Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Вальтер Холл

Вальтер Холл
(Walter Holl)

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Содержание:

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Статья из книги Айхингер А., Холл В. «Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе». Пер. с нем.: Климова Елена, Комарова Вера – М. Генезис, 2005 – 336 с. – (Детская психотерапия)

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Работа с фигурами в случае отказа от контакта

Следующий пример описывает, как с помощью скульптуры для 14-летнего мальчика проясняются причины трудной ситуации в семейных отношениях.

Мать и отчим сформулировали свой запрос так: следует ли оказывать давление на Фабиана, чтобы он установил контакт со своим родным отцом?

Фабиану было 14 месяцев, когда его родители расстались, с тех пор между мальчиком и отцом не было никакого контакта. Через год состоялся официальный развод, отец отказался от родительских прав и больше не хотел видеться с женой и сыном. В пять лет Фабиан узнал, что у него есть родной отец, по словам матери, никак на это не прореагировав. Через 12 лет после развода, когда мать подала заявление на повышение суммы алиментов, отец захотел встретиться со своим сыном, — Фабиан отказался. Адвокат, убежденная в важности контакта между сыном и отцом, уговорила мать пойти с Фабианом на консультацию к психологу.

Семья

Мать была на восьмом месяце беременности и ожидала своего пятого сына. Фабиан уже был по-подростковому долговяз, но из-за своего нежного круглого лица походил скорее на десятилетнего мальчика. Сначала я побеседовал с ним о его жизненной ситуации в целом, и когда мальчик стал более открытым, я предложил ему найти для членов семьи фигуры животных и составить из них групповую скульптуру.

Скульптура

Выбор фигур Фабианом:
Мать и отец семьи — большие лошади.
Брат 10-ти лет — овчарка, брат 6-ти лет — кошка, брат 3-х лет — маленькая собачка.
Для себя самого Фабиан выбрал фигуру жеребенка.

Расстановка Фабиана, отражающая его взгляд на ситуацию:

 

КАРТИНКА 7 (большие лошади и собачка, напротив — овчарка, жеребенок и кошка)

 

Задавая вопросы по мере расстановки мальчиком фигур, я узнаю от Фабиана, что он часто был посредником между двумя братьями, которые жили «как кошка с собакой», тем самым он поддерживал мать. С отчимом и двумя братьями его объединял футбол: они были болельщиками и играли сами. Во время конфликтов с одним из родителей он сначала отступал, потом обращался за поддержкой к другому родителю и только с его помощью пробовал разрешить проблему.

Интервенция: В ответ на мою просьбу выбрать фигуру для своего родного отца Фабиан выбирает фигуру большого слона. Мальчик сомневается, куда его поставить, а потом помещает фигуру довольно близко к своему стулу. (Тут можно предположить, что Фабиан на бессознательном уровне хочет установить отношения с отцом). Затем я показываю мальчику различные варианты отношений между фигурами (отец приходит к сыну, сын часто приходит к отцу и его новой семье, сын встречает отца на спортплощадке и др.), и он отодвигает слона очень далеко от себя.

Интервенция: «Ты пришел сюда с мамой, из-за того, что возник вопрос, почему ты не хочешь встречаться с родным отцом. Если ты сейчас только в мыслях представишь себе, что встретил его, то куда бы ты мог поставить своего жеребенка?» — спрашиваю я.

Фабиан ставит жеребенка на полпути между семьей и родным отцом со словами: «Я бы держал дистанцию, не разговаривал с ним, и вообще без моей мамы я не стал бы встречаться с отцом!»

По моей просьбе мальчик ставит маму-лошадь рядом со своей фигурой (я отмечаю про себя, что сейчас семья в скульптурном воплощении выглядит очень разобщенной). Фабиан говорит: «Так я бы чувствовал себя увереннее, но все же это нехорошо — в этой семье я вырос (он показывает пальцем на другие фигуры), я принадлежу этой семье!»

Интервенция: «В твоем возрасте другие ребята уже начинают проводить свободное время то с семьей, то с друзьями». С этими словами я беру жеребенка-Фабиана и двигаю его то в направлении от семьи к другим фигурам животных (которых я в качестве его друзей спонтанно сгруппировал в некотором отдалении от семьи), то в обратном направлении — к семье. «У тебя тоже так?» — продолжаю я.

«Не часто», — отвечает Фабиан, и мать кивает, подтверждая его слова.

«Вот что я себе представляю: через несколько недель у тебя родится еще один братик. Поэтому для тебя (я показываю на его жеребенка) очень важно занимать надежное место между собакой и кошкой… там, где ты нужен, но и не очень далеко от отчима, чтобы ты с ним, когда захочешь, мог поговорить о футболе».

«Точно», — говорит Фабиан, сияя.

«И поэтому для тебя совсем некстати, что твой родной отец хочет встретиться с тобой. Может быть, надо подождать, пока ты сам не захочешь увидеть его?» — подвожу я итог.

Комментарии

Я рассказал о работе с Фабианом и его матерью, не слишком вдаваясь в детали. И без них легко увидеть, как быстро все члены семьи, благодаря работе с фигурами, пришли к пониманию семейной динамики, несмотря на общепринятую точку зрения, что каждый ребенок для своего развития нуждается в контакте с родными отцом или матерью.

При анализе этого случая в первую очередь обращает на себя внимание как идентификация Фабиана с родителями (он выбрал для себя, матери и отчима фигуры лошадей), так и обусловленное этим его ведущее место в иерархии подгруппы братьев. Мать с одобрением подтвердила его лидерство. Кроме того, когда я наблюдал за Фабианом, у меня сложилось впечатление, что он внутренне ближе к младшим братьям, чем к ровесникам-подросткам. Его потребности в безопасности, защищенности и принадлежности семье показались мне более выраженными, чем его стремление к индивидуации [Индивидуация — процесс становления индивида или осознания им себя как самости, тесно связанный с процессом автономизации, отделения.].

Также не следовало недооценивать ожидаемое рождение пятого брата, которое вновь сделало актуальным и болезненным для Фабиана ранее неосознаваемый им вопрос о его собственном месте в семье. Несомненно и то, что многолетнее равнодушие родного отца, сильно разочаровавшее мальчика, усиливало его сопротивление встрече с ним. Хотя мать не раз говорила: «Конечно, Фабиан должен познакомиться со своим отцом, и если он сам этого захочет, я пойду вместе с ним», — но в целом ее позиция по отношению к родному отцу Фабиана, как и позиция отчима, была негативно-критической: он нерегулярно выплачивал и без того небольшие алименты. И это тоже могло повлиять на решение мальчика отказаться от контакта с отцом.

Спонтанно Фабиан выбрал только фигуры для членов своей семьи, хотя он знал тему беседы. Родной отец не был представлен отдельной фигурой, — это было проявлением сопротивления и определенным посланием мальчика.

После первой интервенции Фабиан выбрал для него фигуру слона, и теперь присутствия отца нельзя было не заметить. Достоен внимания тот факт, что Фабиан выбрал для отца фигуру с яркой положительной окраской, — по крайней мере, я за все годы работы не замечал, чтобы дети когда-либо приписывали слону отрицательные качества.

Из этого можно было заключить, что у Фабиана внутренний образ отца не был однозначно негативным, и отказ мальчика от контакта не мог быть обусловлен исключительно этим образом.

Вторая интервенция была приглашением к встрече жеребенка и слона. Насколько сильны были антипатия и тревога Фабиана, можно было легко увидеть по тому, как мальчик остановился на полпути. На моторном уровне антипатия проявлялась намного явственнее, чем на вербальном. Кроме того, если взглянуть на расстановку с социометрической точки зрения, то можно было наглядно убедиться, насколько «неравновесной» стала групповая скульптура. Это зрительное наблюдение, благодаря своей краткости и насыщенности, объясняло больше, чем можно было бы описать словами.

Целью третьей интервенции было, действуя с разрешения мальчика его жеребенком, выяснить, насколько успешно проходит пубертатное отделение Фабиана от матери и семьи. По тому, как незамедлительно, без задержки реагировали мать и сын, можно было сделать вывод, что мальчик еще мало продвинулся на этом пути.

При дальнейшем обсуждении я смог убедиться, что между Фабианом и отчимом существуют хорошие отношения. И скульптура животных, где была видна отчетливая идентификации мальчика с отчимом, подтверждала это мнение.

После этой работы для Фабиана и его родителей стали более понятны мотивы отказа мальчика от контакта. Фабиан успокоился, когда я поддержал его в решении самостоятельно определить время, подходящее для встречи с отцом.

В заключение можно сказать, что сегодня 19-летний Фабиан, хорошо окончив школу, уже второй год получает профессию. Его пубертатное развитие не выходило за рамки нормы, семья смогла пережить этот период относительно спокойно. Однако Фабиан до сих пор не хочет знакомиться со своим родным отцом.

Назад Вперед

Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе


В книге представлен опыт практической работы с детьми методом психодрамы. Авторы подробно описывают особенности применения этого метода в семейном консультировании, в индивидуальной психотерапии с детьми и подростками. Отдельные разделы книги посвящены профилактике агрессивного поведения детей в детском саду и школе. Приведены программы подготовки воспитателей и учителей к самостоятельной профилактической работе с детьми. Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также учителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация