|
От скульптуры к ролевой игреСемьи, приходящие на консультацию, в разной степени готовы принять участие в ролевой игре. Положительный индикатор такой готовности — открытое и живое участие всех членов семьи в беседе с самого ее начала, и установление хорошего контакта с терапевтом. При работе с фигурами скульптуры мы можем видеть, как дети и родители реагируют на образно-сценический метод работы. Взрослым чаще всего нужно преодолеть довольно высокий психологический порог, и им требуются разъяснения терапевта, помогающие войти в игру. Поэтому наша собственная уверенность и удовольствие, получаемое от игры, оказывают большое влияние на то, смогут ли родители принять участие в ролевой игре. Работа, сочетающая скульптуру и ролевую игру, описывается в следующих примерах. СемьяСемья проживала в большом поселке, где жили также родители матери и отца. ДинамикаРюдигер всегда был активным ребенком, и как первый внук — «принцем» в большой семье. Однако в первом классе он оказался в роли козла отпущения, от которой он так и не смог больше освободиться. Он стал в определенном смысле «негативным принцем», получая желаемую порцию внимания окружающих в виде реакции на свое «плохое» поведение. В данном случае большую роль, вероятно, играло его вытесненное соперничество по отношению к Яну. СкульптураВ описании беседы с семьей, в которой скульптурно прорабатывалась тема «родители и Рюдигер», оставлена лишь существенная информация. Рюдигер выбрал следующих животных:
Так как семья открыто и оживленно принимает участие в работе, я считаю возможным на следующих сессиях предложить им ролевую игру, в которой они проиграли бы ситуацию с домашними заданиями, стоящую у всех «поперек горла». Семья объявляет о своей готовности, и мы все вместе идем в игровую комнату, потому что там больше возможностей для «оформления» пространственных связей.
Все внимательно слушали. После моего вопроса Рюдигер признал, что тут есть доля правды. А родители рассказали о многочисленных положительных сторонах своего сына: он — разумный мальчик, на него можно положиться, он всегда готов прийти на помощь и т.д. Тем самым родители — может быть, ненамеренно — усиливали его «лисьи стороны» и косвенно поддерживали его желания: быть принятым и понятым членами семьи и занять в семье место «кронпринца». Затем в коротком обсуждении игры отец смог высказаться из своей роли. Он сказал, что для Рюдигера, вероятно, было очень тяжело в одиночку преодолевать свое упрямство. Мать отметила, что во время сессии она смогла отчетливо осознать, как глубоко, вероятно, Рюдигер переживал ее неодинаковое отношение к нему и к маленькому Яну. А Рюдигер сказал: «У мамы такие теплые ноги, маленьким быть тоже замечательно». Я еще раз высказал родителям и Рюдигеру мою признательность за их готовность принять участие в такой игре, ведь они могли иначе представлять себе семейное консультирование, и отец, улыбаясь, подтвердил мое предположение. Четыре недели спустя все трое сообщили, что дела у них идут значительно лучше. КомментарииВажной отличительной чертой этой инсценировки были различные обмены ролями: отец в роли Крокодила как одной из частей личности сына, Рюдигер в роли положительной стороны своей личности — Хитрой лисы, а во второй сцене — в роли четырехлетнего Яна, символизирующей его регрессивные желания. Образ матери также стал более дифференцированным благодаря двум ролям — требовательно контролирующей матери и заботливо дающей матери. Мать стала лучше осознавать свое различное отношение к детям. Я сам был в роли Старого Лиса поддерживающим двойником, а в роли Рюдигера я отражал мальчику его внутриличностный конфликт между необходимостью справляться с адекватной его возрасту нагрузкой в школе и дома и регрессивной тенденцией, вносящей свой вклад в соперничество с братом. По поводу таких интервенций Krüger замечает: «Обмен ролями как психодраматическая техника имманентно охватывает построение ситуации на сцене, игру и отражение. Он углубляет и расширяет поле конфликта и помогает снять защиту, осуществляемую посредством механизмов проекции, отрицания и идентификации» (Krüger, 1989). Можно добавить, что обмен ролями помогает опираться на ресурсы. Так, например, благодаря введению фигуры лисы «патовая ситуация» во взаимодействии фигур ослабилась уже во время работы со скульптурой, а самовосприятие Рюдигера стало более дифференцированным. Взгляд родителей также освободился от фиксации на Крокодиле, и они смогли глубже понять возникшую проблематику, прежде всего горькие переживания Рюдигера, когда он из-за своего упрямства сам вытеснял себя со своей «центральной позиции» принца. В роли Старого Лиса у меня была возможность помочь мальчику выдержать напряжение конфликта, отраженного отцом и матерью в разыгранной сцене. Диалог со Старым Лисом заставил Рюдигера задуматься о собственных мотивах, что могло способствовать поиску решения конфликта. Даже те дети, которые сразу начинают сопротивляться любому дублированию, потому что они воспринимают его как нечто слишком внедряющееся в их внутренний мир и раздражающее, хорошо принимают двойника в виде животного-друга. В такой форме двойник — желанный спутник и помощник для ребенка, как и для многих сказочных героев. Процесс оборудования сцены очень важен для разогрева семьи. Кроме того, у консультанта должна быть как можно более четкая картина данной конкретной ситуации. Он должен задавать вопросы в связи с обустройством сцены, для того чтобы семья могла проецировать свои собственные представления на фрагменты обстановки. В семье — благодаря фигурам, их «оживлению» и последующей ролевой игре — запускаются интенсивные обучающие процессы, которые время от времени делают прозрачными для семьи живое подвижное взаимодействие между ее членами, межличностную динамику и симптоматику. Это, однако, не значит, что подобные конфликты не будут больше повторяться. В заключение — еще несколько замечаний по поводу использования фигур в работе с детьми различных возрастов. Дети младше пяти лет так «растворяются» в игре, что фигуры иногда обретают для них магически-реальное существование. Это усложняет для терапевтов понимание символического значения фигур, поэтому я считаю довольно затруднительным применение данного игрового материала при работе с маленькими детьми. Так, например, многие дети этого возраста бывают совершенно заворожены фигурой крокодила с распахнутой пастью, так как оральная тематика со всеми своими оттенками для этого возраста особенно актуальна. Получается, что не дети выбирают эту фигуру, а она «выбирает» их, глубоко впечатляя или пугая. Если же восьмилетний ребенок берет крокодила, долго держит его в руке, потом снова убирает и играет с овцами и ягнятами, то в этом случае можно говорить о «процессе выбора». И мы с надлежащей осторожностью можем интерпретировать этот выбор как символическое изображение внутриличностной или межличностной динамики. По моему мнению, при работе с более старшими детьми этот подход можно применять без ограничений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Описанные ниже примеры иллюстрируют терапевтические возможности, которые заключает в себе психодраматическая работа с фигурами и куклами, надеваемыми на руку. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе
В книге представлен опыт практической работы с детьми методом психодрамы. Авторы подробно описывают особенности применения этого метода в семейном консультировании, в индивидуальной психотерапии с детьми и подростками. Отдельные разделы книги посвящены профилактике агрессивного поведения детей в детском саду и школе. Приведены программы подготовки воспитателей и учителей к самостоятельной профилактической работе с детьми. Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также учителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |