Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Джудит Бек
(Judith S. Beck)

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям

Содержание:

Глава 1.Введение в когнитивно-поведенческую терапию

Фрагмент книги «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям», Джудит Бек. Издательство «Питер», СПб, 2018 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Как объяснить природу автоматических мыслей пациенту

Объяснять пациенту, что такое автоматические мысли, лучше всего на примерах из его жизни. Желательно выявлять автоматические мысли, связанные с определенной проблемой, в рамках ее обсуждения.

Т. (Переходит к первому пункту повестки дня.) Что ж, поговорим о том, как вчера вы расстроились, когда гуляли в парке.

П. Давайте.

Т. Что вы в тот момент ощутили? Грусть? Тревогу? Злость?

П. Грусть.

Т. А о чем вы думали?

П. (Продолжает описывать ситуацию, а не автоматические мысли.) Я смотрела на людей в парке, как им хорошо, как они бросают фрисби и все такое.

Т. А какие мысли возникали у вас, когда вы на них смотрели?

П. Что я никогда не буду такой, как они.

Т. Понятно. (Проводит психологическое просвещение.) Только что вы назвали так называемую автоматическую мысль. Они бывают у всех без исключения. Эти мысли возникают словно из ниоткуда. Мы никогда не думаем их намеренно, поэтому они и называются автоматическими. Обычно они пролетают в голове очень быстро, и мы больше осознаем эмоции, которые они вызывают, — в данном случае, как вы сказали, грусть, — чем сами мысли. Часто эти мысли не соответствуют реальности, но мы все равно им верим.

П. Хммм.

Т. На терапии вы научитесь выявлять подобные автоматические мысли и оценивать, насколько они правдивы. Например, через минуту мы оценим, насколько правдива ваша мысль «Я никогда не буду такой, как они». Как думаете, как изменились бы ваши эмоции, если бы вы поняли, что эта мысль ложна, что, когда у вас нормальное настроение, вы ничем не отличаетесь от всех этих людей в парке?

П. Я бы почувствовала себя лучше.

В данном случае я предложила альтернативный сценарий в качестве иллюстрации когнитивной модели. Позже я использовала сократовский диалог (см. главу 11), чтобы вместе с пациенткой протестировать мысль и помочь ей сформулировать адаптивный ответ. Затем я записала автоматическую мысль, делая акцент на когнитивной модели.

Т. А теперь давайте все это запишем. Когда вы подумали: «Я никогда не буду такой, как они», вам стало грустно. Понимаете, как мысль повлияла на то, что вы почувствовали?

П. Да.

Т. Мы называем это когнитивной моделью. На терапии мы как раз постараемся научить вас выявлять автоматические мысли в моменты, когда ваше настроение резко меняется. Это будет наш первый шаг. Мы будем отрабатывать этот навык, пока не станет совсем легко. А затем вы научитесь оценивать мысли и даже менять образ мыслей, если он не будет соответствовать реальности. Пока все понятно?

П. Кажется, да.

Т. (Проверяет, действительно ли пациенту все понятно.) Могли бы вы своими словами описать связь между мыслями и действиями?

П. Иногда у меня возникают неправильные мысли, и из-за них я плохо себя чувствую… Но вдруг мои мысли окажутся правильными?

Т. Хороший вопрос. Если окажется, что ваши мысли правильно отражают реальность, нам нужно будет решить проблему, из-за которой эти мысли оказываются правильными. Хотя я полагаю, что мы найдем много искаженных мыслей: так всегда бывает, когда человек переживает депрессию. Нереалистичное негативное мышление всегда свойственно для депрессии. В любом случае мы вместе разберемся, правильно вы рассуждаете или нет.

К концу этой сессии я снова проверяю, насколько пациент понял когнитивную модель.

Т. Давайте подведем итоги: могли бы вы сказать, как вы понимаете взаимосвязь между мыслями и чувствами?

П. Ну, иногда автоматические мысли просто возникают в голове, и я принимаю их за правду. А потом я чувствую себя… по-всякому: грущу, волнуюсь…

Т. Все правильно. Как вы отнесетесь к тому, чтобы в качестве домашнего задания поискать такие автоматические мысли на будущей неделе?

П. Можно.

Т. Как вы думаете, почему я предлагаю это сделать?

П. Потому что иногда мои мысли оказываются неправильными, а если я смогу понять, что именно думаю, то смогу изменить мысли и почувствовать себя лучше.

Т. Именно. Хорошо, тогда давайте запишем задание: «Когда я замечаю, что мое настроение резко изменилось, нужно спросить себя…» Вы помните, что нужно спросить?

П. О чем я подумала?

Т. Точно! Так и запишите.

Назад Вперед

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям


Когнитивно-поведенческая терапия является теоретической и практической базой для специалистов всех помогающих профессий. В этой книге раскрываются современные положения одного из самых эффективных направлений психотерапии. Первое издание стало ведущим учебником в мире и легло в основу большинства университетских программ по психологии, психиатрии, социальной работе и консультированию. В новое расширенное и переработанное издание включено множество ценных сведений по значимым процессам формирования терапевтических отношений, практикам осознанности и другим техникам современных форматов КПТ. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов гуманитарных направлений.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация