Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Комаров К. Э.

Комаров К. Э.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Содержание:

1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения

Фрагмент книги Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис, 2009. – 224с. , глава 2 «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних».

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

2.3 Вовлечение несовершеннолетних в деятельность
организаций сектантского типа

Говоря о зависимостях, необходимо также отметить, что все они сильно изменяют систему внутренних ценностей и мировоззрение человека. По этому критерию втягивание несовершеннолетних в деятельность различных организаций религиозного и псевдорелигиозного толка (обычно сектантского типа) также можно приравнять к своего рода зависимости. При этом данная зависимость активно навязывается со стороны с целью завладеть физическими и материальными ресурсами нового члена секты.

Существует большое количество крупных сект: «Белое братство», «Богородичный центр», «Аум Сенрикё», «Общество сознания Кришны», Мунитская «Церковь объединения», «Церковь последнего завета Виссариона», «Московская церковь Христа», «Свидетели Иеговы», «Неаполитанская церковь», «Богословие процветания», «Живой поток», секта «Юнивер», дианетика, тантристы, неосатанисты, мормоны и др. Все они существуют за счет привлечения новых членов и в связи с этим ведут активную, а порой даже агрессивную вербовочную деятельность, используя самые разные средства.

Вербовщики чаще всего обращаются к тем несовершеннолетним, которые находятся в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении, испытывают потребность в дружественности, сердечности, ищут установления связей. Это может происходить, например, на отдыхе, в местах развлечений. Мишенями вербовщиков могут быть выпускники школ, студенты первых и последних курсов ВУЗов, подростки с кризисом самоопределения, переживающие какой-то стресс, психологическую травму (болезнь, смерть близких, развод родителей, разрыв с близким человеком и т.п.). В связи с психологической спецификой возраста доля несовершеннолетних среди объектов вербовки значительна.

Особенно подвержены вовлечению в деятельность организаций сектантского типа несовершеннолетние на четвертом (юношеском) этапе возрастного развития (см. пояснения и примеры в главе I). Это связано с тем, что в данном возрастном периоде юноши и девушки уже создали для себя некую собственную модель мира и человеческих взаимоотношений. Опробование данной модели на практике всегда приводит к необходимости ее существенной коррекции либо полного изменения. А этот процесс достаточно болезнен, затрагивает ценностную, мотивационную сферу личности, формирующуюся картину мира. Вот на этом болезненном этапе смены взглядов, поиска ценностей и идеалов разнообразные вербовщики от сект и предлагают свой сомнительный мировоззренческий суррогат.

Войти в секту подростку очень легко. Дело в том, что секта встречает новичка невероятно радушно, создавая иллюзию абсолютно безопасной и доброжелательной среды. Эта специальная техника носит название «бомбежка любовью». Завоевав доверие подростка, секта включает его в следующие процессы психологической обработки. При этом одной из главных целей является изоляция человека от близкого ему окружения, социально значимых людей, способных повлиять на его убеждения. Именно такими людьми являются родные подростка, поэтому свой первый удар секта наносит по семье. Члены культа замещают собой членов семьи. Для человека создают такие условия, что он вынужден сменить родных, братьев и сестер на «духовных» из секты, отца и мать на духовных наставников (учителей, гуру). В результате ребенок перестает воспринимать родителей как социально значимых людей, более того (и не без помощи секты), он видит в них причины своих бед и способен проявлять агрессию, совершать аморальные поступки. Родители и воспитатели, не способные объяснить себе причины столь быстрых изменений, происходящих с ребенком, своими реакциями могут усугубить конфликт. Ощущение обиды за действие сына или дочери, обвинение в неблагодарности только увеличивают пропасть отчуждения, появляется угроза ухода подростка из семьи в секту. Несовершеннолетний меняется практически на глазах, становится замкнут, малообщителен в прежнем кругу общения, часто уходит в себя, постоянно настроен на конфликт при вторжении в область его мировоззрения. Полностью меняются интересы, круг общения, поведение. Личность подростка подвергается значительной трансформации, сказывающейся в невротичном и неадекватном реагировании на любую негативную информацию о секте.

Примеров попадания несовершеннолетних в зависимость от сектантов различного толка множество. Вот характерный:

В органы внутренних дел обратилась женщина с заявлением о том, что она подвергается преследованиям со стороны неизвестных лиц. При разбирательстве выяснилось, что около года назад ее сын Сергей, 17 лет, попал в одну из тоталитарных сект. Мать прикладывала огромные усилия, чтобы вернуть сына и, как ей казалось, могла бы добиться успеха, но тут адепты секты перешли к активным действиям — открытым угрозам и запугиванию в отношении женщины.

Со слов матери, Сергей рос тихим и послушным ребенком. Интересовался литературой, музыкой, занимался бальными танцами. Два года назад в семье случилась трагедия, в автокатастрофе погиб отец Сергея. Юноша замкнулся, бросил занятия танцами, много времени стал проводить в одиночестве, закрывшись в своей комнате. Восемь месяцев назад мать заметила, что Сергей стал куда-то регулярно уходить из дома, увидела у него специфическую литературу религиозного толка. На все расспросы сын отмалчивался или переводил разговор на другую тему. Поведение юноши быстро менялось, дома он стал жесток, груб, раздражителен, стал негативно отзываться о своих бывших друзьях. В ходе одного из разговоров сын сильно накричал на мать, чего никогда раньше себе не позволял. С этого момента женщина поняла, что с сыном происходит что-то опасное, и начала вести за него борьбу. Испробовав разные средства, она нашла специалиста-психолога, занимающегося данной проблемой. Под предлогом необходимости ремонта квартиры удалось уговорить Сергея на неделю поехать на отдых в Подмосковный профилакторий. Там в соседнем номере «случайно» оказался специалист-психолог.

Установив с юношей контакт на основе имеющейся предварительной информации, специалист в течение четырех дней провел комплекс необходимых мероприятий и заложил основу для дальнейшего взаимодействия. По возвращении домой Сергей имел большой разговор с матерью, в котором пообещал свести свои контакты с сектой к минимуму. После этого женщина и подверглась целой серии угроз и провокаций со стороны неизвестных лиц, по ее мнению, адептов секты.

После проведенных сотрудниками милиции мероприятий женщину оставили в покое. В разговоре Сергея с милицейским психологом выяснилось, что последней каплей, заставившей его окончательно порвать с сектой, были как раз угрозы его матери со стороны сектантов: «…Я испугался, что могу потерять мать так же, как и отца…»

Имеются характерные «болевые точки» в формирующемся мировоззрении и неустойчивой еще ценностной структуре несовершеннолетнего и способы воздействия на них, которые использует вербовщик вне зависимости от направленности секты для установления контакта и формирования психологической зависимости. Приведем пример удачной профилактической листовки, информирующей несовершеннолетних о тех приемах и способах, которые могут применяться вербовщиками (из памятки для подростков «Осторожно, секты!»):

– В первую очередь тебе внушат, что до прихода в секту твоя жизнь была совершенно напрасной, пустой тратой времени. Но теперь все по-другому, и секта очень хорошо знает, что тебе нужно.

– Первый контакт с сектой для тебя откровение. У тебя открывается новый взгляд на вещи.

– Секта имеет исключительное, единственно правильное представление о мире, которое решает все проблемы.

– Очень трудно узнать правду о секте. В секте не принято думать, размышлять, тем более спрашивать или сомневаться. Если же наберешься смелости и все-таки спросишь, твои новые друзья ответят: «Этого не можем тебе сейчас объяснить, хочешь узнать — пошли с нами в наш центр».

– Секта имеет мастера, медиума, учителя или гуру, который единственный знает истину.

– Учение секты считается единственно правильным, вечным, истинным знанием. Наука, рациональное мышление и разум отбрасываются как негатив, сатанизм или глупость. Личность становится безумной и счастливой.

– Конец света близок. Мир погибнет в страшной катастрофе, и только секта знает, как спастись от нее.

– Твоя секта — это элита, сливки человечества, избранные. Участь остальных людей — погибель. Хочешь спастись — немедленно стань членом секты.

– Секта оградит тебя от остального мира одеждой, особым питанием, собственным языком, строгими правилами отношений с людьми.

– Секта желает, чтобы ты порвал все старые связи, они мешают твоему развитию.

– Секта полностью контролирует твою личную жизнь. Сексуальные отношения предписываются сектой, как, например, выбор супругов или партнеров, групповой секс или полное воздержание.

– Ты все время находишься под контролем секты. У тебя нет свободного времени. Ты занят продажей сектантской литературы, вербовкой новых членов, посещением бесконечных курсов и медитаций... Секта внимательно следит за дисциплиной и выполнением правил — ведь это единственный путь к спасению.

– Остаться одному просто невозможно, рядом с тобой всегда «брат» или «товарищ» из секты.

– А когда ты начнешь недоумевать, почему нет обещанного успеха, то получишь ответ: «Ты сам виноват», или «Плохо трудишься», или «Слабо веруешь».

Таким образом, противодействие вовлечению несовершеннолетних в деятельность различного рода сект может осуществляться путем проведения в школах и иных детских учреждениях широкой информационной работы по вопросам:

  1. Что такое тоталитарные секты, каковы их разновидности и в чем их опасность.
  2. Как вовлекают в секту.
  3. Что делать, если твой товарищ попал в секту.
Назад Вперед

"Трудные" дети. Инструкция по взаимодействию


Методическое пособие призвано оказать помощь сотрудникам милиции в знакомстве с основами психологии несовершеннолетних, что необходимо в работе по профилактике их асоциального и криминального поведения, а также при создании условий для коррекции отклоняющегося поведения. В книгу включен как теоретический, так и сугубо практический материал, предназначенный для повседневного использования сотрудниками органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними. Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами из повседневной деятельности служб ПДН различных округов столицы и детских психологических центров. Практическая часть пособия содержит простые, но действенные методики работы. Пособие предназначено для широкого круга сотрудников органов внутренних дел, постоянно или эпизодически работающих с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация