий», то есть от разочарования в первичной любви, - но и новые перспективы терапии: гипотеза повторного воспроизведения неосознанных прежде переживаний наводит на мысль о существовании некой психической сферы, в которой «невозможно обнаружить влечения или конфликты в какой бы то ни было форме». Речь идет скорее об ощущении «дефицита, который необходимо восполнить», о так называемом фундаментальном расстройстве (Balint, 1968, S. 32). В 1959 году Балинт представил красочное описание двух «нарциссических типов характера», олицетворяющих альтернативные пути развития первичной любви: «окнофилию», при которой индивид со страхом «цепляется» за объект, и «филобатию», связанную со стремлением поддерживать между собой и объектом «дружескую дистанцию». От Нарцисса к ЭдипуПрограмма Бела Грунбергера, напротив, гласит: «От нарциссизма к объекту» (Grunberger, 1971). Он тоже не признает фрейдовскую теорию конкурентной борьбы между любовью к себе и любовью к объекту, а также занимается модификацией классического учения о влечениях. Предполагая, что нарциссизм является автономным измерением психики, возникающим в период внутриутробного развития, Грунбергер путем построения своеобразного силлогизма осуществляет заключительный синтез нарциссизма и влечения, представленного в бессознательном в образе фаллоса, олицетворяющего «нарциссическое совершенство». Разумеется, обе величины - импульсивное эго и нарциссическая самость - с момента рождения пребывают в состоянии затяжного междуусобного конфликта, цель которого заключается в том, чтобы за счет «нарциссической подпитки» извне исцелиться от «нарциссической травмы», пережитой в момент изгнания из внутриутробного рая, где эмбрион, не ведая о существовании времени, наслаждается своим всемогуществом, неуязвимостью и бессмертием. «Нарциссическому восстановлению» невероятного внутриутробного единства способствуют не только культура, супер-эго и неврозы, но и психоанализ, которому в связи с этим вменяется в обязанность усиление потенциала самости и повышение уровня нарциссической самооценки, однако речь идет не о диалоге, построенном на проявлении взаимного уважения и симпатии, а о необходимости взглянуть в неумолимое «зеркало», благодаря которому иллюзия собственного всемогущества уступает место более зрелым, объективным отношениям. По мнению всех психоаналитиков (включая и Грунбергера), любой путь нарциссизма завершается появлением эдипового объекта или достижением принципа реальности: «Место Нарцисса должен занять Эдип» (Grunberger, 1974, S. 523). Несмотря на появление важных с точки зрения теории и практики работ (авторы которых предпринимают попытки совместить фактор влечений с фактором нарциссизма или выдвигают предположение о существовании младенческого супер-эго), возникает вопрос: не превращается ли метапсихология под влиянием такого рода концепций, начиная с идеи внутриутробного нарциссического ощущения счастья и заканчивая идеей фаллоса, символизирующего нарциссическое совершенство, в психомифологию, которая не имеет ничего общего с подлинной историей и уже не позволяет решать проблемы, связанные с деформациями самости, обусловленными социальными и культурными факторами. Нормальный и патологический нарциссизм: теория объектных отношенийВыдвинутый еще во времена Фрейда постулат, согласно которому естественный путь психологического развития ведет «от нарциссизма к объекту», воспринимался и толковался по-разному. Весьма неоднородная «теория объектных отношений», начало которой положила Мелани Кляйн, несет на себе отпечаток дискуссии на тему нарциссизма и лечения нарциссических расстройств личности. Мелани Кляйн поспешила отказаться от концепции первичного нарциссизма сразу после того, как в ходе анализа детей открыла психическое пространство внутренних объектов и связанные с ними архаические формы отношений. Несмотря на то что другие психоаналитики, изучавшие психологию детей и психологическое развитие, вели речь о беспредметной и дообъектной стадии развития (Спиц) или фазе аутизма (Малер), их внимание было сосредоточено на двусторонних отношениях матери и ребенка, напоминающих симбиоз. В этом контексте Отто Кернберг (Otto F. Kernberg, 1975) установил четкую границу между нормальным, здоровым нарциссизмом, представляющим собой естественный элемент психологического развития любого человека (включая сложную «механику» нарциссических дифференциации, расщепления и реинтеграции «хороших» и «дурных» представлений о себе и представлений об объекте) и патологическим нарциссизмом. В основе последнего лежит чрезмерная (конституциональная) агрессия орального характера и процессы расщепления, протекавшие в младенческом возрасте. Проявлением патологического нарциссизма является определенная структура защиты, чреватая формированием нереалистичного патологического представления о собственном величии, которое выражается в пренебрежительном и презрительном отношении к окружающим и патологической деструктивной агрессии. В связи с тем, что в данном случае реальная и идеальная самость сливается с идеальным объектом зависти, оборачиваясь невероятно возвышенным представлением о себе, призванным компенсировать структурные недостатки, индивид, страдающий тяжелым нарциссическим расстройством, согласно Кернбергу, не только неспособен вынести нормальную зависимость (например, от аналитика!), но и не может испытывать благодарность или чувство доверия. Ему необходимо слиться с собственным идеалом, а любая идеализация постороннего является замаскированной агрессией. Склонность к инфантильной и незрелой манере поведения, подразумевающей отсутствие способности к восприятию положительного опыта и тенденцию к разрушению, продиктованную завистью, ненавистью и агрессией, можно преодолеть в ходе анализа лишь благодаря строгому соблюдению принципа «нейтральности», которая позволяет в процессе последовательного толкования переноса (в частности, его агрессивных составляющих) преодолеть структурное расщепление и способствовать формированию лишенного нарциссизма, зрелого отношения к объекту. Ключевые понятия психоанализа
Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |