|
Глава 11. Стыд и вина в сексуальностиВ этой книге я уже несколько раз использовала такие слова, как «вина» и «стыд». Они обозначают глубоко связанные со сферой сексуальности чувства, которые хотя иногда и возникают одновременно, но тем не менее отличны друг от друга. Вина реальная и вина невротическаяВина - это чувство, которое испытывает человек, думая о чем-то, что он совершил или чего не совершал, как о проступке, достойном порицания: Кристиана чувствует себя виноватой за то, что заходила в комнату к отцу; Поль чувствует себя виноватым за то, что унижал свою жену из-за того, что она не испытывала к нему желания; Мартина чувствует себя виноватой за то, что не заметила инцестуальных действий своего мужа. Виноватому человеку кажется, что он несет тяжкий груз. Но он, в отличие от того, кто испытывает стыд, может освободиться от чувства вины посредством самых разных действий: раскаяния, исповеди, он может принять наказание, возместить причиненный ущерб или «отдать вину обратно» тому, кто ее передал... Субъект, говорящий о вине, говорит таким образом о проступке или правонарушении, а это значит, что референтом для него является сфера морального. Именно опираясь на понятие проступка и правонарушения, мы сможем выделить несколько типов вины. Если есть объективный проступок, признанный таковым общепринятой моралью, то мы говорим о реальной вине. Человек обращает свой взор на себя самого, понимает, что совершил ошибку, и объективно он будет прав. Это здоровое чувство вины, оно заставляет человека стремиться к возмещению причиненного ущерба, а именно, к переходу от внутреннего понимания того, что «Я виноват и сам себя порицаю за совершенный проступок» к реальным поступкам в отношении окружающих: « Я несу ответственность за причиненный ущерб и постараюсь найти способ, которым я могу его возместить».
Признание своего проступка и попытка исправить его позволяют вновь вступить в контакт с окружающей средой. Метафорой такой работы мог бы быть выход из непроницаемого пузыря: когда человек уходит в себя и не думает ни о чем, кроме своего проступка, то он надежно защищен от всяческих столкновений с непроницаемой сферой вины, но в то же время он продолжает жить в ужасной изоляции и одиночестве. Прорвать эту непроницаемую сферу - дело непростое, но именно так открывается путь к контакту. В области сексуальных отношений нам встретится и невротическая вина, в основании которой лежат не реальные события, а субъективная убежденность в том, что «это наверняка случилось из-за меня». Здесь речь идет не о реальном, а о воображаемом проступке. Бывает, что реальная вина и вина невротическая смешиваются; посмотрим, как это происходит на примере случая с Кристианой, с которой мы уже встречались в главе об инцесте.
От этого чувства отделаться намного сложнее. Оно формируется еще в детстве, находя себе опору в переживании человеком собственной ничтожности. Впоследствии оно определит такую линию поведения, которую будет сложно заметить, выделить и - особенно - изменить. Долго занимаясь исследованием своего чувства вины, Кристиана обнаружила те две фразы, на которых строится это чувство: «За удовольствие надо платить» и «Я достойна прощения, если только я страдаю».
В гештальт-подходе, который часто называют «терапией ответственностью», человеку предлагается перейти от ретрофлексивной позиции вины к позиции выбора. Вслед за Сартром мы можем заявить: «Что теперь я сделаю из того, что сделали из меня?» Такой переход от вины к ответственности, когда человек берет в свои руки управление собственной жизнью, является очень важным моментом. У Кристианы этот переход осуществился в тот день, когда она смогла заявить о своем праве на сексуальное удовольствие и поняла, что это право не возлагает на нее ответственность за инцест, совершенный ее отцом. Эта работа отразилась и на ее взрослой жизни; она смогла сказать своему любовнику о том, чего ей хочется в близких отношениях, и открыться удовольствию. Что такое стыд?Стыд - явление другого порядка. Он связан не с поступками, а с самим человеком, ощущающим свою нарциссическую слабость, так как он был когда-то поражен в самую глубину своего существа. Если он захочет выразить свое состояние, то сделает это фразами, которые будут начинаться со слов: «Мне стыдно, что я - ...» Стыд обычно опирается на унижения, пережитые в детстве; он складывается на основе чувства собственной неполноценности, ненависти к себе, подавленности, молчания о своих страданиях. Стыд приводит человека в тупик, где он остается совсем один под пристальным взглядом другого человека или общества, испытывая от этого желание провалиться сквозь землю и исчезнуть. Венсан де Гольжак считает, что стыд лежит на пересечении психической и социальной сфер: «Это социальная болезнь, которую невозможно лечить внутри самого общества, и поэтому она вызывает психические осложнения. И тогда это психическое страдание начинает искажать как бессознательное функционирование субъекта, так и его отношения с окружающим миром». Сексуальность - это наиболее подходящая для развития стыда область; достаточно вспомнить, что еще совсем недавно половые органы назывались «срамными местами»! У многих из нас сохранились те тяжелые воспоминания, которые способствовали формированию сексуального стыда.
Стыд может возникать и на основе актуальных событий или действий, если мы полагаем, что не соответствуем ценностям и нормам, принятым в нашем социальном окружении:
Кроме того, стыд может носить глобальный характер и не быть связанным с определенными событиями или действиями:
В каждом из этих случаев можно обнаружить давнее либо совсем свежее унижение и реальное либо воображаемое присутствие другого человека, который видит это унижение. Изолируя человека от окружающей среды, стыд в то же самое время парадоксальным образом позволяет сохранить с ней связь: ведь если мне стыдно, то это значит, что я еще принадлежу этому миру. Если бы у меня совсем исчезло это переживание, то я мог бы уйти в безумие. Как только стыд укореняется внутри человека, он способен разрушить даже сами попытки ему противодействовать. Одно внешнее событие ведет к формированию внутреннего мира, отмеченного печатью ненависти к самому себе и ощущения собственной ничтожности. Жан-Пьер, изнасилованный в подростковом возрасте своим учителем, хорошо описывает такой процесс внутреннего укоренения стыда:
Преодоление стыдаНа первом этапе работы происходит осознание и приятие этого сложного чувства. Он труден как для самого клиента, который иногда с головой вязнет в стыде и оказывается неспособным его осознать, так и для сопровождающего его терапевта. В основе формирования чувства стыда лежит переживание унизительной ситуации в отсутствии достаточной поддержки. Признание этого аффекта в присутствии другого человека, который просто слушает, равносильно признанию его законности.
Чтобы преодолеть стыд или хотя бы противостоять параличу, который вызывается стыдом, на первом этапе важно сказать: «Мне стыдно». Это способ вернуть человека в контакт, в противном же случае чувство стыда полностью изолирует его от внешнего мира и помешает ему говорить. Следующий шаг состоит в том, чтобы клиент понял всю сложность своих эмоций и выразил их тому, кто присутствует рядом и с кем у него возникли отношения. Это требует от психотерапевта особой восприимчивости и чувствительности к этому вопросу, что возможно в том случае, если он уже сам его изучил и проработал. Он должен продумать, в какой помощи нуждается этот человек, ибо своим поведением и отношением он рискует усилить стыд тем, что, предлагая слишком много поддержки, вызывает у человека еще большее чувство собственной никчемности, либо совсем уходит из поля, оставляя человека один на один с его болезненными переживаниями. Если в атмосфере наших семинаров начинает витать стыд, то мы стремимся обозначить и назвать его, отмечая, что стыд - это тяжелое, но почти неизбежное переживание. На одном из семинаров, где сексуальный стыд проявился с особой силой, мы создали следующее упражнение, состоящее из нескольких этапов: «Мне стыдно...» Каждый участник семинара в режиме автоматического письма записывает все приходящие ему на ум фразы, начиная их со слов «Мне стыдно...», оставаясь при этом в области сексуальности. Закончив самостоятельный этап работы, желающие могут прочитать свои фразы вслух. Для кого-то это будет равносильно освобождающему признанию: «Наконец-то я могу вам признаться, кто я такой на самом деле»; и это признание может оказаться первым шагом на пути к восстановлению собственного положительного образа. Статуи стыда Этот эксперимент является продолжением предыдущего. Он носит факультативный характер и предлагается только тем, кто захочет его выполнить. Объединившись в малые группы, участники семинара занимаются постановкой сцен стыда в технике живой скульптуры: «скульптор» использует в качестве пластилина одного или нескольких участников группы, вылепливая из них живую картину. Этот эксперимент позволяет человеку увидеть со стороны, из чего возникает страх, смотря на происходящее, как на театральную постановку с тем преимуществом, что сам ее создатель, не будучи включенным в эту скульптуру, может комментировать свое творение, рассматривать его с разных сторон и просить актеров изменить какие-то жесты или позы.
На первом этапе Беатрис становится режиссером своего стыда, смотрит на него и присваивает его себе. Кроме того, она показывает эту ситуацию другим людям и говорит им: «Смотрите, что сделал со мной стыд!» А ведь прежде это чувство вынуждало ее молчать и прятаться. И наконец, выразив свой гнев в разорванной на куски красной бумаге, она смогла приоткрыть для себя всю ту сложную гамму чувств, которые скрывались за стыдом и в которые она еще углубится на следующем этапе терапии. Хотелось бы, чтобы это небольшое путешествие в сопровождении вины и стыда, которые присущи всем людям, научило нас понимать и принимать их в нашей сексуальности. Даже после краткого анализа данной проблемы мы смогли констатировать, что у стыда и вины есть много различий и только одна общая черта: они оба ведут к переживанию изолированности и отчужденности. А это значит, что мы, как терапевты, будем стремиться к созданию достаточно поддерживающих отношений, дающих опору и толчок остановившемуся развитию клиента. Сексуальность, любовь и Гештальт
Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и нетипичных. Для психологов, психотерапевтов, врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой темой.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |