|
Биографические инсценировки с куклами, надеваемыми на рукуВ следующем примере описана работа с 9-летней девочкой и ее матерью. Чтобы мать и дочь лучше осознали связь между событиями своей жизни, внутриличностной динамикой и симптоматическим поведением, мы сделали темой инсценировки биографию девочки. Интервенции с зайцем в качестве двойника были нацелены на то, чтобы преодолеть несоответствие между внутренними образами и реальностью. СемьяДженни было 2 года, когда ее отец, солдат армии США, должен был уехать из Германии обратно в Америку. Мать и дочь переехали вслед за ним. Примерно 2 года спустя отец демобилизовался из армии, дававшей ему внутреннюю опору и надежный доход. Он начал все больше и больше играть в азартные игры, менял места работы, а о пропитании должна была заботиться мать. В пятилетнем возрасте Дженни вместе с матерью вернулась в Германию. Женщина предоставила мужу право приехать позднее и тем самым показать, что он хочет взять на себя ответственность за семью, — муж не приехал. Через год состоялся развод. Когда Дженни было 8 лет, родился ее сводный брат Петер, отец которого, Армин, часто жил вместе с ними, но все-таки сохранял за собой свою собственную квартиру. Отношение матери к Армину было очень двойственным. ДинамикаДженни, импульсивная, крепкая девочка, до сих пор не теряла надежду, что папа, обладающей в ее глазах идеальными чертами, приедет в Германию, или заберет ее в США (он звонил ей примерно два раза в год). После возвращения в Германию Дженни очень медленно осознавала факт расставания с отцом, потерю родины и перемену языка. В школе ей первое время было тяжело, потому что она едва разговаривала по-немецки. На нового партнера матери девочка сначала прореагировала амбивалентно. Затем отношение Дженни к нему ухудшилось, не последнюю роль в этом сыграли жесткие авторитарные представления Армина о воспитании. После рождения брата к чувству неприязни присоединилась еще и сильная ревность. Дженни выработала для себя псевдо-автономию: она часто задерживалась у соседей, как будто бы ей не нужна была ее семья. Девочка часто обижала мать, отвергала ее или предъявляла к ней непомерно завышенные требования, чтобы потом оскорбленно удалиться, если эти требования не удовлетворялись. Мать чувствовала себя подавленной и разочарованной, не зная, как вести себя с дочерью, из чего Дженни делала вывод, что мать, как и Армин, больше любит маленького брата, чем ее. После нескольких бесед с семьей и наблюдений за игрой Дженни я решил для продвижения терапевтической работы использовать психодраматическую игру с куклами, надеваемыми на руку, так как из-за оппозиционного поведения Дженни проводить беседы с семьей становилось все тяжелее. Мать и Дженни согласились, они также не возражали, чтобы я привлек к работе мою коллегу, так как предстояло разыгрывать много ролей. Инсценировка была подготовлена матерью и моей коллегой, без Дженни. В процессе подготовки женщины обсуждали следующие гипотезы: - Дженни идеализирует отца; - Дженни, разочаровавшись в отце и будучи не в силах справиться с тревогой из-за своего двойственного к нему отношения, прибегает к расщеплению. Она проецирует «плохую» часть образа отца и свое «плохое» отношение к нему на мать и Армина; - Дженни защищает свои регрессивные желания, развивая псевдо-автономию. - Затем они разработали сценарий, руководствуясь следующими вопросами: - Какие периоды жизни мы должны рассмотреть и каково их главное содержание? - Какие фигуры подходят для инсценировки и какие дублирующие фигуры можно применить? Не в последнюю очередь эта подготовка служила тому, чтобы уменьшить состояние неуверенности матери. Инсценировка
КомментарииРабота с куклами, надеваемыми на руку, дает ребенку и родителям возможность более интенсивно работать во время сессии, участвуя в игре и влияя на ее ход. Она очень сближает консультанта, ребенка и родителей. Конечно, обращение с куклами требует тонкой моторной сноровки, но к шестилетнему возрасту дети ею, несомненно, уже обладают. Во время кукольной инсценировки социометрический аспект психодрамы отходит на второй план, а ее моторное и игровое воздействие усиливается: дети получают возможность интенсивнее выражать свои чувства и желания, потому что, например, куклой-крокодилом можно действовать гораздо сильнее и энергичнее, чем маленькой пластиковой фигуркой. Поэтому во время подобного игрового общения с детьми консультант должен уверенно владеть ситуацией. Кроме того, требования к проведению такой игры действительно выше, чем к проведению игры со статичными фигурами: необходимо структурировать сцену (Америка, море, Германия) и игру в пространстве всей комнаты, поддерживать родителей, работать с куклой-дублем, интегрировать ко-терапевта, воспринимать общую динамики — и это лишь основные направления работы. Преимущество работы с куклами заключается в ее глубоком воздействии на участников, потому что ощущение телесного контакта с куклой намного интенсивнее, чем при работе с маленькими фигурами. Такая работа рождает у играющих сценический «стереоскопический эффект». И в ходе дальнейшей работе с семьей Дженни можно было вновь использовать какой-либо конкретный образ нашей инсценировки. Например, прорабатывая чувство ревности, которое Дженни продолжала проявлять, отвергая мать, мы снова обращались к кукле-Принцессе, комментируя: «Кажется, будто Принцесса очень разозлена и из-за своего гнева не может увидеть, что нужно ее Зайцу». Тем самым мы помогали девочке на символическом уровне разобраться со своими реальными чувствами и шире взглянуть на происходящее. Чаще всего Дженни это очень нравилось, иногда она даже сама спонтанно брала кукол и предлагала проиграть актуальную тему в маленькой сценке. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе
В книге представлен опыт практической работы с детьми методом психодрамы. Авторы подробно описывают особенности применения этого метода в семейном консультировании, в индивидуальной психотерапии с детьми и подростками. Отдельные разделы книги посвящены профилактике агрессивного поведения детей в детском саду и школе. Приведены программы подготовки воспитателей и учителей к самостоятельной профилактической работе с детьми. Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также учителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |