|
О возможности нового отношения к страстямРационально настроенные сторонники технического прогресса не учитывают всех факторов, определяющих человеческую жизнь. Убежденные или спонтанные преобразователи, живущие под утопическим девизом: «Будь реалистичным, требуй невозможного!», упускают из виду одно важное обстоятельство: существование человеческих влечений, врожденной страстности человеческой натуры. Эту энергию невозможно безнаказанно втиснуть в рамки определенной схемы, воспринимая людей сквозь призму статистики и систематизируя их словно автоматы, с помощью которых можно и нужно добиваться осуществления экономических или политических задач. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матф. 16:26). В интересах нашего выживания — познать собственные страсти, правильно их оценить и научиться ими управлять. Прежде всего речь идет о таких конструктивных страстях, как любовь и эротическое чувство. Тем не менее здоровая ненависть, праведная ярость, отрадная месть и открытая вспышка гнева предпочтительней годами подавляемых злости и враждебности, обрекающих нас на мигрени, желудочные недомогания, расстройства дыхания и гипертонию. К человеческим страстям относятся также зависть и ревность, которые мы, как подобает просвещенным европейцам, стараемся не замечать, а в крайнем случае подавляем, идя на поводу у оскорбленной гордости и задетого тщеславия. Не лучше ли было бы открыто признать, что порой у нас возникает и зависть, и ревность, и, вместо того чтобы скрывать подобные чувства, поговорить о них по душам с человеком, которому можно доверять. Для того чтобы избежать ненависти и гнева, мстительности и ярости, зависти и ревности, необходимо не только научиться правильно управлять данными чувствами, но и устранить их основную причину. Помочь в этом способны групподинамические сеансы, участники которых имеют возможность выплеснуть свою агрессивность. Первичная терапия, дающая возможность выражать гнев в буквальном смысле криками, позволяет освобождать людей, превратившихся в «марионеток цивилизации», от сковывающего их «панциря» характера и в процессе психоаналитической работы извлекать на поверхность мотивы, берущие начало в детском возрасте, помещая их в центре внимания нынешней психоаналитической ситуации. Чаще всего мы называем страстями любовь, эротическое чувство и сексуальность. Если в процессе взаимообогащающего общения между людьми эти страсти вольются в чувственный диалог, естественным образом дополненный эротизмом и сексуальностью, то человеческие отношения, в том числе чисто профессиональные, только выиграют. Предпосылками для этого являются отрицание ограниченных моральных представлений, не сопровождаемое страхом потерять над собой контроль, а также утверждение чувственности в разумных эмоциональных пределах. Стимул для этого индивид может получить только из ид, поскольку ид — это резервуар энергии, источник любых страстей. Ид подобно сжатой пружине, колебания которой дают эго силы для действий. В этом смысле эго подчиняется влечениям ид, подобно платоновскому всаднику, который вверяет себя коню, чтобы достигнуть определенной цели быстрее, чем пешеход. Следовательно, эго не отворачивается от влечений, а поддерживает с ними тесную связь, подпитывая свою мускулатуру кровью, которую вырабатывает ид. Страстность характеризует человека не меньше, чем его интеллект, убеждения и речь, и может быть интегрирована в эго. Основные мотивы человеческого поведения коренятся глубоко в страстности и определяют своеобразие личности. Эту мысль подтверждает, в частности, то обстоятельство, что мы лучше узнаем человека, когда видим его во власти сильных чувств: любви, ярости, фанатичной политической идеи или воодушевления, возникающего на пороге открытия. Однако нам необходимо осознать также свою скрытую агрессивность, подавленные гнев и злость. Мы предпочитаем не обращать внимания на данные негативные страсти, поскольку природа их слишком примитивна, вытесняем их или проецируем на окружающих: «преступников», «бездомных», «сумасшедших», «чужаков», «иностранцев», «евреев». Поистине, нам легче заметить соломинку в глазу ближнего, чем бревно — в собственном. Осознать свое бездушие нелегко, но это разочарование стоит того, коль скоро благодаря этому мы получим возможность совершенствоваться в процессе межличностных отношений. В таком случае примитивный гнев, это «ужасающее и жестокое животное» — как метко выразился еще в 1538 году отец современной психологии Жан Луи Вив,— окажется на службе эго, будучи в него интегрированным, и в диалогическом плане обогатит нашу личность. Внимание друзей и чувство принадлежности к определенной группе могут помочь индивиду в осознании примитивных страстей, чреватым травмой для чрезвычайно уязвимого чувства собственного достоинства. При этом недостаточно того, что данные чувства будут осознаны. Необходимо их прочувствовать. Иными словами, речь идет не только о том, чтобы осознать бессознательное, но и о том, чтобы почувствовать доселе неощутимое. Родители, ответственно относящиеся к воспитанию своих детей, имеют возможность влиять на развитие их склонностей, выбирая для этого оптимальную психологическую дистанцию. Таким образом, дети перестанут служить корыстным интересам родителей, средством для компенсации упущенной любви и неудач. Предпосылкой для этого может оказаться общественное мнение, поощряющее подобных отцов и матерей, а кроме того материальная поддержка, финансирование детских учреждений. Отдав ребенка в детский сад или ясли, родители на целый день освобождают себя от утомительных хлопот, связанных с малышом, и не наносят ему вред своим неминуемым раздражением. Общество сверстников дает ребенку пищу для размышлений и воспитывает самостоятельность. Забирая ребенка из детского сада, соскучившиеся без него мать и отец, радуются встрече с малышом и проявляют гораздо больше нежности и заботы, чем в том случае, если бы им пришлось целый день неотрывно провести со своим отпрыском. Мы можем доверить посторонним людям заботу о наших детях, однако не для того, чтобы махнуть на них рукой. Ребенок должен постоянно ощущать, что мама и папа рядом с ним, и даже если их нет в данную минуту, то они где-то поблизости и скоро появятся. Женщинам воплощение этого замысла дается тяжелее, чем мужчинам, ведь девочек воспитывают, как правило, в соответствии с господствующим в обществе женским идеалом «миролюбивой» особы. Считается, что женщина должна быть ласковой, податливой, нежной, любящей, преданной, готовой к состраданию, и полагают так не только мужчины, но и сами женщины. Мужчины могли бы взять на себя часть ответственности за воспитание детей. Коль скоро мужчина и женщина имеют равные права для реализации своих профессиональных качеств, почему бы мужчинам не попробовать себя в качестве отцов. Поддаваясь настроениям, царящим в обществе, мы переоцениваем значение профессиональной карьеры и недооцениваем роль домохозяйки и домовитого мужчины, отца и матери, а также перспективы, открывающиеся в общении с детьми, подростками, которые, взрослея, становятся нашими друзьями. Они дают нам возможность вновь ощутить, казалось бы, давно вытесненные чувства, эмоции, страсти, поскольку бессознательно мы видим в детях свое отражение, свое детство, свою юность. Общаясь с детьми, мы начинаем лучше понимать не только их, но и самих себя; мы размыкаем порочный круг изоляции. Таким образом, непреодолимая агрессивность, интегрированная в эго, способна стимулировать нас, подобно конструктивной страсти, обогащающей межличностные отношения. Мы еще не осознали, насколько велико значение страстей и их влияние на здоровье человека. Мы бы не стали открыто выражать эмоции, связанные с ненавистью и любовью, эротизмом и мстительностью, ревностью и завистью, если бы нами не руководило то, что Эрнст Блох именует принципом надежды, если бы мы не уповали на достижение недостижимого и недоступного, черпая свою уверенность в любопытстве. Даже желание познать страсть и вера в свои потенциальные возможности являются хорошим подспорьем в формировании нового отношения к страстям. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Иоганн Вольфганг Гете, «Фауст»). Любовь, ненависть, зависть, ревность
Мы живем в рационалистическом обществе, в котором бал правят экономические интересы, целесообразность и расчет. Однако и сегодня люди по-прежнему зависят от пылких чувств, хотя эти чувства нередко вытесняются за порог сознания. Книга немецкого психоаналитика Петера Куттера о том, как заставить страсти — любовь, ненависть, ревность и ярость — служить здоровью, а не разрушать его; как, постигая самого себя, улучшить свою жизнь в целом. Автор книги — преподаватель франкфуртского университета, опытный психотерапевт, долгие годы практиковавший групповую психотерапию, — не только рассказывает о бессознательной природе страстей, но и иллюстрирует свои объяснения примерами из психоаналитической практики.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |