Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Вальтер Холл

Вальтер Холл
(Walter Holl)

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Содержание:

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Статья из книги Айхингер А., Холл В. «Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе». Пер. с нем.: Климова Елена, Комарова Вера – М. Генезис, 2005 – 336 с. – (Детская психотерапия)

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

От скульптуры к ролевой игре

Семьи, приходящие на консультацию, в разной степени готовы принять участие в ролевой игре. Положительный индикатор такой готовности — открытое и живое участие всех членов семьи в беседе с самого ее начала, и установление хорошего контакта с терапевтом. При работе с фигурами скульптуры мы можем видеть, как дети и родители реагируют на образно-сценический метод работы. Взрослым чаще всего нужно преодолеть довольно высокий психологический порог, и им требуются разъяснения терапевта, помогающие войти в игру. Поэтому наша собственная уверенность и удовольствие, получаемое от игры, оказывают большое влияние на то, смогут ли родители принять участие в ролевой игре.

Работа, сочетающая скульптуру и ролевую игру, описывается в следующих примерах.

Семья

Семья проживала в большом поселке, где жили также родители матери и отца.
Отец, 36 лет, чиновник.
Мать, 32 года, служащая, работала неполный день.
Дети: Рюдигер 11-ти лет, Барбара 8-ми лет, Ян 4-х лет.
Рюдигер — крупный, полный сил и энергии, легко идущий на контакт мальчик, прежде очень хорошо успевал в школе. Примерно год назад он стал упрямым, отказывался выполнять просьбы как в школе, так и дома, особенно если речь шла о домашних заданиях. Результат: ежедневные конфликты дома, растерянность родителей, плохие отметки.

Динамика

Рюдигер всегда был активным ребенком, и как первый внук — «принцем» в большой семье. Однако в первом классе он оказался в роли козла отпущения, от которой он так и не смог больше освободиться. Он стал в определенном смысле «негативным принцем», получая желаемую порцию внимания окружающих в виде реакции на свое «плохое» поведение. В данном случае большую роль, вероятно, играло его вытесненное соперничество по отношению к Яну.

Скульптура

В описании беседы с семьей, в которой скульптурно прорабатывалась тема «родители и Рюдигер», оставлена лишь существенная информация.

Рюдигер выбрал следующих животных:
Отец — лев, мать — лошадь белой масти.
Рюдигер — крокодил, сестра — жираф, брат — буйвол.

Сначала Рюдигер размещает животных дружно рядом друг с другом и говорит, ставя крокодила: «Я в середине, потому что я наследный принц!» Родители подтверждают, что так называли его бабушки и дедушки.

 

КАРТИНКА 5 (звери стоят рядом: жираф, лев, крокодил, белая лошадь, буйвол)

 

Интервенция: «Если ты упрямишься, ссоришься с мамой из-за домашних заданий, то ты стоишь, наверное, вот тут — и, вероятно, не чувствуешь себя больше кронпринцем?» И во время этого замечания я отставляю крокодила от семейной группы на добрые полметра.

У Рюдигера глаза наполняются слезами.

«Но ты же не только крокодил, упрямый и злющий, я слышал еще, что на самом деле ты умный и сообразительный. Какое животное могло бы представлять твой ум и смышленость?» — развиваю я свою интервенцию.

Рюдигер выбирает лису, и мы говорим о том, какое влияние имеет лиса на крокодила и наоборот.

 

КАРТИНКА 6 (звери по парам: жираф и лев, лошадь и буйвол, напротив — лиса и крокодил)

 

Так как семья открыто и оживленно принимает участие в работе, я считаю возможным на следующих сессиях предложить им ролевую игру, в которой они проиграли бы ситуацию с домашними заданиями, стоящую у всех «поперек горла». Семья объявляет о своей готовности, и мы все вместе идем в игровую комнату, потому что там больше возможностей для «оформления» пространственных связей.

Чтобы познакомиться со скульптурой, снять излишнюю серьезность ситуации и таким образом устранить психологическое давление на семью, я предлагаю им следующие роли:

«Вы, господин Х, пожалуйста, играйте упрямую крокодильскую часть вашего сына. Вы, госпожа Х, в роли белой лошади сделаете так, чтобы крокодил не лежал на своем месте в центре, а стал из-за домашних заданий совсем непослушным и упрямым. А ты, Рюдигер, будешь хитрой, смекалистой лисой, которая наблюдает за происходящим из своего укрытия, и если ты согласен, то я буду играть старого лиса, который дружит с лисой». (Эту вспомогательную роль двойника я ввожу для того, чтобы иметь возможность вести диалог с Рюдигером).

Затем мы вместе строим угловой диванчик и стол на кухне, где Рюдигер обычно выполняет домашние задания.

И тут становится наглядным важное сопутствующее обстоятельство, которое, вероятно, без построения декораций и без инсценирования осталось бы незамеченным: на вопрос, где обычно находится мама, я узнаю, что она чаще всего сидит в гостиной рядом с кухней, и смотрит с 4-х летним Яном детскую передачу по телевизору. На Рюдигера же она обращает внимание, только чтобы его проконтролировать и поторопить, так как она не ожидает, что мальчик что-то сделает сам.

Поэтому мы строим также и гостиную с телевизором и софой перед ним. Гостиная отделена от кухни изразцовой печью.

Первая сцена

Сначала родители проигрывают ситуацию с выполнением домашних заданий, Лиса и Старый Лис прячутся за печью и наблюдают за происходящим. Когда конфликт в самом разгаре, Старый Лис спрашивает Лису: «Лиса, как ты думаешь, ведь у Лошади нет никаких шансов против Крокодила с его панцирем? Она еще и рада будет, если Крокодил ее не укусит, правда?» Рюдигер смеется.

Старый Лис: «Сколько это еще продлится?»

Рюдигер отвечает: «Еще долго!»

Старый Лис: «Как ты думаешь, Лиса, ты ведь умная и хитрая, выйдет из этого что-нибудь путное?»

Лиса: «Вот глупый Крокодил, его же на улице друзья ждут!»

Старый Лис: «Но сейчас он, кажется, так разозлился, что ему все до лампочки. Что тут можно сделать, как ты думаешь?»

Лиса: «Я сейчас пойду туда и скажу ему, что друзья ждут!»

Рюдигер подкрадывается к отцу (Крокодилу) и шепчет ему что-то на ухо, тот после некоторых колебаний начинает писать в тетради.

Я заканчиваю сцену на этом месте и благодарю всех за совместную игру, так как теперь могу все представить себе гораздо лучше.

Вторая сцена

Вслед за этим я перехожу к следующей сцене: «Рюдигер, я бы мог проиграть тебе то, о чем я сейчас думаю — согласен?» И после его согласия я создаю следующую сцену:

Отца я сажаю на место зрителя. Мать я прошу занять место на софе перед телевизором, а Рюдигеру поручаю прижаться к маме так же, как это делает маленький Ян: «Ты сейчас маленький Рюдигер, как тогда, когда тебе было столько лет, сколько сейчас Яну». На мой вопрос, что за фильм смотрят мама и Ян, Рюдигер смог без колебаний ответить — он был в курсе дела. Потом я объяснил, что сейчас я в роли большого Рюдигера, школьника, сижу за уроками на кухне и думаю вслух. Я сказал примерно следующее: «Какая несправедливость! Я должен здесь сидеть и учить уроки, а мама и маленький братик уютно сидят перед телевизором! Я тоже ничего не буду делать! Но ведь мама скоро снова придет и — я это точно знаю! — начнет придираться. Меня вообще очень часто несправедливо ругают, но они могут об меня обломать себе зубы — у меня панцирь крокодила! На самом деле, я ведь не крокодил, а кронпринц! Наверно, они об этом забыли!»

Все внимательно слушали. После моего вопроса Рюдигер признал, что тут есть доля правды. А родители рассказали о многочисленных положительных сторонах своего сына: он — разумный мальчик, на него можно положиться, он всегда готов прийти на помощь и т.д. Тем самым родители — может быть, ненамеренно — усиливали его «лисьи стороны» и косвенно поддерживали его желания: быть принятым и понятым членами семьи и занять в семье место «кронпринца».

Затем в коротком обсуждении игры отец смог высказаться из своей роли. Он сказал, что для Рюдигера, вероятно, было очень тяжело в одиночку преодолевать свое упрямство. Мать отметила, что во время сессии она смогла отчетливо осознать, как глубоко, вероятно, Рюдигер переживал ее неодинаковое отношение к нему и к маленькому Яну. А Рюдигер сказал: «У мамы такие теплые ноги, маленьким быть тоже замечательно».

Я еще раз высказал родителям и Рюдигеру мою признательность за их готовность принять участие в такой игре, ведь они могли иначе представлять себе семейное консультирование, и отец, улыбаясь, подтвердил мое предположение.

Четыре недели спустя все трое сообщили, что дела у них идут значительно лучше.

Комментарии

Важной отличительной чертой этой инсценировки были различные обмены ролями: отец в роли Крокодила как одной из частей личности сына, Рюдигер в роли положительной стороны своей личности — Хитрой лисы, а во второй сцене — в роли четырехлетнего Яна, символизирующей его регрессивные желания.

Образ матери также стал более дифференцированным благодаря двум ролям — требовательно контролирующей матери и заботливо дающей матери. Мать стала лучше осознавать свое различное отношение к детям.

Я сам был в роли Старого Лиса поддерживающим двойником, а в роли Рюдигера я отражал мальчику его внутриличностный конфликт между необходимостью справляться с адекватной его возрасту нагрузкой в школе и дома и регрессивной тенденцией, вносящей свой вклад в соперничество с братом. По поводу таких интервенций Krüger замечает: «Обмен ролями как психодраматическая техника имманентно охватывает построение ситуации на сцене, игру и отражение. Он углубляет и расширяет поле конфликта и помогает снять защиту, осуществляемую посредством механизмов проекции, отрицания и идентификации» (Krüger, 1989).

Можно добавить, что обмен ролями помогает опираться на ресурсы. Так, например, благодаря введению фигуры лисы «патовая ситуация» во взаимодействии фигур ослабилась уже во время работы со скульптурой, а самовосприятие Рюдигера стало более дифференцированным. Взгляд родителей также освободился от фиксации на Крокодиле, и они смогли глубже понять возникшую проблематику, прежде всего горькие переживания Рюдигера, когда он из-за своего упрямства сам вытеснял себя со своей «центральной позиции» принца.

В роли Старого Лиса у меня была возможность помочь мальчику выдержать напряжение конфликта, отраженного отцом и матерью в разыгранной сцене. Диалог со Старым Лисом заставил Рюдигера задуматься о собственных мотивах, что могло способствовать поиску решения конфликта.

Даже те дети, которые сразу начинают сопротивляться любому дублированию, потому что они воспринимают его как нечто слишком внедряющееся в их внутренний мир и раздражающее, хорошо принимают двойника в виде животного-друга. В такой форме двойник — желанный спутник и помощник для ребенка, как и для многих сказочных героев.

Процесс оборудования сцены очень важен для разогрева семьи. Кроме того, у консультанта должна быть как можно более четкая картина данной конкретной ситуации. Он должен задавать вопросы в связи с обустройством сцены, для того чтобы семья могла проецировать свои собственные представления на фрагменты обстановки. В семье — благодаря фигурам, их «оживлению» и последующей ролевой игре — запускаются интенсивные обучающие процессы, которые время от времени делают прозрачными для семьи живое подвижное взаимодействие между ее членами, межличностную динамику и симптоматику. Это, однако, не значит, что подобные конфликты не будут больше повторяться.

В заключение — еще несколько замечаний по поводу использования фигур в работе с детьми различных возрастов.

Дети младше пяти лет так «растворяются» в игре, что фигуры иногда обретают для них магически-реальное существование. Это усложняет для терапевтов понимание символического значения фигур, поэтому я считаю довольно затруднительным применение данного игрового материала при работе с маленькими детьми. Так, например, многие дети этого возраста бывают совершенно заворожены фигурой крокодила с распахнутой пастью, так как оральная тематика со всеми своими оттенками для этого возраста особенно актуальна. Получается, что не дети выбирают эту фигуру, а она «выбирает» их, глубоко впечатляя или пугая.

Если же восьмилетний ребенок берет крокодила, долго держит его в руке, потом снова убирает и играет с овцами и ягнятами, то в этом случае можно говорить о «процессе выбора». И мы с надлежащей осторожностью можем интерпретировать этот выбор как символическое изображение внутриличностной или межличностной динамики.

По моему мнению, при работе с более старшими детьми этот подход можно применять без ограничений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Описанные ниже примеры иллюстрируют терапевтические возможности, которые заключает в себе психодраматическая работа с фигурами и куклами, надеваемыми на руку.

Назад Вперед

Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе


В книге представлен опыт практической работы с детьми методом психодрамы. Авторы подробно описывают особенности применения этого метода в семейном консультировании, в индивидуальной психотерапии с детьми и подростками. Отдельные разделы книги посвящены профилактике агрессивного поведения детей в детском саду и школе. Приведены программы подготовки воспитателей и учителей к самостоятельной профилактической работе с детьми. Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также учителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация