|
ЗаключениеВсе эксперименты, которые мы здесь обсуждали, дали надежные результаты: - эксперименты исследователей, которые изначально были заинтересованы в доказательстве гипотезы о культурной обусловленности выражения эмоций или были приверженцами теории, утверждающей, что универсальности в отношении эмоций не существует, а также эксперименты тех, кто стремился доказать универсальность эмоций; - эксперименты на основе оценочного подхода, а также одного исследования, в котором применялся компонентный подход мимического поведения; - эксперименты, в ходе которых изучалась спонтанная мимика, а также произвольно создаваемые виды выражения эмоций на лице. Сопоставимые результаты были получены в ходе исследований в рамках 13 культур, обладающих письменностью (многие испытуемые принимали участие в экспериментах, которые проводили несколько исследователей):
А также в рамках двух культур, не обладающих письменностью и визуально изолированных от других культур: племя форе из Новой Гвинеи и племя дани из Большой долины в индонезийской части западной Новой Гвинеи. Они перестали пользоваться каменными топорами и вести межплеменные войны только в 1960-х годах. Карл и Элеанор Хайдеры сомневались, что племя дани оценит выражение лиц на предложенных нами фотографиях точно так же, как представители других культур, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в языке дани нет соответствия названиям этих шести эмоций. Хайдеры несколько месяцев работали с нами, осваивая наши методы изучения мимики в дописьменной культуре. Одни и те же виды мимики ассоциируются с одними и теми же типами эмоций независимо от культуры или языка. Сто лет спустя после того, как Дарвин написал свою знаменитую книгу о выражении эмоций, можно сделать вывод, что существуют некоторые виды выражения эмоций с помощью мимики, которые универсальны и свойственны всем представителям человечества. Этот вывод заставляет нас сформулировать два вопроса о происхождении универсальных видов мимики. 1. Как так получается, что существуют одинаковые мимические движения, общие для всех людей, независимо от того, к какой культуре они принадлежат? 2. Почему конкретное движение мимической мускулатуры ассоциируется с конкретной эмоцией? Например, отчего мы не сжимаем губы, когда счастливы, и изгибаем их, когда сердимся? Данные, подтверждающие универсальность эмоций, на эти вопросы не отвечают, но повышают вероятность того, что мы найдем ответы. Дарвин считал, что ответ на первый вопрос таков: выражение лица обусловлено врожденными факторами. Во введении в этой книге мы указывали, что универсальное выражение лица может возникать в силу специфического, культурно обусловленного опыта, и пояснили свою точку зрения о том, что некоторые универсальные виды мимики могли быть результатом эволюции от подобных видов выражения лица, а некоторые, должно быть, обусловлены генетически. Этот вопрос еще ждет дальнейших исследований. Дарвин полагал, что на второй вопрос можно ответить, если изучить эволюцию выражения лица, сходство между разными видами выражения лица человека и других приматов. Он предложил три принципа объяснения, которые будут более детально изложены другими авторами в этой книге. Мы рекомендуем читателю главу, написанную Шевалье-Скольникофф, в качестве ответа на вопрос о сходстве между человеком и приматами в том, что касается выражения лица. В этой главе мы предложили окончательный ответ на один из вопросов, сформулированных Дарвином: да, действительно существуют универсальные способы выражения эмоций. Мы завершаем эту главу цитатой из нашего доклада (Ekman, 1972) о кросс-культурных исследованиях (в нем мы представили нейрокулыурную теорию выражения лица, с помощью которой была предпринята попытка изучить как универсальные (нейтрально обусловленные), так и культурно обусловленные (усвоенные в результате обучения) элементы выражения лица).
Эволюция эмоций
Мы с детства знаем, что человек произошел от обезьяны. Но, а как же человеческая психология, например, выражение эмоций? Неужели наши эмоции тоже наследованы нами от ближайшего предка? Дарвин утверждал, что мы не можем понять выражение эмоций человека без понимания эмоциональных проявлений у животных, так как наши эмоциональные выражения в значительной степени определяется нашей эволюцией. Доктор Пол Экман анализирует, насколько был прав Дарвин, чем отличаются человеческие эмоции от эмоций животных, и так ли далеко мы ушли от братьев меньших по эволюционной лестнице. И почему базовые эмоции у всех людей похожи, вне зависимости от их расы, национальности и воспитания.
|
|
||||||||||||||||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |