1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения
Отклоняющееся поведение — устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может носить как асоциальный, так и криминогенный характер.
К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например:
— бродяжничество, как следствие детской безнадзорности и беспризорности;
— явления алкоголизма, наркомании, токсикомании;
— аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда собственному здоровью вплоть до суицида;
— агрессивное поведение по отношению к окружающим, не переходящее рамки закона.
К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное законодательство.
Предпосылками формирования отклоняющегося поведения могут являться следующие факторы:
1. Индивидуальные
- психобиологические — нервно-психические патологии и заболевания, акцентуации характера, задержки физического и психического развития;
- личностные — особенности характера, дефекты семейного и школьного воспитания.
2. Социально-психологические — неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних с ближайшим окружением (семьей, улицей, детским коллективом).
3. Макросоциальные — социокультурные и социально-экономические условия существования общества.
Обычно дети, демонстрирующие отклоняющееся поведение, относятся к категории «трудных». Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о том, что дети с отклоняющимся поведением трудны, в первую очередь, для самих себя.
Итак, «трудные» дети — категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Обычно ребенка относят в эту категорию по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормальной учебы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок становится асоциальным подростком, что часто создает путаницу в понимании сути явления и формирует стереотип «трудного» ребенка как неуправляемого подростка. Одна из наиболее полных разработанных систем принадлежит А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы «трудных» детей (до 6—8 летнего возраста):
1) дети с нарушениями в сфере общения;
2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);
3) дети с недостатками умственного развития;
4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
В дальнейшем из трудных детей формируются подростки и юноши с отклоняющимся поведением, которых можно разделить на следующие категории (от 6—8 лет и до 17—20 лет):
1) циники — вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;
2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
3) зависимые — подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т.д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и «внутренние тормоза», и удовлетворяются недозволенным образом;
4) аффективные подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Знание этой типологизации позволит в практической работе достаточно четко делить несовершеннолетних с отклоняющимся поведением на группы, прогнозировать в каждой группе примерное развитие нежелательного поведения на ближайший период времени, применять отработанную общую схему коррекции такого поведения для большинства членов группы.
Так, например, акцент в коррекционных мероприятиях для группы «циников» может быть сделан на принуждении и переубеждении. Принуждение может выражаться во временной (по решению суда) изоляции от общества в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированных учебных заведениях, колониях, принудительном привлечении к производственному труду либо иной общественно-полезной деятельности. Метод принуждения в своей основе предлагает несовершеннолетнему свободу выбора: либо он придерживается привычной линии поведения и будет подвергнут какому-либо виду принуждения, либо он изменяет свое поведение на социально одобряемое.
Переубеждение — процесс сложный, длительный, требующий от сотрудника индивидуального подхода и высокой квалификации. Переубеждение чаще всего основано на демонстрации несовершеннолетнему дальних перспектив позитивного и негативного поведения. Часто дальняя перспектива, отсроченные последствия своих поступков для несовершеннолетнего неочевидны, и яркая, наглядная и логичная демонстрация таких перспектив дает положительный результат. Пример профилактической беседы инспектора ПДН с подростком, построенной на приемах переубеждения, приведен в главе IV настоящего пособия, в разделе «Установление контакта».
Для группы «неустойчивых» акцент в профилактической работе необходимо делать на формировании устойчивой самооценки и ценностной структуры личности, на развитии волевых качеств. Хорошим способом для этого является привлечение несовершеннолетних к занятиям в спортивных секциях, технических кружках, подростковых клубах. Подобные занятия, проводимые специалистами и энтузиастами своего дела, формируют у подростков интерес, который в дальнейшем становится для них важнейшим стабилизирующим фактором, удерживающим от асоциальных поступков. Примеры работы с подростками, относящимися к группе «неустойчивых», можно найти в каждой спортивной секции, в каждом доме детского творчества.
При детско-юношеской спортивной школе г. Москвы, расположенной в одном из районов СЗАО, в 2002 году открылась секция самбо. Занятия бесплатно проводил тренер, энтузиаст своего дела. Через некоторое время из ближайшей школы преподаватель физкультуры привела в эту секцию двух шестиклассников. Сергей К. и Иван П., по мнению педагога, «…связались с плохой компанией, отстали в учебе, стали прогуливать занятия». Подростков привели в секцию почти насильно, под угрозой «…поставить на учет в милиции». Тренер принял детей в одну из групп и сумел заинтересовать регулярными занятиями. Через несколько месяцев подростки стали посещать тренировки с большим желанием, летом поехали в спортивный лагерь. Их результаты в учебе значительно улучшились, претензий к поведению больше не было.
Видя подобные изменения в поведении детей, учителя школы стали направлять в секцию подростков с проблемным поведением. И в подавляющем большинстве случаев результат оказывался положительным.
Приведенный пример не является чем-то необычным. В истории нашей страны есть до сегодняшнего дня эффективно действующая система клубов «Самбо-70», созданная Д.Л. Рудманом для вовлечения в занятия спортом «трудных» подростков.
Для группы «зависимых» коррекционную работу необходимо сосредоточить на формировании волевых качеств и принуждении к выполнению требований социума. Такие подростки нуждаются в строгом контроле и организации своей повседневной деятельности. Здесь также уместно привлечение к занятиям в спортивных секциях и подростковых военизированных клубах с жесткой дисциплиной. Помимо этого, хороший результат дают индивидуальные и групповые занятия с психологом, на которых несовершеннолетних обучают распознавать и контролировать свои желания и эмоции. Стимулом к посещению различного рода занятий изначально может быть метод принуждения. В дальнейшем при формировании интереса к занятиям принуждение теряет свою актуальность.
Для «аффективной» группы наилучший результат дают индивидуальные и групповые занятия со специалистом-психологом, а также вовлечение в любую коллективную деятельность: спортивные игры, туризм, художественная самодеятельность и др. Это позволяет корректировать неадекватную самооценку подростков, совершенствовать их коммуникативные навыки, направлять мыслительный процесс в позитивное русло, не давать зациклиться на себе.
Однако перед тем как приступить к рассмотрению основных типов отклоняющегося поведения, обратим внимание на возможные наблюдаемые признаки психических отклонений и эмоциональных расстройств у несовершеннолетних, часто принимаемых за отклоняющееся поведение. При наличии в поведении подобных признаков (или наличии информации о подобном поведении) необходима консультация психолога или психиатра.
Состояние острого психоза. Характеризуется потерей контроля и спутанностью сознания. Несовершеннолетний, потерявший контроль, теряет способность кого-либо слушать, может громко кричать, угрожать причинить вред себе или другим. Либо может тихо сидеть, отказываясь отвечать на вопросы или выполнять инструкции.
В состоянии спутанности сознания несовершеннолетний не может сказать, где он находится, какое сейчас время суток или день недели. Он не может объяснить, что делает и почему, не может сказать, кто он. Из состояния спутанности сознания подросток может быстро перейти в разряд потерявших контроль.
Состояние острого психоза может быть вызвано многими причинами:
- рядом инфекционных заболеваний;
- дефицитом витаминов;
- резким прекращением приема алкоголя или наркотиков;
- травмой головы;
- внезапным эмоциональным шоком;
- хроническим психическим заболеванием.
Что делать в подобной ситуации?
- Вести себя с несовершеннолетним мягко и спокойно, поддерживающее.
- До прибытия врача поместить несовершеннолетнего в тихое помещение, где нет раздражающих и опасных предметов.
- Если несовершеннолетний вышел из-под контроля — связать его, стараясь не причинить травм. При этом необходимо помнить, что человек в состоянии острого психоза обладает большой физической силой, высокой скоростью движений и пониженной чувствительностью к боли. Поэтому никогда не нужно пытаться связать человека в таком состоянии без посторонней помощи.
- При фиксации несовершеннолетнего за ним должно быть организовано непрерывное наблюдение для исключения возможности нанесения им самоповреждений либо вреда кому бы то ни было.
- В кратчайший срок передать несовершеннолетнего под ответственность психиатра.
Психические расстройства, вызванные травмами головы, могут проявляться в виде следующих симптомов:
- головные боли;
- головокружения;
- утомляемость и недостаток энергии;
- беспокойный сон или бессонница;
- споры или драки без причин;
- легко появляющиеся слезы или смех;
- забывчивость;
- неспособность концентрировать внимание;
- неспособность ясно мыслить;
- неспособность к простым домашним работам и самообслуживанию.
При выявлении подобных симптомов несовершеннолетний должен быть направлен на осмотр к врачу-невропатологу.
В случае выявления факта травмы головы необходимо уточнить давность происшествия, его обстоятельства, имеющиеся последствия (опросом по приведенному выше списку симптомов).
Эмоциональные нарушения, связанные с сильным страхом и тревогой, могут проявляться в виде следующих симптомов:
- подавляющие страхи и тревоги, периодические панические состояния;
- боли в мышцах, подергивания, нарушения равновесия;
- беспокойство, легкая утомляемость;
- ощущение себя «на взводе»;
- легко пугается громкого шума или внезапных звуков;
- трудности с засыпанием или частые пробуждения;
- легкое впадение в гнев и многочисленные жалобы на окружающих;
- невозможность сосредоточиться на работе или игре.
Помимо этого, могут также наблюдаться:
- учащенное сердцебиение и перебои в работе сердца;
- ощущение нехватки воздуха или холодные и влажные руки;
- сухость во рту и ком в горле;
- головокружение;
- тошнота;
- диарея;
- приступы жара или озноба;
- головные боли;
- учащенное мочеиспускание либо ночное недержание мочи.
При выявлении подобных симптомов несовершеннолетний должен быть направлен на консультацию к психиатру.