|
Трудности, связанные с выявлением автоматических мыслейЕсли пациенту не удается ответить на вопрос «О чем вы только что подумали?», вы можете: 1. Спросить его, что именно он почувствовал и какими телесными проявлениями это сопровождалось; Эти техники проиллюстрированы в приведенных ниже стенограммах терапевтических бесед. Усиление эмоциональной и физиологической реакцииТ. Салли, когда вы думали, не поднять ли руку в аудитории, какие мысли у вас возникали? П. Не знаю. Т. Как вы себя тогда чувствовали? П. Наверное, тревожно. Т. А где в теле сосредоточилась эта тревожность? П. Здесь. (Показывает на живот.) В желудке. Т. Вы можете сейчас почувствовать то же ощущение? П. (Кивает.) Т. Итак, вы сидели в аудитории, думали о том, не ответить ли на заданный вопрос, и почувствовали тревожное ощущение где-то в области желудка… И о чем вы в тот момент могли подумать? П. Что, если я плохо отвечу, на меня будут смотреть осуждающе. Получение подробного описанияТ. Значит, вчера вечером вы были в своей комнате одна, и вдруг почувствовали сильную грусть? П. Да. Т. А о чем вы тогда подумали? П. Не знаю. Мне было очень тоскливо, грустно. Т. А можете подробнее описать мне, как это было? Который час был тогда? Чем вы занимались? Что еще происходило вокруг? П. Было где-то 18:15. Я только вернулась с ужина. В общежитии было пусто, поэтому я быстро поела. Я собиралась достать учебники, чтобы сделать задание по химии… Т. Вы собирались сделать задание и думали… П. (Называет автоматическую мысль.) Это так сложно. Я никогда не пойму этот предмет. Т. И что случилось потом? П. Я просто пошла и легла в кровать. Т. И пока вы лежали, о чем вы думали? П. Как я не хочу все это делать. Как не хочу быть сейчас здесь. Визуализация ситуацииТ. Салли, представьте, пожалуйста, что вы прямо сейчас снова оказались в аудитории, профессор что-то говорит, рядом перешептываются ваши однокурсники, а вы нервничаете… Вы можете это визуализировать, будто все происходит прямо сейчас? Какого размера аудитория? Где вы сидите? Что говорит профессор? Что вы делаете? И тому подобное. П. Я на занятиях по экономике. Впереди профессор. Давайте попробуем… (Переключается на прошедшее время, которое ослабляет ощущение реалистичности и, как следствие, эмоциональную реакцию.) Я сидела где-то на предпоследнем ряду и очень внимательно слушала… Т. (Подталкивает пациента выражаться так, словно все происходит в данный момент.) Лучше скажите: «Я сижу на предпоследнем ряду и внимательно слушаю…» П. Профессор рассказывает, какие мы можем выбрать темы: макроэкономический взгляд на экономику или… что-то еще, а затем слева от меня парень наклоняется и шепотом спрашивает: «Когда нужно сдать доклад?» Т. И о чем вы в этот момент думаете? П. Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать. Воссоздание межличностного взаимодействия через ролевую игруСначала пациенты описывают, кто и что сказал, а затем ситуация разыгрывается по ролям: пациент играет себя, а терапевт — другого человека. Т. Значит, вы почувствовали грусть, когда спросили одногруппницу о задании? П. Да. Т. И о чем вы думали, пока разговаривали? П. (Пауза.) …Не знаю. Я просто очень расстроилась. Т. Можете повторить, что вы говорили ей, а она — вам? П. (Описывает.) Т. Давайте разыграем эту ситуацию по ролям? Я буду вашей одногруппницей, а вы — собой. П. Хорошо. Т. А когда мы воссоздадим ситуацию, постарайтесь понять, какие мысли у вас в ответ на нее возникают. П. (Кивает.) Т. Хорошо, начинайте. Что вы сказали сначала? П. Лиза, можно тебя спросить? Т. Да, но можешь мне потом перезвонить? Сейчас я тороплюсь на занятия. П. Да я быстро. Просто я пропустила, что профессор Смит говорил о нашем докладе. Т. Я очень спешу. Позвони мне после семи, ладно? Пока… Хорошо, прекращаем. На этот раз вы заметили, какие возникли мысли? П. Да. Я подумала, что она слишком занята, чтобы мне ответить, что ей не хочется мне помогать и что я не знаю, что делать. Т. Хорошо, вы подумали: «Она слишком занята, чтобы мне ответить», «Она не хочет мне помогать» и «Я не знаю, что делать». П. Да. Т. И из-за этих мыслей вам грустно? П. Да. Воссоздание образаТ. Значит, когда я спросила: «Как дела с учебой?» — вы почувствовали грусть. А о чем вы подумали? П. Кажется, я подумала о занятиях по экономике, какую оценку получу за доклад. Т. Вы это представляли себе? Может быть, в воображении возник какой-то конкретный образ? П. Да. Я представила большую красную тройку в верхнем правом углу листа. Предложение противоположной мыслиТ. Может быть, когда вы сидели в комнате одна, вы думали, как все идет хорошо? П. Как раз наоборот! Я думала, что не знаю, правильно ли поступила, когда поступила сюда. Определение смысла ситуацииТ. А что для вас значило получить за доклад «четыре с минусом»? П. Что я недостаточно умная. И что мне не хватает нужных знаний. Перефразирование вопросаТ. Так о чем вы подумали, когда мать вам не перезвонила? Может быть, вы предсказали какой-то определенный вариант развития событий? Или что-то вспомнили? Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям
Когнитивно-поведенческая терапия является теоретической и практической базой для специалистов всех помогающих профессий. В этой книге раскрываются современные положения одного из самых эффективных направлений психотерапии. Первое издание стало ведущим учебником в мире и легло в основу большинства университетских программ по психологии, психиатрии, социальной работе и консультированию. В новое расширенное и переработанное издание включено множество ценных сведений по значимым процессам формирования терапевтических отношений, практикам осознанности и другим техникам современных форматов КПТ. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов гуманитарных направлений.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |