Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Вальтер Холл

Вальтер Холл
(Walter Holl)

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Содержание:

Работа с фигурами и с куклами как интервенция в семейной терапии

Статья из книги Айхингер А., Холл В. «Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе». Пер. с нем.: Климова Елена, Комарова Вера – М. Генезис, 2005 – 336 с. – (Детская психотерапия)

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Биографические инсценировки с куклами, надеваемыми на руку

В следующем примере описана работа с 9-летней девочкой и ее матерью. Чтобы мать и дочь лучше осознали связь между событиями своей жизни, внутриличностной динамикой и симптоматическим поведением, мы сделали темой инсценировки биографию девочки. Интервенции с зайцем в качестве двойника были нацелены на то, чтобы преодолеть несоответствие между внутренними образами и реальностью.

Семья

Дженни было 2 года, когда ее отец, солдат армии США, должен был уехать из Германии обратно в Америку. Мать и дочь переехали вслед за ним. Примерно 2 года спустя отец демобилизовался из армии, дававшей ему внутреннюю опору и надежный доход. Он начал все больше и больше играть в азартные игры, менял места работы, а о пропитании должна была заботиться мать.

В пятилетнем возрасте Дженни вместе с матерью вернулась в Германию. Женщина предоставила мужу право приехать позднее и тем самым показать, что он хочет взять на себя ответственность за семью, — муж не приехал. Через год состоялся развод. Когда Дженни было 8 лет, родился ее сводный брат Петер, отец которого, Армин, часто жил вместе с ними, но все-таки сохранял за собой свою собственную квартиру. Отношение матери к Армину было очень двойственным.

Динамика

Дженни, импульсивная, крепкая девочка, до сих пор не теряла надежду, что папа, обладающей в ее глазах идеальными чертами, приедет в Германию, или заберет ее в США (он звонил ей примерно два раза в год).

После возвращения в Германию Дженни очень медленно осознавала факт расставания с отцом, потерю родины и перемену языка. В школе ей первое время было тяжело, потому что она едва разговаривала по-немецки. На нового партнера матери девочка сначала прореагировала амбивалентно. Затем отношение Дженни к нему ухудшилось, не последнюю роль в этом сыграли жесткие авторитарные представления Армина о воспитании. После рождения брата к чувству неприязни присоединилась еще и сильная ревность.

Дженни выработала для себя псевдо-автономию: она часто задерживалась у соседей, как будто бы ей не нужна была ее семья. Девочка часто обижала мать, отвергала ее или предъявляла к ней непомерно завышенные требования, чтобы потом оскорбленно удалиться, если эти требования не удовлетворялись. Мать чувствовала себя подавленной и разочарованной, не зная, как вести себя с дочерью, из чего Дженни делала вывод, что мать, как и Армин, больше любит маленького брата, чем ее.

После нескольких бесед с семьей и наблюдений за игрой Дженни я решил для продвижения терапевтической работы использовать психодраматическую игру с куклами, надеваемыми на руку, так как из-за оппозиционного поведения Дженни проводить беседы с семьей становилось все тяжелее. Мать и Дженни согласились, они также не возражали, чтобы я привлек к работе мою коллегу, так как предстояло разыгрывать много ролей.

Инсценировка была подготовлена матерью и моей коллегой, без Дженни. В процессе подготовки женщины обсуждали следующие гипотезы:

- Дженни идеализирует отца;

- Дженни, разочаровавшись в отце и будучи не в силах справиться с тревогой из-за своего двойственного к нему отношения, прибегает к расщеплению. Она проецирует «плохую» часть образа отца и свое «плохое» отношение к нему на мать и Армина;

- Дженни защищает свои регрессивные желания, развивая псевдо-автономию.

- Затем они разработали сценарий, руководствуясь следующими вопросами:

- Какие периоды жизни мы должны рассмотреть и каково их главное содержание?

- Какие фигуры подходят для инсценировки и какие дублирующие фигуры можно применить?

Не в последнюю очередь эта подготовка служила тому, чтобы уменьшить состояние неуверенности матери.

Инсценировка

Для начала мы еще раз объясняем Дженни наше намерение: мы хотим при помощи игры с куклами найти причину сложившейся в доме тяжелой обстановки.

Вместо ответа Дженни жалуется на боли в спине, ложится на ковер и с показной скукой на лице начинает играть с плюшевой собачкой. Мать этим явно раздражена.

Мы игнорируем поведение Дженни, благодарим ее за согласие и вслух размышляем: «Где могла бы здесь в комнате быть квартира и комната Дженни? А где — Америка? И как мы сделаем море между ними — может быть, с помощью этого голубого платка?»

Дженни вскакивает как наэлектризованная, боль в спине забыта. Девочка рассказывает нам, где находится квартира, где — Америка, соглашается с тем, чтобы голубым платком изобразить море, разделяющее Германию и Америку, и помогает нам разложить его на полу.

При помощи поролоновых сидений и платков я с Дженни и матерью намечаю кухню, а моя коллега сооружает дом отца в Америке.

Вслед за этим Дженни помогает выбрать кукол для персонажей нашей истории:

Мать — Королева, отец — Король, Дженни — Принцесса, Армин — Разбойник, Петер — Зеппль [Кукла, входящая в набор Каспер-театра, друг Каспера. — Примеч. переводчика.].

Девочка спонтанно берет еще и куклу зайца, который должен быть ее любимой игрушкой сначала в Америке, а потом в Германии.

Мы решаем, что мать возьмет на себя только роль Королевы, а Дженни — только Принцессы. Моя коллега берет на себя исполнение ролей родного отца Дженни, ее отчима и брата.

Дженни соглашается с тем, что я играю зайца, таким образом проясняется вопрос, кто же будет двойником. Режиссуру осуществляю я.

Первая сцена (сцены воспроизведены в очень сжатом виде)

Королева, Принцесса, Король и Заяц в Америке. (Участники инсценировки надевают своих кукол на руки).

Для разогрева мы начинаем со сцены завтрака, которая заканчивается тем, что мать (по указанию режиссера) говорит: «Король уволен из армии. Нам здесь плохо, в Германии лучше! Кроме того, у меня ностальгия, мне хочется лететь назад, в Германию».

Принцесса соглашается. Заяц (дубль) вслух высказывает свои сомнения: он не знает, где эта Германия и каково там жить, к тому же он умеет говорить только по-английски.

Королю все это не нравится, но Королева говорит: «Ты можешь приехать к нам, как только у нас будет квартира».

Дженни на мой вопрос, так ли все было, уточняет, что у Короля был печальный вид, и моя коллега играет роль Короля соответствующим образом.

Указания режиссера: «Все действующие лица сейчас ложатся так, как будто они спят, потом прозвенит будильник и настанет день отъезда».

Вторая сцена

Дженни не хочет, чтобы мы использовали в качестве самолета подушку, кладя на нее кукол. Она берет пластмассовый самолет из имеющегося игрового материала и говорит: «Вы должны себе представить, что все сидите тут, внутри!» И, держа самолет, долго кружится по комнате и над морем, потом говорит: «Это и правда очень далеко отсюда», и в конце приземляется рядом с квартирой в Германии.

Третья сцена

Королева, Принцесса и Заяц в новой квартире, которая всем нравится.

Куклой Зайца я действую как двойник Дженни, дублирую ее, используя английские и немецкие слова при вербализации ее мыслей и чувств. Говорю, что здесь все чужое, что я плохо понимаю язык людей и опасаюсь, что принцессе может быть нелегко, когда она пойдет в школу.

Принцесса: «Ты — трусишка, зайка, это вообще не трудно!»

Четвертая сцена

Те же и Армин (кукла-Разбойник). Дженни дает следующие режиссерские указания: «Однажды утром он лежит с Королевой в кровати!» И она затем изображает куклой Принцессы изумление и любопытство.

Заяц: «Но, Принцесса, мы ведь ждем Короля — хотя и не знаем, приедет ли он вообще! Иногда я очень грущу, а иногда злюсь, потому что все самолеты приземляются без него!»

Принцесса: «Да, это так, поэтому Разбойник должен уйти! Давай, Заяц, помоги мне!» И после этого указания мы вместе выталкиваем Разбойника из кровати Королевы.

И все же Разбойнику разрешено остаться позавтракать. Королева настаивает на этом, помня наше режиссерское указание оставаться в рамках реальности.

В диалоге с Принцессой Заяц выражает вслух амбивалентные чувства и установки: ожидание Короля, разочарование, надежду на то, что Разбойник может быть симпатичным и т.п.

Пятая сцена

Режиссерское указание из роли руководителя игры: «Как будто прошло несколько месяцев, и Принцесса заметила, что у Королевы большой живот». Тем не менее, Дженни не включается в игру, поэтому я сам решаю: «Принц Петер появился на свет!»

Дженни: «Я хотела его пеленать, но мне было нельзя, а Армину — можно!»

Мы проигрываем этот конфликт. Моя коллега берет на себя роли Разбойника и родившегося Принца Петера.

В роли Зайца я вербализирую разочарование Дженни, ее злость и невысказанный вопрос: «Может, я для них уже не важна?»

Шестая сцена

Режиссерское указание к одной из сцен, в которой концентрируется содержание эпизодов, не раз повторявшихся в семье: «Как будто Королева приглашает Принцессу поехать вместе с ней за покупками в город, но Принцесса отказывается».

Однако Дженни высказывает желание играть по-другому: что Принцесса поехала вместе с Королевой. Ей, по-видимому, не хочется идентифицироваться со своей теневой стороной. Такой реакции можно было ожидать: дети, как правило, не хотят этого делать. Поэтому сцена проигрывается так, как предлагает Дженни, и я от лица Зайца облекаю в слова ту сторону Дженни, которая отвергает происходящее, показывает безразличие к «спектаклю», таким образом выражая злость и разочарование девочки.

И все же, когда Королева и Принцесса находятся в магазине (обозначенном в другом углу комнаты), Дженни совершенно спонтанно играет, что Принцесса удалилась в другую часть магазина и тайно позвонила в Америку Королю, желая узнать, когда он приедет.

После этой сцены я заканчиваю игру.

Во время короткого заключительного разговора в кругу мы спрашиваем Дженни, правильно ли мы представили в игре ее жизнь и отношения между ней и мамой. Она отвечает: «Вы просто настоящие ясновидцы!» Мы еще раз коротко и доступно, переходя от одного образа этой инсценировки к другому, расширяем нашу гипотезу и заканчиваем таким предложением: на следующей встрече можно поискать, как Дженни могла бы выразить свою злость другим, более конструктивным образом.

Комментарии

Работа с куклами, надеваемыми на руку, дает ребенку и родителям возможность более интенсивно работать во время сессии, участвуя в игре и влияя на ее ход. Она очень сближает консультанта, ребенка и родителей. Конечно, обращение с куклами требует тонкой моторной сноровки, но к шестилетнему возрасту дети ею, несомненно, уже обладают.

Во время кукольной инсценировки социометрический аспект психодрамы отходит на второй план, а ее моторное и игровое воздействие усиливается: дети получают возможность интенсивнее выражать свои чувства и желания, потому что, например, куклой-крокодилом можно действовать гораздо сильнее и энергичнее, чем маленькой пластиковой фигуркой. Поэтому во время подобного игрового общения с детьми консультант должен уверенно владеть ситуацией.

Кроме того, требования к проведению такой игры действительно выше, чем к проведению игры со статичными фигурами: необходимо структурировать сцену (Америка, море, Германия) и игру в пространстве всей комнаты, поддерживать родителей, работать с куклой-дублем, интегрировать ко-терапевта, воспринимать общую динамики — и это лишь основные направления работы.

Преимущество работы с куклами заключается в ее глубоком воздействии на участников, потому что ощущение телесного контакта с куклой намного интенсивнее, чем при работе с маленькими фигурами. Такая работа рождает у играющих сценический «стереоскопический эффект».

И в ходе дальнейшей работе с семьей Дженни можно было вновь использовать какой-либо конкретный образ нашей инсценировки. Например, прорабатывая чувство ревности, которое Дженни продолжала проявлять, отвергая мать, мы снова обращались к кукле-Принцессе, комментируя: «Кажется, будто Принцесса очень разозлена и из-за своего гнева не может увидеть, что нужно ее Зайцу». Тем самым мы помогали девочке на символическом уровне разобраться со своими реальными чувствами и шире взглянуть на происходящее. Чаще всего Дженни это очень нравилось, иногда она даже сама спонтанно брала кукол и предлагала проиграть актуальную тему в маленькой сценке.

Назад

Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе


В книге представлен опыт практической работы с детьми методом психодрамы. Авторы подробно описывают особенности применения этого метода в семейном консультировании, в индивидуальной психотерапии с детьми и подростками. Отдельные разделы книги посвящены профилактике агрессивного поведения детей в детском саду и школе. Приведены программы подготовки воспитателей и учителей к самостоятельной профилактической работе с детьми. Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также учителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация