Менделевич Владимир Давыдович
Патопсихология невротических расстройств
Содержание:
Внимание
Глава 4 книги Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». — М.: МЕДпресс-информ, 2002 г.
|
Память
Нарушения памяти являются одними из характерных и частых, но неспецифических проявлений при невротических расстройствах. Как правило,
отмечаются нарушения механического запоминания. Другие нарушения памяти описываются лишь как сопутствующие. По мнению А.М. Вейна и Б.И. Каменецкой, мнестический
дефект у больных неврозами связан с патологическими эмоциональными состояниями.
Клинические наблюдения и ряд патопсихологических экспериментов последних лет указывают на то, что значение особенностей функционирования
памяти в генезе невротических и, в целом, пограничных психических расстройств может выходить за патоплатические рамки. Это связано с генетически заданными
церебральными особенностями личности (в том числе мнестическими), специфической нейродинамической организацией мозговых структур, которая подразумевает
хранение личностью информации (жизненного опыта) и свойственных ей высших психологических установок. Все вышеперечисленное включается в понятие почвы,
которая способствует формированию непсихотических нарушений и при некоторых состояниях, например у психопатических личностей, блокирует полноценную адаптацию
личности в силу невозможности использовать прошлый опыт.
Патопсихологические исследования последних лет (В.Д. Менделевич, В.Т. Плещинская) указывают на тот факт, что
наряду с нарушениями процесса запоминания при неврозах страдают и иные мнестические функции, в частности воспроизведение и забывание, специфически изменяется
соотношение непосредственной и опосредованной памяти. Клиническое исследование пациентов с различными формами невротических расстройств показывает, что
для большинства обследованных больных события, вызывающие невроз, оказываются неожиданными (неспрогнозированными). Анализ мнестических особенностей психической
деятельности больных показывает, что у подавляющего большинства пациентов события, вызывающие невротические расстройства, часто идентичны тем, которые
и ранее либо приводили пациентов к ситуационным невротическим реакциям, либо сопровождались психосоматическими нарушениями. Парадоксальным оказывается
тот факт, что, несмотря на то что пациентам должен быть известен психотравмирующий характер событий на основании собственного прошлого опыта, они как
и прежде исключают наиболее значимое и потенциально психотравмирующее событие из вероятностного прогноза. Оно оказывается вновь неспрогнозированным.
Как продемонстрировали результаты патопсихологических экспериментов, показатели непреднамеренного запоминания у больных неврозами отличаются
от показателей психически здоровых лиц. У больных неврозами оказывается нарушенным процесс непреднамеренного запоминания житейских событий. Данное нарушение
проявляется в снижении способности запоминать как собственные прогнозы развития ситуаций, так и их фактический ход. Кроме того, у больных неврозами не
обнаруживается столь явной для здоровых тенденции к более полному запоминанию рядов собственных предсказаний по сравнению с рядами действительных событий.
Особенно ярко это представлено при равновероятных прогнозах.
Неврозология и психосоматическая медицина
В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.
|
|