Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Жадность и любопытство

Жадность — это базис, общий знаменатель всех страстей. Желаем ли мы получить сексуальное наслаждение, добиться взаимности со стороны возлюбленного или лелеем свою любовь к последнему, наши стремления в большей или меньшей степени продиктованы жадностью. О чем бы мы ни мечтали — об изысканных кушаньях и напитках, о богатстве, о власти, о славе,— глубинный мотив всех желаний — жадность.

Поясню свою мысль. Когда человек к чему-нибудь стремится, в чем-то нуждается, он испытывает потребность заполучить желаемое, и только тогда он испытает удовлетворение. В противном случае он будет чувствовать себя опустошенным. Например, прием воды и пищи — необходимое условие нашего существования, поэтому голод и жажда являются наиболее ярко выраженными влечениями, а голодовка оказывается самым эффективным способом обратить на себя общественное внимание.

Младенец не в состоянии прокормить себя самостоятельно. Поэтому он зависит от матери и физически, и психологически. Не случайно мы называем таких детей грудными, ведь их вскармливают грудью. Процесс приема и переваривания пищи, а также дальнейшего использования полученной таким образом энергии для формирования физической субстанции можно сравнить с «потреблением» и «усвоением» душевной теплоты, созидающей «субстанцию» психическую, которая подобно телу имеет свое строение, свою психическую «структуру».

Патологическая жадность находит свое выражение в мании, например в наркомании, поскольку наркотики сулят жизнь без проблем. Человек постоянно испытывает в чем-то крайнюю нужду: в пище, в оргазме, в женской груди, в мужчине, в его пенисе.

Мании и перверсии являются утрированным выражением зависимости индивида от окружающих. Амбивалентность между желанием и нежеланием что-то иметь, иными словами, между жадностью и защитной реакцией на последнюю отчетливо проявляется на примере распространенных психосоматических расстройств, ожирения и истощения. Человек, страдающий ожирением, испытывает непреодолимое желание поглощать как можно больше пищи, а индивид, страдающий от истощения, относится к материальной пище пренебрежительно и предпочел бы питаться воздухом. Он боится зависимости, подозревая, что прием пищи может ему повредить, и в связи с этим себя ограничивает.

Следовало бы сделать вывод, что человек, страдающий истощением, не испытывает жадности. Однако психоанализ свидетельствует о том, что защитная реакция отрицания служит прекрасным прикрытием для чрезвычайно выраженной жадности. Это неминуемо приводит к срывам, и человек втайне делает как раз то, что он, казалось бы, отрицает. Причиной подобной реакции являются расстройства ранних отношений между матерью и ребенком, связанные с актом отдачи и получения. Преодолеть данные проблемы непросто, поскольку они слишком рано возникают и быстро входят в привычку.

Любопытство — это желание выведать как можно больше нового, своего рода жадность до новостей. Любопытным мы называем человека, который испытывает непреодолимое желание постоянно узнавать что-то новое, человека, алчущего новостей.

Родство любопытства и жадности очевидно: их объединяет желание заполучить что-нибудь в свою собственность, инстинктивный импульс, требующий удовлетворения. Однако, в отличие от жадности, любопытство избирательно и довольствуется лишь чем-то новым. Речь идет о внешнем раздражителе, с которым любопытному человеку еще ни разу не приходилось сталкиваться. Именно такой раздражитель пробуждает и стимулирует любопытство. Привычное, знакомое не удовлетворяет любопытного человека, его влечет только новое.

Наряду с сексуальностью, размножением и базовыми потребностями — голодом, жаждой, сном и бодрствованием — самоутверждение и любопытство являются своеобразными элементарными системами мотиваций (Lichtenberg, 1989), способными вызывать столь же значительный эффект, что и страсти. «Исследовательская манера поведения» и «пытливость» также являются выражением влечений, подчиненных биологическим закономерностям. Поэтому мы говорим о жажде знаний и об информационном голоде.

Познание доставляет удовольствие. Путь к знанию полон предвкушения и энтузиазма. Момент открытия можно сравнить с оргазмом. Поэтому любопытство — это позитивная, плодотворная и творческая страсть, стремящаяся к наслаждению. Благодаря любопытству люди познают неизведанное. Запретный плод сильнее всего возбуждает любопытство.

Под воздействием воспитания любопытство может быть подавлено. Происходит подобное нередко, поскольку, как правило, пытливость включает в себя наряду с развитием речи и мышления сексуальное любопытство. Ребенок желает знать, откуда берутся дети и какую роль играют в их появлении на свет отец и мать. Он с рвением пытается отыскать ответ на данный вопрос и не успокаивается, пока в этом не разберется. В поисках ответа на помощь ребенку приходит воображение. Ребенок начинает выдвигать различные гипотезы возникновения человека, поначалу нерешительно, затем более настойчиво рассуждает он о рождении из пупка или о зачатии путем проникновения сперматозоида в яйцеклетку, однако не понимает, каким образом это происходит. Постепенно он разрабатывает ряд теорий, касающихся сексуальности, зачатия и рождения. Данные фантазии представляют собой подлинные творения, которые превращают ребенка в независимое существо и заполняют его внутренний мир образами, чувствами и любовью. Он самоотверженно ищет ответ на любой вопрос и добивается своего. Однако ответ открывает еще больше вопросов. Если ответ на тот или иной вопрос умышленно утаивается от ребенка или родители отказываются отвечать малышу, то он обижается и перестает задавать вопросы. Последствия этого бывают плачевными. В сознании человека любопытство остается навсегда связанным с наказанием, неприятными переживаниями, стеснением, отвращением и чувством вины. Подобный человек старается задавать поменьше вопросов. Это ограничение, а также травматизация и страх перед угрозой наказания формируют невротический комплекс, включающий в себя «торможение, тревогу и симптом» (Freud, 1926). Развитие человека, не задающего вопросы, останавливается.

Положительные результаты, которые нередко достигаются в процессе психоаналитической терапии после того, как устраняются тревога и торможение, возникшие еще в детстве как реакция на неприемлемое, но вполне естественное любопытство к половым вопросам, свидетельствуют о том, что при отсутствии свободы в данных вопросах отсутствует и любопытство.

Любовь к зрелищам заставляет нас смотреть на нечто невиданное широко раскрытыми глазами, что объясняется «фаллическим» удовольствием от проникновения в ситуацию. В психоаналитическом контексте это означает, что сущность любопытства обусловлена двумя психосексуальными стадиями развития: в оральной стадии доминирует потребление, а в стадии генитальной — проникновение. Эта последовательность имеет одинаковую силу и для девочек, и для мальчиков. Наряду с «потреблением» (фаллоса, семени во время полового акта, а также информации по интересующему вопросу) женщины испытывают характерную для мужчин потребность в психологическом проникновении, в исследовании и изучении.

Любопытство особенно велико в латентный период, когда индивид испытывает минимальный половой интерес. Преисполненный тем же волнением, которое некогда охватывало ребенка, размышляющего над половыми вопросами, подросток исследует реальность. Он с восторгом «проглатывает» авантюрные романы, в которых рассказывается о пещерах и сокровищах, и сам стремится испытать новые ощущения. Любопытство — это двигатель интеллекта, это восхитительная и волнующая погоня за знанием; стимулом для нее служит неподатливость реальности, которую человек хочет покорить во что бы то ни стало, а результатом ее оказывается раскрытие все новых и новых перспектив.

Назад Вперед

Любовь, ненависть, зависть, ревность


Мы живем в рационалистическом обществе, в котором бал правят экономические интересы, целесообразность и расчет. Однако и сегодня люди по-прежнему зависят от пылких чувств, хотя эти чувства нередко вытесняются за порог сознания. Книга немецкого психоаналитика Петера Куттера о том, как заставить страсти — любовь, ненависть, ревность и ярость — служить здоровью, а не разрушать его; как, постигая самого себя, улучшить свою жизнь в целом. Автор книги — преподаватель франкфуртского университета, опытный психотерапевт, долгие годы практиковавший групповую психотерапию, — не только рассказывает о бессознательной природе страстей, но и иллюстрирует свои объяснения примерами из психоаналитической практики.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация